Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Габидуллиной А.Г,
судей Гаянова А.Р, Шакировой З.И,
при секретаре судебного заседания Мусиной А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гаянова А.Р. гражданское дело по апелляционной жалобе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 243 комбинированного вида" Кировского района города Казани (далее - Детский сад) на решение Кировского районного суда г. Казани от 21 декабря 2018 года, которым постановлено:
исковые требования Неверовой Е.В. удовлетворить частично;
взыскать с Детского сада в пользу Неверовой Е.В. 236 844 руб. 86 коп. заработной платы, 5000 руб. компенсации морального вреда;
в остальной части иска отказать;
взыскать с Детского сада 5868 руб. 45 коп. государственной пошлины в доход бюджета муниципального образования города Казани.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей Детского сада Саниной Н.В. и Ханжина Р.А, поддержавших апелляционную жалобу, объяснения Неверовой Е.В, возражавшей удовлетворению апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Неверова Е.В. обратилась в суд с иском к Детскому саду о признании приказа утратившим силу, взыскании компенсации за вынужденный прогул и морального вреда.
В обоснование требований указала, что решением Кировского районного суда г. Казани от 17 октября 2017 года она восстановлена на работе в должности музыкального руководителя Детского сада. Однако во исполнение приказа Детского сада от 24 января 2017 года N 5 вновь была незаконно отстранена от работы.
Уточнив в ходе судебного разбирательства по делу заявленные требования, истица просила суд признать указанный приказ от 24 января 2017 года N 5 утратившим силу с 17 декабря 2017 года, взыскать с ответчика среднемесячную заработную плату с 17 декабря 2017 года по дату принятия решения по настоящему делу и компенсацию морального вреда в размере 12 000 руб.
Представители ответчика с иском не согласились.
Прокурор полагал иск подлежащим удовлетворению.
Судом принято решение об удовлетворении иска в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель Детского сада, выражая несогласие с решением суда в части удовлетворения иска, просит его отменить как незаконное и необоснованное. Указывается на принятие решения без учета имеющих существенное значение для дела обстоятельств, связанных с отсутствием оснований для признания приказа об отстранении истицы от работы незаконным, что подтверждено вступившим в законную силу решением суда от 17 октября 2017 года, и, как следствие, отсутствием оснований для взыскания в пользу истицы заработной платы.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника:
не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных указанным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (абзац 4 части 1).
Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (часть 2).
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами. В случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой (часть 3).
В силу статьи 234 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате незаконного отстранения работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу.
Судом установлено, что с 1 сентября 2011 года Неверова Е.В. работает в Детском саду в должности музыкального руководителя.
Приказом заведующего Детским садом от 24 января 2017 года N 5 истец временно отстранена от работы без сохранения заработной платы в связи с результатами очередного обязательного медицинского осмотра 2016 года, проведенного в ГАУЗ ГКБ N 16 г. Казани, отсутствием обязательного психиатрического освидетельствования.
Приказом работодателя от 17 мая 2017 года N 8 л/с истица уволена по пункту 5 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
Вступившим в законную силу решением Кировского районного суда города Казани от 17 октября 2017 года Неверова Е.В. восстановлена на работе в прежней должности, при этом, в удовлетворении ее требований о признании незаконным приказа о временном отстранении от 24 января 2017 года N5 было отказано, поскольку отстранение было признано обоснованным в связи с непрохождением истицей обязательного периодического медицинского осмотра по ее вине.
Во исполнение решения суда от 17 октября 2017 г. заведующей \Детским садом вынесен приказ от 17 октября 2017 года N 2-л/с, а приказом от 24 октября 2017 года N 37 возобновлено действие приказа N5 о временном отстранении, Неверова Е.В. с 18 октября 2017 года вновь отстранена от работы на период до прохождения обязательного медицинского осмотра.
На основании протеста прокурора Кировского района г. Казани от 13 ноября 2017 года N 02-08-02 приказ от 24 октября 2017 года N 37 отменен, о чем заведующим детским садом вынесен приказ от 13 ноября 2017 года N 40, и в тот же день приказом работодателя N 41 Неверова Е.В. вновь отстранена от работы с 18 октября 2017 года до прохождения обязательного периодического медицинского осмотра.
На основании протеста прокурора Кировского района г. Казани от 20 марта 2018 года указанный приказ работодателем отменен, о чем 29 марта 2018 года заведующей детским садом вынесен приказ за N 15.
Принимая решение об удовлетворении заявленных истицей требований о взыскании заработной платы за время отстранения от работы, суд первой инстанции исходил из того, что решение суда о ее допуске к труду до настоящего времени не исполнено.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может по следующим мотивам.
На основании статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.
В целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний трудовым законодательством Российской Федерации также предусмотрены некоторые дополнительные обязанности отдельных категорий работников.
Так, статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации закреплено, что работники детских учреждений проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний, а также в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний (части 1 и 2 указанной статьи).
Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 4 ст. 213 Трудового кодекса Российской Федерации).
Во исполнение указанных требований федерального кодифицированного закона приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 12.04.2011 N 302н утверждены:
перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) (приложение N 1 к Приказу);
перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников (приложение N 2);
Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (приложению N 3).
Согласно пункту 20 перечня работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников (утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 12.04.2011 N 302н) при работе в дошкольных образовательных учреждениях периодичность осмотров установлена 1 раз в год, при этом согласно примечанию N 3 к перечню участие врача-терапевта, врача-психиатра и врача-нарколога при прохождении предварительного и периодического медицинского осмотра является обязательным для всех категорий обследуемых.
