Судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Пичуева В.В.
и судей Смолякова П.Н, Ходюкова Д.С,
при секретаре Дружининой Н.И,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 28 августа 2019 года административное дело по административному иску Евликовой Н. Г. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю (далее - Росреестр) о признании предписания N 80 от 22.02.2018г. об устранении нарушения земельного законодательства незаконным (недействительным), взыскании судебных расходов,
по апелляционной жалобе представителя административного истца по доверенности Бянкиной К.М,
на решение Читинского районного суда Забайкальского края от "Дата", которым постановлено: в удовлетворении иска отказать.
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Пичуева В.В, судебная коллегия
установила:
Евликова Н.Г.обратилась в суд с вышеназванным исковым заявлением, указывает, что "Дата" по результатам внеплановой выездной проверки, проведенной с 12 июля по "Дата" государственным инспектором по использованию и охране земель Сукачевой Т.П. в отношении Евликовой Н.Г. было вынесено предписание N об устранении нарушения земельного законодательства РФ. Данным предписанием на истца возложена обязанность произвести следующие действия: устранить нарушения: в срок до "Дата" привести вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 75:22:610101:410, расположенный по адресу: с. Арахлей, мкрн. Восточный, владение 02/03 в соответствии с фактическим использованием, либо осуществлять использование земельного участка в соответствии с целевым назначением согласно сведениям ЕГРН.
"Дата" по результатам внеплановой выездной проверки с 13 февраля по "Дата" государственным инспектором по использованию и охране земель Сукачевой Т.П. в отношении Евликовой Н.Г. было вынесено предписание N об устранении нарушения земельного законодательства РФ. Данным предписанием на истца возложена обязанность произвести следующие действия: устранить нарушения: в срок до 22 августа 2019 года привести вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 75:22:610101:410, расположенный по адресу: "адрес", мкрн. Восточный, владение 02/03 в соответствии с фактическим использованием, либо осуществлять использование земельного участка в соответствии с целевым назначением согласно сведениям ЕГРН. Предписание N от 22 февраля 2019 года считает незаконным и подлежащим отмене.
Указанный ненормативный акт вышестоящему должностному лицу, органу не обжаловался.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права, выданного 26 августа 2008 года, истец имеет в собственности часть жилого дома общей площадью 28.5 кв.м, расположенного по адресу: с. Арахлей, мкрн. Восточный, владение 02/03 и магазин, являющейся частью вышеуказанного жилого дома общей площадью 48.4 по тому же адресу. Какие-либо ограничения относительно вида предпринимательской деятельности не установлены, кроме размещения в жилых помещениях промышленных производств. Истец имеет в собственности земельный участок с кадастровым номером 75:22:610101:410, расположенный по адресу: с. Арахлей, мкрн. Восточный, владение 02/03, категория земель: земли особоохраняемых территорий и объектов - для ведения личного подсобного хозяйства площадью 658 кв.м. На территории данного участка размещены жилой дом, частью которого является магазин, т.е. вид разрешенного использования земельного участка соответствует фактическому использованию.
Просила суд признать предписание Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю о признании предписания N от "Дата" об устранении нарушения земельного законодательства незаконным (недействительным), взыскать судебные расходы.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель истца Бянкина К.М. просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Полагает, что дело в суде первой инстанции не рассмотрено, мотивировочная часть решения состоит из одного абзаца. Не понятно на основании каких умозаключений, законодательных актов или судебной практики суд пришел к выводу о правовом или не правовом значении доводов представителя. В решении отсутствует надлежащая оценка изложенным доводам истца. Кроме того, в соответствии со ст. 103, 111 КАС РФ понесенные истцом судебные расходы подлежат возмещению Управлением Росреестра в пользу административного истца.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя истца Бянкиной К.М, поддержавшей доводы жалобы, представителя Управления Росреестра Давыдовой А.В. об оставлении жалобы без удовлетворения, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что Евликова Н.Г. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: Читинский район, тер. оз. Арахлей, мкрн. Восточный, владение 02-1/03 кадастровый N, относящегося к категории земель: земли особо охраняемых территорий и объектов - для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 658 кв.м, часть жилого дома общей площадью 28.5 кв.м, расположенного по адресу: с. Арахлей, мкрн. Восточный, владение 02/03 и магазин, являющейся частью вышеуказанного жилого дома общей площадью 48.4 по тому же адресу. Право собственности истицы на указанное недвижимое имущество зарегистрировано в установленном законом порядке. Земельный участок состоит на кадастровом учете, границы участка определены, находится в рекреационной зоне Р1- зоне пассивного отдыха, в которой согласно Правилам землепользования и застройки сельского поселения "Арахлейское", не предусмотрено использование земельного участка под магазин.
