Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Гаянова А.Р,
судей Гиниатуллиной Ф.И. и Новосельцева С.В,
при секретаре судебного заседания Галиевой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гаянова А.Р. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства здравоохранения Республики Татарстан Стрюковой Т.А. на решение Вахитовского районного суда города Казани от 21 июня 2019 года, которым постановлено:
иск удовлетворить;
взыскать в пользу Шарафутдинова Р.Э. с Республики Татарстан в лице Министерства здравоохранения Республики Татарстан за счет средств казны Республики Татарстан в возмещение расходов по оплате проезда 25 278 рублей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика Министерства здравоохранения Республики Татарстан Стрюковой Т.А, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, истца Шарафутдинова Р.Э, представителя третьего лица Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан Филатовой К.Е, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Шарафутдинов Р.Э. обратился с иском к Министерству здравоохранения Республики Татарстан (далее - Минздрав Республики Татарстан) об оспаривании действий, взыскании денежной суммы.
В обоснование требований указал, что в марте 2018 года проходил оперативное лечение в лечебном учреждении федерального уровня в ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр трансплантологии и искусственных органов имени академика В.И. Шумакова" в г. Москве. По окончании лечения ему выдана путевка на долечивание с сопровождающим в санаторий в г. Кисловодск. При этом за выдачей талона на проезд было рекомендовано обратиться в Минздрав Республики Татарстан. В ответ на обращение истца ГАУЗ "Диспетчерский центр Министерства здравоохранения Республики Татарстан" (далее - Диспетчерский центр) в выдаче талона установленной формы на проезд к месту лечения отказал, разъяснив, что талон следует получить в лечебном учреждении, выдавшем путевку.
Поскольку истец вынужденно произвел расходы на приобретения проездных документов, просит признать незаконным действия Минздрава Республики Татарстан по отказу в выдаче талона N 2, возложить обязанность по выплате компенсации расходов за проезд к месту лечения и обратно в сумме 25 278 рублей 60 копеек, взыскать в счет денежной компенсации морального вреда 10 000 рублей.
Истец в судебном заседании требования уточнил, указывая на незаконность действий ответчика, просил взыскать с ответчика в возмещение понесенных расходов 25 278 рублей 60 копеек.
Представители ответчика Минздрава Республики Татарстан иск не признала.
Представитель третьего лица Диспетчерского центра полагал иск не обоснованным.
Представитель третьего лица Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан полагала иск обоснованным.
Третье лицо без самостоятельных требований относительно предмета спора ФГБУ "НМИЦ ТИО им. ак. В.И. Шумакова" в суд представителя не направило, извещалось.
Суд принял решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель Минздрава Республики Татарстан ставит вопрос об отмене решения суда ввиду незаконности и необоснованности. При этом указывает, что истцом не представлено доказательств о своем обращении к ответчику за компенсацией расходов на проезд на санаторное лечение. В суде первой инстанции истец подтвердил, что обращался не к ответчику, а в Диспетчерский центр. Диспетчерский центр является организацией (учреждением), созданным Минздравом Республики Татарстан с целью реализации функций и задач министерства, соответственно, не может быть самостоятельным субъектом финансовой ответственности при исполнении министерством, закрепленных за ним функций и финансово расходных обязательств.
На ответчика обязанность по оплате проезда на санаторное лечение законом не возложена. Минздрав Республики Татарстан по данному делу является ненадлежащим ответчиком.
Представители Диспетчерского центра, ФГБУ "НМИЦ ТИО им. ак. В.И. Шумакова" в заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Извещения о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции направлены, судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участвующих в деле лиц.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как определено статьей 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу статей 15, 16 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет казны РФ, казны субъектов РФ или казны муниципального образования.
В силу статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно пунктам 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, в том числе о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
В соответствии с пунктом 1.3 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.12.2011 N 1052, Минздрав Республики является главным распорядителем и получателем средств бюджета Республики Татарстан, в том числе средств федерального бюджета в виде субвенций, выделяемых на осуществление полномочий, переданных Республике Татарстан в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и статьей 18 Федерального закона от 18 октября 2007 года N 230-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий".
Из материалов дела видно и по делу установлено, что Шарафутдинов Р.Э. зарегистрирован и проживает в городе Нурлат Республики Татарстан, в 2018 году повторно признан инвалидом первой группы. В качестве инвалида получает полный набор социальных слуг.
В марте 2018 года Шарафутдинов Р.Э. находился на стационарном лечении в ФГБУ "НМИЦ ТИО им.ак. В.И. Шумакова", расположенном в г. Москве, с целью оказания высокотехнологической медицинской помощи, где истцу проведено оперативное вмешательство.
По окончании лечения указанным учреждением истцу за счет средств федерального бюджета выданы путевки на лечение (долечивание) в санаторий в г. Кисловодск, находящийся в ведении Минздрава Российской Федерации. Период санаторно-курортного лечения составил с 22.09.2018 по 12.10.2018, путевка выдана также для сопровождающего лица.
При обращении истца в Диспетчерский центр с целью выдачи ему талона на проезд формы N 2 к месту лечения и обратно письмом от 13.08.2018 ему было отказано по тому мотиву, что направление не лечение не относится к компетенции Диспетчерского центра.
Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан письмом от 10.09.2018 отказало истцу в выдаче проездных документов в связи с не предъявлением им талона на проезд формы N 2.
В связи с данным отказом истец обратился с жалобой на бездействие Минздрава Республики Татарстан в прокуратуру. Однако в связи с истечением времени, не дождавшись ответа, был вынужден самостоятельно приобрести билеты на проезд к месту лечения и обратно.