Пунктами 28, 30, 31, 33 Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 12.04.2011 N 302н) (далее - Порядок) установлено, что для прохождения периодического осмотра работник обязан прибыть в медицинскую организацию в день, установленный календарным планом, и предъявить в медицинской организации предусмотренные Порядком документы.
Периодический осмотр является завершенным в случае осмотра работника всеми врачами-специалистами, а также выполнения полного объема лабораторных и функциональных исследований, предусмотренных в Перечне факторов или Перечне работ.
По окончании прохождения работником периодического осмотра медицинской организацией оформляется медицинское заключение в порядке, установленном пунктами 12 и 13 Порядка.
Данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки и учету лечебно-профилактическими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В медицинском заключении по окончании осмотра указывается:
дата выдачи Заключения;
фамилия, имя, отчество, дата рождения, пол лица, поступающего на работу (работника);
наименование работодателя;
наименование структурного подразделения работодателя (при наличии), должности (профессии) или вида работы;
наименование вредного производственного фактора(-ов) и (или) вида работы;
результат медицинского осмотра (медицинские противопоказания выявлены, не выявлены).
Заключение составляется в двух экземплярах, один из которых по результатам проведения медицинского осмотра незамедлительно после завершения осмотра выдается лицу, поступающему на работу, или завершившему прохождение периодического медицинского осмотра, на руки, а второй приобщается к медицинской карте амбулаторного больного (пункты 12 и 13 Порядка).
Согласно пунктам 42 и 45 Порядка по итогам проведения осмотров медицинская организация не позднее чем через 30 дней после завершения периодического медицинского осмотра обобщает результаты проведенных периодических осмотров работников и совместно с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля и надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и представителями работодателя, составляет заключительный акт.
Заключительный акт составляется в четырех экземплярах, которые направляются медицинской организацией в течение 5 рабочих дней с даты утверждения акта работодателю, в центр профпатологии субъекта Российской Федерации, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля и надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Таким образом, работодатель, являющийся детским дошкольным учреждением, в случае отсутствия в отношении работника результатов периодического медицинского осмотра обязан отстранить работника на все время до получения медицинского заключения с указанием в нем о об отсутствии у работника медицинских противопоказаний к работе в таком учреждении либо до получения заключительного акта с указанием о том, что лицо прошло медицинский осмотр. При этом если медицинский осмотр не пройден работником по его вине, то заработная плата ему не начисляется и не выплачивается.
По делу установлено, что после принятия решения суда от 17 октября 2017 г. о восстановлении истицы на работе впервые такое медицинское заключение установленной формы от 8 ноября 2018 г. истец предоставила в подлиннике в Детский сад лишь 24 декабря 2018 года (л.д.192).
Также по делу установлено, что работодатель неоднократно направлял истицу на прохождение медосмотра (приказ о прохождении ежегодного обязательного медицинского осмотра от 03.11.2017 N 38, уведомление от 19.04.2018 N 3, уведомление от 21.08.2018 N 5; л.д. 64, 78, 82), однако в 2017 году истец отказалась от прохождения медосмотра, что подтверждается актом осмотра врача психиатра-нарколога ГАУЗ "Городская клиническая больница N 16" от 08.11.2017 (истица от общения с врачом отказалась, направлена в ГПНД по месту жительства, л.д. 68) и заключительным актом от 20 ноября 2017 г. ГАУЗ "Городская клиническая больница N 16", согласно которому истица отказалась от прохождения медосмотра (л.д.73 оборот).
В 2018 году Неверова Е.В. написала работодателю заявление на исключение ее из списка сотрудников на прохождение медицинского осмотра (заявление от 19.10.2018, л.д. 45).
Однако обязательный периодический медицинский осмотр в установленном порядке был все же пройден истицей 8 ноября 2018 г. в ГАУЗ "Городская поликлиника N 7", о чем ей выдано соответствующее заключение, подлинник которого передан заведующей Детским садом 24 декабря 2018 г, и с этой даты истица была допущена к работе.
При этом имеющиеся в деле иные медицинские документы о прохождении истицей психиатрического освидетельствования в Республиканской клинической психиатрической больнице им. Бехтерева 2 августа 2017 г. (договор от 02.08.2017 N 31 на оказание платных медицинских услуг, справка N 31 о прохождении психиатрического освидетельствования, отметка в личной медицинской книжке о прохождении такого освидетельствования от 01.08.2017) не имеют правового значения при разрешении настоящего спора, поскольку эти документы не соответствуют требованиям к прохождению обязательного периодического медицинского осмотра, установленным статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации и Порядком проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (приложение N 3 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития России от 12.04.2011 N 302н).
Таким образом, обязанность по прохождению обязательного периодического медицинского осмотра истицей в период времени с 2016 года по ноябрь 2018 года не была исполнена по ее вине.
При таких обстоятельствах взыскание заработной платы на период отстранения истицы от работы нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований в указанной части у суда первой инстанции не имелось.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, является основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
С учетом изложенного, решение суда в части взыскания заработной платы, вытекающего из этого требования о компенсации морального вреда и расходов на оплату государственной пошлины нельзя признать законным и обоснованным, подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении указанных требований.
Руководствуясь статьями 199, 328, пунктом 2 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 21 декабря 2018 года по данному делу в части удовлетворения требований Неверовой Е.В. к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад N 243 комбинированного вида" Кировского района г. Казани о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда, расходов на оплату государственную пошлины отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении указанных исковых требований.
В остальной части обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.