Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Габидуллиной А.Г,
судей Гаянова А.Р, Шакировой З.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мусиной А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гаянова А.Р. гражданское дело по апелляционной жалобе Сафиуллиной Р.З. на решение Авиастроительного районного суда города Казани от 10 июля 2019 года, которым постановлено:
иск Сафиуллиной Р.З. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Авиастроительном районе города Казани Республики Татарстан о включении периодов трудовой деятельности в специальный страховой стаж, взыскании судебных расходов удовлетворить частично;
возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Авиастроительном районе города Казани Республики Татарстан обязанность включить Сафиуллиной Р.З. в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию, период работы с 1 декабря 1991 года по 30 сентября 1993 года в должности медицинской сестры в детском саду "Ромашка" города Шахтинск Республики Казахстан;
в остальной части в удовлетворении иска отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца Сафиуллиной Р.З. и ее представителя Верхова О.А, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Авиастроительном районе города Казани Республики Татарстан Катковой Е.Н, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Сафиуллина Р.З. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Авиастроительном районе города Казани Республики Татарстан (далее - Управление) о включении периодов трудовой деятельности в специальный страховой стаж, взыскании судебных расходов.
В обоснование исковых требований указала, что 12.04.2017 обратилась в Управление с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии. Решением ответчика N 363447/17 от 21.07.2017 в назначении пенсии отказано ввиду отсутствия требуемого стажа.
В специальный стаж истца не включены периоды работы с 1 декабря 1991 года по 30 сентября 1993 года в должности медицинской сестры в детском саду "Ромашка" г. Шахтинск Республики Казахстан, с 26 августа 1996 года по 30 апреля 1997 года в должности школьной медицинской сестры поликлиники, с 1 мая 1997 года но 30 октября 1997 года в должности участковой медицинской сестры в Детской городской больнице N1, с 1 ноября 1997 года по 1 февраля 1999 года в должности участковой медицинской сестры в Семейной врачебной амбулатории N 4 "Детской городской больницы N1", 2 февраля 1999 года по 1 сентября 1999 года в должности участковой медицинской сестры педиатра в Семейной врачебной амбулатории "Карлыгаш" г. Шахтинск Республики Казахстан.
Считает отказ Управления неправомерным, просит включить в страховой стаж Сафиуллиной Р.З. для назначения страховой пенсии вышеуказанные периоды работы. Взыскать с Управления расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В судебном заседании истец и его представитель исковые требования поддержали.
Надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания представитель ответчика в суд не явился. Предоставил отзыв на исковое заявление, просил в удовлетворении иска отказать.
Суд принял решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе Сафиуллина Р.З. ставит вопрос об отмене решения суда в части не включения в стаж периодов работы с 26 августа 1996 года по 30 апреля 1997 года в должности школьной медицинской сестры поликлиники, с 1 мая 1997 года по 30 октября 1997 года в должности участковой медицинской сестры в Детской городской больнице N 1, с 1 ноября 1997 года по 1 февраля 1999 года в должности участковой медицинской сестры в Семейной врачебной амбулатории N 4 "Детской городской больницы N1", со 2 февраля 1999 года по 1 сентября 1999 года в должности участковой медицинской сестры педиатра в Семейной врачебной амбулатории "Карлыгаш" г. Шахтинск Республики Казахстан ввиду незаконности и необоснованности. При этом указывает, что спорные периоды ее работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года, подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате взносов (а также выплате заработной платы) на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к указанному Федеральному закону).
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
На основании частей 2, 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, могут исчисляться с применением Правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
На основании подпункта "н" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список от 29 октября 2002 г. N 781);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно (далее - Список от 22 сентября 1999 г. N 1066);
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
Из материалов дела видно и по делу установлено, что 13 апреля 2017 года Сафиуллина Р.З. обратилась в Управление с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Управления от 21 июля 2017 года N 363447/17 истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа ввиду отсутствия требуемого стажа 30 лет лечебной или иной деятельности по охране здоровья населения, выработано 25 лет 03 месяца 15 дней.
