Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Матвеева М.К., единолично, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя ФКУ "Управление автомобильной дороги общего пользования федерального значения "Вилюй" Федерального дорожного агентства Толстых И.Г. на постановление Вилюйского районного суда РС (Я) от 27 августа 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.7.13 КоАП РФ, в отношении юридического лица - федерального казенного учреждения "Управление автомобильной дороги общего пользования федерального значения "Вилюй" Федерального дорожного агентства, которым
постановлено:
Признать виновным федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной дороги общего пользования федерального значения "Вилюй" Федерального дорожного агентства" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.7.13 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя ФКУ "Управление автомобильной дороги общего пользования федерального значения "Вилюй" Федерального дорожного агентства Поливода А.С, действующей на основании доверенности 09.01.2019 г. N.., ведущего специалиста отдела государственной охраны и надзора за объектами культурного наследия Департамента Республики Саха (Якутия) по охране объектов культурного наследия Евсеева Н.Е, суд
УСТАНОВИЛ:
05 августа 2019 года ведущим специалистом отдела государственной охраны и надзора за объектами культурного наследия Департамента Республики Саха (Якутия) по охране объектов культурного наследия Евсеевым Н.Е. в отношении ФКУ "Управление автомобильной дороги общего пользования федерального значения "Вилюй" Федерального дорожного агентства (далее - ФКУ "Упрдор "Вилюй") составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.7.13 КоАП РФ в связи с нарушением требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия.
27 августа 2019 года Вилюйским районным судом РС(Я) вынесено вышеуказанное постановление, с которым не согласилось ФКУ "Упрдор "Вилюй", обратилось с жалобой законного представителя Толстых И.Г. в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в порядке, установленном статьями 30.1 - 30.2 КоАП РФ, в которой просит отменить постановление и прекратить производство по делу.
В обоснование жалобы указано, что в действиях ФКУ "Упрдор "Вилюй" отсутствует состав административного правонарушения, поскольку увеличения границы полосы отвода автомобильной дороги не имело место. Работы, проводимые на участке автомобильной дороги км 542+000 - км 560+ 000, являются капитальным ремонтом в границах уже ранее занимаемой автомобильной дороги. При этом утверждение административного органа об увеличении границ дороги на 1 метр является необоснованным, поскольку работы ведутся строго в отведенных границах полосы отвода. В ходе работ культурный слой не был тронут, сотрудники административного органа имели свободный доступ к территории объекта археологического наследия. Результаты измерений с указанием координат не содержат сведений относительно точек их отсчета, также отсутствуют сведения о том, является навигатор Garmin GPSMAP 64 техническим средством измерения согласно Федеральному закону от 26.06.2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений". Вопреки протоколу об административном правонарушении, сведений об изменении культурного слоя объекта археологического наследия, не имеется. Выполняемые ремонтные работы на сохранность объекта не повлияли, в материалы дела такие доказательства не представлены. Кроме того, заявитель полагает, что в данном случае имеются основания для снижения размера административного штрафа в размере ниже низшего предела санкции ч.3 ст.7.13 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель ФКУ "Упрдор "Вилюй" Поливода А.С. жалобу поддержала в полном объеме, просит отменить постановление и прекратить производство по делу, либо снизить размер штрафа.
В судебном заседании ведущий специалист отдела государственной охраны и надзора за объектами культурного наследия Департамента Республики Саха (Якутия) по охране объектов культурного наследия Евсеев Н.Е. с жалобой не согласился, полагает постановление суда законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав представителя привлекаемого юридического лица, должностного лица административного органа составившего протокол об административном правонарушении, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.3 ст.7.13 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в отношении выявленных объектов культурного наследия или на их территориях, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей.
Как следует из материалов дела, в связи с поступлением 27 июня 2019 года в Департамент Республики Саха (Якутия) по охране объектов культурного наследия письма Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук от 27.06.2019 г. за исх. N... о проведении капитального ремонта федеральной дороги А-331 "Вилюй" на территории выявленного объекта археологического наследия "Стоянка Эльгяне" с нарушением законодательства, был осуществлен выездной осмотр места проведения капитального ремонта дороги федерального значения.
Распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 24 апреля 2008 года N 402-р "Об утверждении объектов культурного наследия - выявленных недвижимых памятников истории и культуры" Стоянка Эльгяне утверждена за N 15 в составе археологических памятников Вилюйского улуса (района) и является памятником археологии.
В результате выездного осмотра составлен акт осмотра объекта культурного наследия "Стоянка Эльгяне", его территории и зон охраны от 11 июля 2019 года N.., согласно которому установлено, что работы по ремонту проводятся на основании проектной документации разработанной ООО "СибПроектНИИ".
Согласно раздела 7 Проектной документации предусмотрены мероприятия по обеспечению сохранности объекта археологического наследия "Стоянка Эльгяне", расположенного в границах участка км дороги км 542+000 - км 560+ 000 автомобильной дороги А-331 "Вилюй". Так, указано о необходимости организации и проведении спасательных полевых археологических работ на участке объекта археологического наследия, расположенного в зоне объекта "Капитальный ремонт автомобильной дороги А-331 "Вилюй" Тулун - Братск - Усть-Кут - Мирный - Якутск. На этапе осуществления капитального ремонта, необходимо осуществлять ремонтные работы только в пределах обследованной полосы проектируемого объекта и после выполнения мероприятий по обеспечению сохранности объекта археологического наследия.
Согласно сведениям Департамента Республики Саха (Якутия) по охране объектов культурного наследия и Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук, письменное уведомление о проведении археологических полевых работ в местности "Стоянка Эльгяне" не поступало.
Таким образом, в нарушение требований части 5 статьи 5.1, частей 1 - 3 статьи 36 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" ФКУ "Упрдор "Вилюй" начало проведение ремонтных работ без мер по обеспечению сохранности выявленных объектов археологического наследия.
Данные обстоятельства явились основанием для составления в отношении ФКУ "Упрдор "Вилюй" протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.7.13 КоАП РФ.
Исследовав представленные протокол об административном правонарушении и собранные по делу материалы, судья районного суда пришел к выводу о доказанности вины ФКУ "Упрдор "Вилюй" в совершении административного правонарушения и привлечении его к административной ответственности.
Факт совершения указанного административного правонарушения ФКУ "Упрдор "Вилюй" подтверждены совокупностью доказательств: протоколом об административном правонарушении от 05.08.2019 г. N.., акт осмотра объекта культурного наследия "Стоянка Эльгяне", его территории и зон охраны от 11 июля 2019 г. N.., также другими доказательствами, которым судьей районного суда была дана надлежащая оценка на предмет их достоверности и допустимости, в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ.
Доводы жалобы об отсутствии расширения полосы отвода автомобильной дороги и сохранения доступа к объекту культурного наследия, подлежат отклонению.
Так, дело об административном правонарушении в отношении ФКУ "Упрдор "Вилюй" возбуждено не по факту создания препятствия к допуску к объекту выявленного культурного наследия, а в связи с проведением ремонтных работ без принятия предварительных мер по обеспечению сохранности выявленных объектов археологического наследия в соответствии с порядком, установленным частью 5 статьи 5.1, частями 1 - 3 статьи 36 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Вместе с тем, доводы заявителя о снижении размера административного штрафа достойны внимания. Оспариваемое постановление в части размера назначенного наказания в виде административного штрафа подлежит изменению.
В соответствии с ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В силу ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Исходя из положений статей 3.5 и 4.1 КоАП РФ, в целях исключения избыточного ограничения прав ФКУ "Упрдор "Вилюй", финансируемого из федерального бюджета, назначенное ему административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией частью 3 статьи 7.13 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
постановление Вилюйского районного суда РС (Я) от 27 августа 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.7.13 КоАП РФ, в отношении юридического лица - федерального казенного учреждения "Управление автомобильной дороги общего пользования федерального значения "Вилюй" Федерального дорожного агентства изменить, снизить размер административного штрафа до 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей.
В остальной части постановление Вилюйского районного суда РС (Я) от 27 августа 2019 года оставить без изменения.
Судья Верховного Суда
Республики Саха (Якутия) М.К. Матвеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.