Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Габидуллиной А.Г,
судей Гаянова А.Р, Шакировой З.И,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мусиной А.Е,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Габидуллиной А.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани - Хайруллиной Н.А. на решение Вахитовского районного суда г.Казани от 20 мая 2019 года, которым постановлено:
иск удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани и МКУ "Администрация Кировского и Московского районов ИК МО г.Казани" в части непринятия мер по переселению жителей N "адрес" и сносу аварийного жилого дома.
Обязать Исполнительный комитет муниципального образования г.Казани выселить нанимателей жилых помещений из аварийного и подлежащего сносу "адрес" с предоставлением жилых помещений в соответствии со ст.89 Жилищного кодекса РФ.
Обязать Исполнительный комитет муниципального образования г.Казани и МКУ "Администрация Кировского и Московского районов ИК МО г.Казани" снести указанный дом в течение 3-х месяцев после выселения жильцов из аварийного и подлежащего сносу "адрес" и вывезти строительного мусора после сноса здания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы выслушав прокурора Карпова К.В, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор г..Казани обратился в суд с иском к Исполнительному комитету муниципального образования г..Казани (далее по тексту - ИК МО г..Казани) и Муниципальному казенному учреждению "Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования г..Казани" (далее по тексту - МКУ "Администрация Кировского и Московского районов ИК МО г..Казани") о признании бездействия незаконным, возложении обязанности. В обоснование иска указано, что прокуратурой г..Казани на основании указания прокурора Республики Татарстан от 11.11.2014 N210/7у "О принятии мер по повышению эффективности прокурорского надзора по исполнению законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства" проведена проверка. Постановлением ИК МО г..Казани от 05.04.2013 N 3348 "О признании многоквартирного "адрес" аварийными и подлежащими сносу" указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу. В ходе проверки установлено, что в "адрес" с 1 по 6 квартиру проживает 17 граждан на основании права собственности на жилое помещение и на основании договора социального найма жилого помещения. Пунктом 3 указанного постановления на Управление жилищной политики Исполнительного комитета г..Казани возложена обязанность установить сроки и порядок отселения физических лиц, занимающих жилые помещения многоквартирного "адрес". Пунктом 2 на Администрацию Кировского и Московского районов г..Казани возложена обязанность снести указанный дом в течение 3-х месяцев с даты принятия постановлением ИК МО г..Казани от 5 апреля 2013 года N3348, обеспечить безопасность граждан вблизи указанного дома, ограничив доступ в опасную зону и вывоз строительного мусора после сноса здания. Как показала проверка, должностными лицами ИК МО г..Казани и Администрации по настоящее время меры по переселению жильцов из аварийного и подлежащего сносу "адрес" не приняты.
Состояние дома не соответствует Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Госкомитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу N170 от 27.09.2003. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Бездействие ответчиков оценивается как волокита по решению жилищных проблем граждан, а также создает угрозу для жизни и здоровья жильцов, проживающих в "адрес".
Истец просил признать бездействие ИК МО г.Казани и МКУ "Администрация Кировского и Московского районов ИК МО г.Казани", в части непринятия мер по переселению жителей из аварийного "адрес" и сносу аварийного жилого дома незаконным. Возложить на ИК МО г.Казани обязанность выселить жильцов из аварийного и подлежащего сносу "адрес" с предоставлением жилых помещений пригодных для проживания, отвечающих требованиям жилищного законодательства. Возложить на ИК МО г.Казани и МКУ "Администрация Кировского и Московского районов ИК МО г.Казани" обязанность снести указанный дом в течение 3-х месяцев после выселения жильцов из аварийного и подлежащего сносу "адрес" и вывезти строительный мусор после сноса здания.
В судебном заседании прокурор г.Казани - Биккинеев М.С. исковые требования поддержал.
