Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе
председательствующего судьи Доржиевой Б.В,
судей Малолыченко С.В, Казакевич Ю.А,
при секретаре Лопатиной О.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 4 сентября 2019 г. гражданское дело исковому заявлению заместителя прокурора Приаргунского района Забайкальского края в интересах Дегтяревой Ф. К. к администрации муниципального района "Приаргунский район" Забайкальского края о взыскании задолженности по пенсии за выслугу лет на муниципальной службе,
по апелляционной жалобе представителя ответчика Литвинцева С.Н.
на решение Приаргунского районного суда Забайкальского края от 25 июня 2019 г, которым постановлено:
"Исковое заявление заместителя прокурора Приаргунского района Забайкальского края, действующего в интересах Дегтяревой Ф. К, к администрации муниципального района "Приаргунский район" Забайкальского края о взыскании задолженности по пенсии за выслугу лет удовлетворить.
Взыскать с администрации муниципального района "Приаргунский район" Забайкальского края в пользу Дегтяревой Ф. К. задолженность по пенсии за выслугу лет в сумме 393 792 (триста девяносто три тысячи семьсот девяносто два) рубля".
Заслушав доклад судьи Малолыченко С.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Приаргунского района обратился в суд с иском в интересах Дегтяревой Ф. К, указывая на то, что по факту её обращения по вопросу невыплаты ответчиком задолженности по муниципальной пенсии прокуратурой была проведена проверка.
На основании Положения о пенсии за выслугу лет лиц, замещавших должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального района "Приаргунский район" администрацией было вынесено распоряжение от "Дата" N о назначении Дегтяревой Ф.К. муниципальной пенсии за выслугу лет с "Дата" в сумме 10 000 руб. С "Дата" размер пенсии был изменен в связи с принятием советом муниципального района решения от "Дата" N "О внесении изменений в Положение о пенсии за выслугу лет лиц, замещавших должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального района "Приаргунский район", утвержденное решением совета муниципального района N от "Дата" и стал составлять 5 237 руб. в месяц. Однако в период с "Дата" по "Дата" в связи с нерегулярной выплатой муниципальной пенсии за выслугу лет у ответчика перед Дегтяревой Ф.К. образовалась задолженность в размере 393 792 руб. Поскольку администрацией были нарушены пенсионные права Дегтяревой Ф.К, прокурор просил суд взыскать данную задолженность в пользу Дегтяревой Ф.К. (л.д. 6-7).
Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. 52-56).
В апелляционной жалобе представитель ответчика указывает на несогласие с вынесенным решением суда первой инстанции, просит его отменить по следующим основаниям. Дегтяревой Ф.К. действительно была назначена муниципальная пенсия за выслугу лет. Однако задолженность перед ней образовалась из-за тяжелого финансового положения в муниципальном районе "Приаргунский район", которое не позволяет администрации своевременно исполнять свои финансовые обязательства. Несмотря на данное обстоятельство, администрация принимает меры к исполнению своих обязательств. За 2019 г. задолженности перед истцом у администрации не имеется. Данный факт, отраженный в отзыве на исковое заявление, не был учтен судом первой инстанции. Таким образом, при вынесении решения судом не было в полном объеме исследовано пенсионное законодательство, не учтено финансовое положение муниципального района и не исследовано бюджетное законодательство (л.д. 71-72).
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о рассмотрении дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении дела не направляли.
Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела и обжалуемое решение в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), заслушав заключение прокурора Выскубовой С.А, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении дела таких нарушений судом первой инстанции судебной коллегией не установлено, имеющие значение для дела обстоятельства установлены правильно и подтверждаются исследованными в суде доказательствами, которым дана правильная правовая оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 12 ч. 1 ст. 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (п. 5 ч. 1 ст. 23).
В силу ч. 2 ст. 24 указанного Федерального закона определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в период назначения истцу пенсии 2 июля 2013 г.) условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Согласно ч. 1, 2 ст. 53 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Статей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета. Орган местного самоуправления вправе принимать решение о порядке, условиях и размерах муниципальных пенсий (доплат к пенсиям) самостоятельно.
