Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Хасаншина Р.Р,
судей Миннегалиевой Р.М, Митрофановой Л.Ф,
при секретаре судебного заседания Бикчантаеве Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Миннегалиевой Р.М. гражданское дело по апелляционной жалобе Люлюкиной С.А. на решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 05 июня 2019 года, которым постановлено:
исковые требования Люлюкиной С.А. к МКУ "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района РТ" об обязании передать земельный участок в общедолевую собственности оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы об отмене решения суда, судебная коллегия
установила:
Люлюкина С.А. обратилась в суд с иском к МКУ Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района РТ" об обязании передать земельный участок с кадастровым номером.., расположенный по адресу: "адрес", в общедолевую собственность.
В обоснование исковых требований указано, что согласно договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от 11 мая 2012 года, истец, её супруг Люлюкин В.А, их дети - Люлюкин А.В, Тураева Е.В. и несовершеннолетняя "данные изъяты" являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", на праве общей долевой собственности, по 1/5 доли в праве каждый. В данном договоре на передачу жилого помещения в собственность граждан отражено, что граждане получают в общую долевую собственность квартиру в крупнопанельном доме, расположенном на земельном участка площадью 2 156,48 кв. м, кадастровый номер данного земельного участка... Ответчик отказал в предоставлении на праве собственности указанного выше земельного участка, для ведения личного подсобного хозяйства. Истец полагает, что отказ является необоснованным. С учетом изложенного, просила обязать ответчика передать земельный участок в общедолевую собственность.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора привлечены Люлюкин В.А, Люлюкин А.В, Тураева Е.В, действующая за себя и несовершеннолетнюю Тураеву Д.А.
Истец Люлюкина С.А. и её представитель Леушин А.Г. в судебном заседании исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика - МКУ "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района РТ" Овчинников Д.Д. в судебном заседании иск не признал.
Третьи лица - Люлюкин В.А, Люлюкин А.В, Тураева Е.В. в судебном заседании исковые требования полагали подлежащими удовлетворению.
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе Люлюкина С.А. просит отменить решение суда и вынести новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что в случае когда земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведён государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений возникает в силу закона с момента государственного кадастрового учета. При этом, каких-либо актов органов власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или возникновении права собственности не требуется, как и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости. Между тем, в 2015 году на основании постановления МКУ "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан" в адрес истца был выписан штраф за незаконное использование земельного участка, за который Люлюкина С.А. оплачивала земельный налог. Кроме того, квартира, в которой проживает истец и третьи лица, расположена в двухквартирном жилом доме и каждый собственник квартиры данного жилого дома имеет свой земельный участок. При этом собственник квартиры N 2 оформил в собственность свой земельный участок. Также в населенном пункте "адрес" имеются и иные оформленные в собственность земельные участки, расположенные под двухквартирными жилыми домами.
Лица, участвующие в судебном заседании, в суд апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте судебного заседания.
В соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив законность постановленного судом первой инстанции решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене либо изменению решения суда не находит.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что защита гражданских прав осуществляется путем: признания права.
В силу положений частей 1 и 5 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком, на основании сервитута, публичного сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута, на подачу ходатайства в целях установления публичного сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган.
Из материалов дела следует, что в соответствии с договором на передачу жилого помещения в собственность граждан от 11 мая 2012 года, Люлюкина С.А, Люлюкин В.А, Люлюкин А.В, Тураева Е.В, Тураева Д.А. являются собственниками квартиры "адрес", по 1/5 доли в праве общей долевой собственности каждый.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, указанная квартира имеет кадастровый номер... Жилое помещение находится в составе многоквартирного жилого дома с кадастровым номером...
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером... площадью 2 031 кв. м поставлен на кадастровый учет 18 июля 2006 года с разрешенным использованием: для ведения личного подсобного хозяйства.
Из материалов дела видно, что Исполком Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, предварительно согласовав предоставление истцу и членам ее семьи вышеуказанного участка, впоследствии в этом отказал на том основании, что на данном земельном участке расположен многоквартирный дом.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований суд, исходил из того, что жилой дом по вышеуказанному адресу является многоквартирным, Люлюкина С.А. не является собственником доли дома либо его изолированной части, а является собственником квартиры в многоквартирном доме, и возможность передачи земельного участка законом в таком случае не предусмотрена.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда об отклонении заявленных исковых требований, однако по иным основаниям.
В силу части 6 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Согласно пункта 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
Из подпунктов 2, 3 пункта 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что жилыми домами блокированной застройки являются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
В соответствии со статьей 26 Градостроительного устава г. Казани блокированный жилой дом (индивидуальные дома блокированной жилой застройки) - жилой дом с количеством этажей не более трех, состоящий из нескольких блоков, количество которых не превышает десяти, каждый из которых является индивидуальным жилым домом, которые имеют общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположены на отдельном земельном участке и имеют выход на территорию общего пользования или на земельные участки, предназначенные для внутреннего проезда, а также самостоятельные системы подключения к инженерным сетям.
Материалами дела подтверждается, что в доме "адрес" расположены две квартиры, одна из которых N 1 принадлежит истцу и третьим лицам на праве общей долевой собственности. При этом каждая из квартир расположена на отдельно сформированном земельном участке. Квартира N 1 расположена на участке с кадастровым номером.., а квартира N 2 расположена на участке с кадастровым номером.., который оформлен Егоровым С.А. на праве собственности 18 сентября 2018 года. Данное обстоятельство подтверждается сведениями Единого государственного реестра недвижимости.
Кадастровым инженером Чимаровой С.В. по заказу истца изготовлен технический план на здание, расположенное по адресу: "адрес", который подтверждает то, что данный объект фактически является частью жилого дома, изолированным самостоятельным объектом.
Таким образом при установлении обстоятельств того, что расположенные в указанном доме квартиры являются изолированными, обособленными помещениями, имеют лишь общую стену без проемов с соседней квартирой, расположены на отдельных земельных участках, в этих квартирах проживают разные семьи, то есть объект признаками многоквартирного дома не обладает, основания для отказа в предоставлении земельного участка у органа местного самоуправления отсутствовали.
Вместе с тем, положения земельного законодательства, в частности статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривают, что для оформления земельного участка в собственность, на котором расположено здание, принадлежащее нескольким лицам на праве общей долевой собственности, должны обратиться все собственники здания совместно.
В данном случае иск предъявлен лишь одним из собственников жилого помещения - Люлюкиной С.А, что само по себе является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований о возложении обязанности на орган местного самоуправления передать спорный земельный участок в общую долевую собственность.
При этом истец и иные сособственники жилого помещения не лишены права совместно обратиться в суд с вышеизложенными требованиями.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 199, 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 05 июня 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Люлюкиной С.А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.