В страховой стаж не включены периоды:
работы с 1 декабря 1991 года по 30 сентября 1993 года (1 год 10 месяцев) в должности медицинской сестры в детском саду "Ромашка" г. Шахтинск Республики Казахстан ввиду отсутствия документов компетентного органа Республики Казахстан, подтверждающих факт формирования права на пенсию по основанию, аналогичному нормам пенсионного законодательства Российской Федерации, на территории Республики Казахстан;
с 26 августа 1996 года по 30 апреля 1997 года (8 месяцев 5 дней) в должности школьной медицинской сестры поликлиники, с 01 мая 1997 года по 30 октября 1997 года (6 месяцев) в должности участковой медицинской сестры в Детской городской больнице N1, с 01 ноября 1997 года по 01 февраля 1999 года (1 год 3 месяца 1 день) в должности участковой медицинской сестры в Семейной врачебной амбулатории N4 "Детской городской больницы N1", 02 февраля 1999 года по 01 сентября 1999 года (7 месяцев) в должности участковой медицинской сестры педиатра в Семейной врачебной амбулатории "Карлыгаш" г. Шахтинск Республики Казахстан, ввиду отсутствия документов компетентного органа Республики Казахстан, подтверждающих факт формирования права на пенсию по основанию, аналогичному предусмотренному пенсионным законодательством Российской Федерации, на территории Республики Казахстан.
Разрешая спор, суд первой инстанции, основываясь на правильном толковании и применении действующего пенсионного законодательства, верно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, пришел к обоснованному выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку в данном случае имеются правовые основания для частичного удовлетворения настоящего иска.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о несогласии с указанными выводами суда первой инстанции не могут повлечь за собой отмену принятого решения.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения".
Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, относящимся к числу международных договоров и регулирующим пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины, предусматривается, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают (статья 1).
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года N 958н утверждён Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчёта размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчёта и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).
Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчёта, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н).
Согласно пункту 22 Правил N 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приёме заявления об установлении пенсии, в частности, даёт оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в её установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N 884н.
Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путём направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства-участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил N 884н).
Пунктом 5 распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 N 99р (ред. от 28.01.2005) "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" закреплены следующие положения:
для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР;
при этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203-16);
периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации;
при этом периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность;
указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Из вышеизложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в специальный стаж деятельности), а также порядок исчисления и правила подсчёта указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 г, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчёт страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства-участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путём направления запросов в компетентный орган государства-участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Справки, представленные истцом в качестве доказательств по данному спору, выданы Государственным архивом города Шахтинск Республики Казахстан и не содержат подтверждения наличия права истицы на досрочное назначение страховой пенсии по п. 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Предоставленная справка, уточняющая занятость за периоды работы, дающей право на досрочную пенсию в связи с медицинской деятельностью, не содержит наименования выдавшего справку учреждения и дату выдачи (л.д. 24-25).
Управлением был сделан запрос в Департамент Комитета труда, социальной защиты и миграции МЗСР Республики Казахстан по Карагандинской области о подтверждении сведений о периодах льготной работы, которые учитываются (учитывались) при досрочном назначении пенсии по старости в соответствии с законодательством Казахстана.
Однако компетентным органом в установленном порядке специальный стаж истца в спорные периоды не был подтвержден, в силу чего судебная коллегия соглашается с отказом Управления во включении в специальный стаж истца периодов работы с 26 августа 1996 года по 30 апреля 1997 года в должности школьной медицинской сестры поликлиники, с 1 мая 1997 года по 30 октября 1997 года в должности участковой медицинской сестры в Детской городской больнице N1, с 1 ноября 1997 года по 1 февраля 1999 года в должности участковой медицинской сестры в Семейной врачебной амбулатории N 4 "Детской городской больницы N1", 2 февраля 1999 года по 1 сентября 1999 года в должности участковой медицинской сестры педиатра в Семейной врачебной амбулатории "Карлыгаш" г. Шахтинск Республики Казахстан.
Учитывая вышеприведенное, суд первой инстанции обоснованно отказал во включении вышеуказанных периодов Сафиуллиной Р.З. в стаж для назначения досрочной страховой пенсии.
При наличии таких данных, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам.
В целом доводы апелляционной жалобы истца повторяют правовую позицию, изложенную в исковом заявлении, направлены на иную оценку исследованных судом обстоятельств и основаны на неправильном толковании норм материального права, не опровергают выводов суда и не могут служить основанием для отмены решения, постановленного в соответствии с требованиями закона.
В остальной части решение суда не обжалуется, предусмотренных частью 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для выхода за пределы доводов апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Авиастроительного районного суда города Казани от 10 июля 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Сафиуллиной Р.З. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.