Статьей 11 Закона Забайкальского края от 29 декабря 2008 г. N108-ЗЗК "О муниципальной службе в Забайкальском крае" предусмотрено, что условия предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Основания возникновения права на пенсионное обеспечение за выслугу лет государственных гражданских служащих Забайкальского края и лиц, замещавших государственные должности Забайкальского края, а также порядок назначения пенсии за выслугу лет и определения ее размера урегулированы Законом Забайкальского края от 11 февраля 2009 г. 145-ЗЗК "О пенсионном обеспечении за выслугу лет государственных гражданских служащих Забайкальского края".
В целях указанного Закона края в ст. 1 используются следующие основные понятия: пенсия за выслугу лет - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Законом края, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной гражданской службы края по достижении установленной настоящим Законом края выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности).
В ч. 2 ст. 2 Закона Забайкальского края от 11 февраля 2009 г. N 145-ЗЗК "О пенсионном обеспечении за выслугу лет государственных гражданских служащих Забайкальского края" предусмотрено, что пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", и выплачивается одновременно с ней независимо от получения накопительной пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N424-ФЗ "О накопительной пенсии".
Финансирование пенсии за выслугу лет осуществляется за счет средств бюджета Забайкальского края (ст. 3 Закона).
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, распоряжением администрации муниципального района "Приаргунский район" от "Дата" N Дегтяревой Ф.К. назначена пенсия за выслугу лет в размере 10 000 руб. с "Дата" (л.д. 24).
Справкой N от "Дата", выданной администрацией муниципального района "Приаргунский район", подтверждается наличие перед истцом задолженности по выплате пенсии по выслуге лет за период с "Дата" по "Дата" в размере 393 792 руб. (л.д. 23, 46).
В соответствии с Решением Совета муниципального района "Приаргунский район" N от "Дата", которым внесены изменения в пп.2.1 п.2 Положения о пенсии за выслугу лет лиц, замещавших должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального района "Приаргунский район", утвержденного Решением Советом муниципального района "Приаргунский район" N от "Дата", выплата пенсии производится один раз в месяц за предшествующий месяц в срок до 20 числа каждого месяца.
Вышеназванным Решением размер пенсии Дегтяревой Ф.К. снижен до 5 237 руб. в месяц.
Оценивая в совокупности приведенные нормы материального права и фактические обстоятельства дела, судебная коллегия приходит к выводу, что федеральным законодательством закреплено право муниципального служащего на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации, при этом пенсионное обеспечение за выслугу лет относится к числу специальных гарантий, предоставляемых муниципальным служащим, которое предоставляется помимо пенсии, назначаемой на общих основаниях. Предусматривается, что данный вопрос может регулироваться законами, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также актами органов местного самоуправления, что не связывает его исполнение с таким условием, как отсутствие у муниципального образования необходимых собственных денежных средств для выплаты муниципальным служащим указанной доплаты к пенсии.
Изложенное свидетельствует об обязанности ответчика выплачивать истцу пенсию в установленном размере, не допуская задолженности, размер которой ответчиком не оспаривается. Таким образом, у районного суда имелись правовые основания для удовлетворения требований истца в полном объеме.
Довод представителя ответчика о том, что суд первой инстанции вынес решение без учета финансового положения, не может быть принят во внимание, поскольку истец Дегтярева Ф.К. просила восстановить ее законное право, а обязательство по выплате пенсии принято на себя администрацией муниципального района "Приаргунский район" добровольно и в соответствии с законом.
Решение суда первой инстанции принято с учетом положений норм Федерального закона РФ N 166-ФЗ от 15.12.2001 "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Федерального закона РФ N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" и Закона Забайкальского края от 29.12.2008 N 108 - ЗЗК "О муниципальной службе в Забайкальском крае", в связи с чем довод ответчика об обратном также является неверным.
Разрешая спор, суд первой инстанции полно и правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, оценил по правилам ст. 67 ГПК РФ представленные в дело доказательства, применил нормы материального закона, подлежащие применению в данном деле и постановилверные выводы об удовлетворении иска.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены законного и обоснованного решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Приаргунского районного суда Забайкальского края от 25 июня 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Б.В. Доржиева
Судьи С.В. Малолыченко
Ю.А. Казакевич
Копия верна С.В. Малолыченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.