На основании распоряжения руководителя Управления Росреестра от 4 февраля 2019г. N 1-80-р была проведена проверка соблюдения земельного законодательства Евликовой Н.Г. при использовании земельного участка, расположенного по адресу: Читинский район, оз. Арахлей, мкрн. Восточный, владение 02/03 кадастровый номер 75:22:610101:410, по результатам которой государственным инспектором было выдано предписание N от "Дата" об устранении выявленного нарушения земельного законодательства, выразившегося в использовании земельного участка с кадастровым номером 75:22:610101:410 не в соответствии с видом разрешенного использования и на неё возложена обязанность в срок до "Дата" устранить допущенное нарушение.
Принимая во внимание, что вид разрешенного использования земельного участка, принадлежащего Евликовой Н.Г. не соответствует фактическому использованию, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание Управления Росреестра по Забайкальскому краю об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства N от "Дата" вынесено должностным лицом в соответствии с законом и в пределах предоставленных ему полномочий, права и свободы административного истца не нарушены.
С данным выводом суда судебная коллегия соглашается по следующим основаниям.
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно абзацу 2 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Зонирование территорий регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации и осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальными зонами признаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Согласно положениям статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты (часть 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Согласно положениям частей 1, 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: основные, условно разрешенные и вспомогательные.
Таким образом, фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и сходиться со сведениями, внесенными в кадастр.
Согласно карте зонирования сельского поселения "Арахлейское" земельный участок принадлежащий гр. Евликовой Н.Г, находится в зоне рекреационного назначения (Р1).
Решением от 30.11.2016 N 275, принятого Советом муниципального района "Читинский район", утверждены Правила землепользования и застройки сельского поселения "Арахлейское" (далее Правила), которыми установлен порядок использования и застройки территории сельского поселения "Арахлейское", основанный на градостроительном зонировании.
В соответствии со ст. 1 Правил, для территории сельского поселения "Арахлейское" определены четыре группы видов территориальных зон: территориальные зоны, исключенные из возможного градостроительного использования; территориальные зоны природных объектов, ограниченно используемые в градостроительных целях; территориальные зоны, предназначенные для градостроительного использования вне населенных пунктов; территориальные зоны в населенных пунктах.
К четвертой группе видов территориальных зон, установленных для территорий населенных пунктов сельского поселения "Арахлейское", относятся: жилые зоны (Ж); общественно-деловые зоны (О); производственные зоны (П); зоны инженерной и транспортной инфраструктур (И); рекреационные (Р); зоны сельскохозяйственного использования (СХ); специального назначения (С); военных объектов и иных режимных территорий (В).
Градостроительные регламенты территориальных зон, составляются для каждой зоны и включают виды разрешенного использования зон в соответствии с установленной настоящими Правилами классификацией, предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, если иное не предусмотрено законодательством.
К рекреационным зонам относится: Зона пассивного отдыха (Р1) - лесопарковая территория, которая предназначена для пассивных рекреационных функций и включает городские (поселковые) леса, лугопарки, водоемы, охраняемые ландшафты, расположенные в границе населенных пунктов.
В статье 24 Правил определены основные, вспомогательные и условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства рекреационных зон.
Основные виды использования, не требующие получения зонального разрешения: размещение баз и палаточных лагерей для проведения походов и экскурсий по ознакомлению с природой, пеших и конных прогулок, устройство троп и дорожек, размещение щитов с познавательными сведениями об окружающей природной среде; осуществление необходимых природоохранных и природовосстановительных мероприятий.
Условно разрешенные виды использования, требующие получения зонального разрешения: обустройство мест охоты и рыбалки, в том числе размещение дома охотника или рыболова, сооружений, необходимых для восстановления и поддержания поголовья зверей или количеств рыбы.
При этом, ни основные, ни вспомогательные, ни условно разрешенные виды использования земельных участков в зоне Р1 не предполагают размещение магазина.
Таким образом, в нарушение вышеперечисленных законодательных норм Евликова Н.Г. использует земельный участок с кадастровым номером 75:22:610101:410, не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
Установив, что факт совершения административным истцом нарушения земельного законодательства, подтверждается материалами дела об административном правонарушении N, суд пришел к обоснованному выводу о том, что основания для вынесения оспариваемого предписания имелись, порядок вынесения предписания не нарушен, предписание вынесено в пределах компетенции должностного лица и по результатам выездной проверки.
Таким образом, все обстоятельства, имеющие значение для разрешения возникшего спора, судом при рассмотрении дела исследованы, им дана правильная оценка в решении суда, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену решения, судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы указанных выводов не опровергают, в связи с чем подлежат отклонению.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Читинского районного суда Забайкальского края от "Дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.