Из ответа прокуратуры от 25.09.2018 следует что истец извещен о результатах проведенной проверки Прокуратурой Республики Татарстан, согласно которой в адрес Минздрава Республики Татарстан вынесено представление об устранении нарушений законодательства.
Диспетчерский центр письмом от 06.12.2018 направил истцу талон на проезд формы N 2, подлежащий предъявлению в Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан.
Однако при обращении истца в Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан в декабре 2018 года истцу было отказано в принятии талона на проезд формы N 2 и в возмещении произведенных проездных расходов с мотивацией доводами о том, что предъявлением талона на проезд формы N 2 производится социальное обеспечение лица путем выдачи ему проездных документов. Компенсация самостоятельно произведенных расходов законом применительно к данным правоотношениям не предусмотрена.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд обоснованно исходил из наличия правовых оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о несогласии с указанными выводами суда первой инстанции не могут повлечь за собой отмену принятого решения в силу следующего.
Правовое регулирование по обеспечению граждан бесплатным проездом к месту лечения и обратно осуществляется на основании Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 864 "О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг", Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328 "Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан", Приказа Минздравсоцразвития России от 05 октября 2005 года N 617 "О Порядке направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний".
В соответствии с положениями статей 6.1, 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи", инвалиды являются категорией граждан, которым социальная помощь в виде набора социальных услуг предоставляется из средств федерального бюджета. В состав социальных услуг входит, в том числе, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Согласно статье 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи", порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Пунктом 5 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, согласно которому органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения оформляется и выдается гражданину направление на лечение в медицинское учреждение и заполняется Талон N 2, который представляется гражданином в Фонд социального страхования для обеспечения его специальными талонами или именными направлениями на право бесплатного получения проездных документов к месту лечения и обратно.
На основании пункта 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 N 864) финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, в частности Фонду социального страхования Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
В силу статьи 40 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", санаторно-курортное лечение включает в себя медицинскую помощь, осуществляемую медицинскими организациями (санаторно-курортными организациями) в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов, в том числе в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах.
Приведенными положениями нормативных правовых актов усматривается, что санаторно-курортное лечение является одним из видов медицинской помощи, оказываемой лечебными учреждениями (медицинскими организациями), имеющими право на ведение медицинской деятельности. Таким образом, при организации данного вида помощи в полной мере применимы положения указанных выше актов, регулирующих организацию направления граждан на лечение, в том числе Приказа Минздрава Российской Федерации от 05.10.2005 N 617.
Талон N 2 представляется гражданином в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации для обеспечения их специальными талонами или именными направлениями на право бесплатного получения проездных документов к месту лечения и обратно.
При этом действующим правовым регулированием не предусмотрена выплата гражданину компенсации его расходов по самостоятельному приобретению проездных документов к месту лечения и обратно.
Истцу с учетом медицинских показаний за счет средств федерального бюджета представлена путевка в целях лечения в подведомственном федеральным органам исполнительной власти учреждении, что также отвечает требованиям Приказа Минздрава Российской Федерации от 05.10.2005 N 617. При этом истец имеет право на получение государственной социальной услуги по бесплатному проезду на междугородном, в том числе железнодорожном, транспорте к месту лечения и обратно совместно с сопровождающим лицом.
Представление данной услуги производится Фондом социального страхования (его территориальными подразделениями) за счет средств федерального бюджета путем выдачи проездных билетов (направления на их получение). При этом на компетентные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения возложена обязанность оформления и выдачи гражданину направления на лечение и заполнения Талона N 2 установленного образца с целью предоставления их гражданином в Фонд социального страхования и последующего обеспечения бесплатными проездными документами к месту лечения и обратно.
Судом первой инстанции правильно установлено, что в результате отказа Шарафутдинову Р.Э. уполномоченным лицом, созданным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в выдаче соответствующего направления на лечение и талона, истец необоснованно был лишен возможности реализации права на бесплатный проезд к месту санаторно-курортного лечения и обратно.
При этом истец правомерно предъявил требования к Минздраву Республики Татарстан, поскольку именно оно является компетентным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения в Республике Татарстан, бездействие которого привели к нарушению прав истца.
Диспетчерский центр со своей стороны является организацией (учреждением), созданным Минздравом Республики Татарстан с целью реализации функций и задач министерства, соответственно, не может быть самостоятельным субъектом финансовой ответственности при исполнении министерством закрепленных за ним функций и финансово расходных обязательств. Соответственно Диспетчерский центр подведомственен МЗ Республики Татарстан. Таким образом, Диспетчерским центром не заполняется талон на проезд формы N 2 установленного образца и последующего обеспечения бесплатными проездными документами к месту лечения и обратно без указания МЗ РТ.
При этом Талон N 2 истцу был выдан после издания Минздравом Республики Татарстан приказа от 22.10.2018 N 2321 (после представления прокуратуры), которым Диспетчерскому центру поручено оформлять и выдавать талон на компенсацию проезда больным, получившим в федеральной медицинской организации высокотехнологичную медицинскую помощь и путевку в санаторий, в случае неоформления федеральной медицинской организацией таких талонов.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался заявитель в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом внимания суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных участниками процесса доказательств в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Сама по себе иная оценка подателем жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
Имеющие правовое значение обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами отношения, нарушения норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вахитовского районного суда города Казани от 21 июня 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства здравоохранения Республики Татарстан Стрюковой Т.А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.