Представитель ИК МО г.Казани не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель МКУ "Администрация Кировского и Московского районов ИК МО г.Казани" в судебное заседание не явился, в отзыве на иск просил дело рассмотреть в его отсутствие, просил в удовлетворении иска отказать.
Суд иск прокурора удовлетворил, постановив решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе представителем ИК МО г.Казани ставится вопрос об отмене решения суда по данному делу. При этом указывается на то, что исковое заявление прокурора подлежало возврату, поскольку истцом не представлено доказательств того, что жильцы "адрес" не могли сами обратиться в суд за защитой нарушенного права. Кроме того, истцом не представлены доказательства, что проживание в указанном доме представляет опасность для жизни и здоровья граждан.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе:
1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
На основании ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
На основании ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Согласно со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии со ст.2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ст.14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
В силу ст.16 Федерального закона от 21.07.2007 N185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта РФ, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта РФ, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежатю
В соответствии с ч.10 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Согласно ст.7 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
В соответствии со статьей 87 Жилищного кодекса Российской Федерации если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст.89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Согласно ст.235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Из материалов дела следует, что прокуратурой г.Казани на основании указания прокурора Республики Татарстан от 11 ноября 2014 года N210/7у "О принятии мер по повышению эффективности прокурорского надзора по исполнению законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства" проведена проверка.
Постановлением ИК МО г.Казани от 5 апреля 2013 года N3348 "О признании многоквартирного "адрес" аварийными и подлежащими сносу" указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу.
В ходе проверки установлено, что в "адрес" с 1 по 6 квартиру проживает 17 граждан на основании права собственности на жилое помещение и на основании договора социального найма жилого помещения.
Пунктом 3 указанного постановления на Управление жилищной политики Исполнительного комитета г.Казани возложена обязанность установить сроки и порядок отселения физических лиц, занимающих жилые помещения многоквартирного "адрес".
Пунктом 2 на Администрацию Кировского и Московского районов г.Казани возложена обязанность снести указанный дом в течение 3-х месяцев с даты принятия постановлением ПК МО г.Казани от 5 апреля 2013 года N3348, обеспечить безопасность граждан вблизи указанного дома, ограничив доступ в опасную зону и вывоз строительного мусора после сноса здания.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности иска, поскольку как показала проверка, должностными лицами ИК МО г.Казани и МКУ "Администрация Кировского и Московского районов ИК МО г.Казани" в настоящее время меры по переселению жильцов из аварийного и подлежащего сносу "адрес" не приняты, снос не произведен. Состояние дома не соответствует Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Госкомитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу N170 от 27.09.2003. Бездействие ответчика в части непринятия мер по отселению жителей спорного аварийного дома является незаконным.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, исследованных доказательствах, их надлежащей правовой оценке и соответствуют нормам права, подлежащим применению к спорным правоотношениям.
Довод жалобы ответчика о том, что прокурором не представлено доказательств, что жители "адрес" по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не могут сами обратиться в суд, не является основанием для отмены решения суда, поскольку прокурором предъявлены требования о защите социальных прав, обеспечения права на жилище.
Судебная коллегия считает, что выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы о том, что суд не дал правильной оценки представленным доказательствам являются несостоятельными
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о длительном бездействии ответчиков по исполнению Постановления ИК МО г.Казани от 5 апреля 2013 года N3348, в связи с чем обоснованно возложил обязанность по переселению собственников жилых помещений аварийного дома в соответствии с требованиями ст. 32 ЖК РФ, нанимателей - в соответствии со ст. 89 ЖК РФ.
Доводы жалобы об отсутствии доказательств наличия угрозы жизни и здоровью граждан опровергается техническим заключением ООО "Союзхимпроект", согласно которому здание имеет большую степень износа и является аварийным.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с действиями суда, связанными с установлением фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, и оценкой представленных по делу доказательств. Оснований для иной оценки доказательств судебная коллегия не усматривает.
С учетом изложенного, решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда г.Казани от 20 мая 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.