Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Сибгатуллиной Л.И,
судей Моисеевой Н.Н, Гафиятуллина Ш.Ш,
при секретаре судебного заседания Садиковой Э.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Л.И.Сибгатуллиной административное дело по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 15 мая 2019 года, которым постановлено:
административное исковое заявление Нажиби Рашидовны Хайруллиной об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости удовлетворить.
Определить кадастровую стоимость объекта недвижимости - нежилого помещения, общей площадью 120,6 квадратных метров, с кадастровым номером... :481, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Казань, улица "адрес", в размере 2528 819 рублей по состоянию на 26 августа 2015 года.
Указанные сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором административным истцом подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, то есть с 1 января 2018 года, а также учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, то есть с 26 августа 2015 года, на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 28 мая 2018 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Хайруллина Н.Р. является собственником объекта недвижимости в виде нежилого помещения общей площадью 120,6 кв.м с кадастровым номером... :481, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г.Казань, "адрес", поставленного на государственный кадастровый учет 26 августа 2015 года.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости определена в соответствии с пунктом 3.1 Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 18 марта 2011 года N113.
Данная кадастровая стоимость установлена по состоянию на 26 августа 2015 года, подлежит применению для целей налогообложения с 26 августа 2015 года, рассчитана с применением удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2014 года N2572-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости жилого и нежилого назначения (за исключением земельных участков), расположенных на территории Республики Татарстан" и составляет 5047153,42 руб.
Не согласившись с такой кадастровой стоимостью, Хайруллина Н.Р. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, в котором просила определить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере 2012000 руб, равном его рыночной стоимости по состоянию на 26 августа 2015 года.
В ходе судебного разбирательства представитель Хайруллиной Н.Р, Каримов Л.А, заявленные требования уточнил, просил определить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере 2528 819 руб, равном его рыночной стоимости по состоянию на 26 августа 2015 года, согласно заключению судебной экспертизы.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан ставится вопрос об отмене решения суда от 17 мая 2019 года по мотиву его незаконности и необоснованности. Заявитель апелляционной жалобы считает, что решение суда принято при недоказанности обстоятельств, имеющих значение для административного дела, а также при неправильном применении норм материального права и норм процессуального права. По мнению Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, положенное в основу решения суда заключение судебного эксперта от 23 апреля 2019 года NВС-26032019-2 не соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N73-ФЗ "О государственной экспертной деятельности", Федерального закона от 29 июля 1998 года N135 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и составлено с нарушением методологии оценочной деятельности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте настоящего судебного заседания извещены.
Хайруллина Н.Р. в суд не явилась, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан и исполнительный комитет муниципального образования г.Казани своих представителей в суд не направили.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 и частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся в судебное заседание участников судебного разбирательства.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
На основании части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении таких видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
При этом законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества (абзац 2 пункта 2 статьи 372, пункт 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N49-ЗРТ) налоговая база в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 2000 квадратных метров и помещений в них, расположенных на территориях населенных пунктов с численностью населения более 145 тысяч человек, определяется как их кадастровая стоимость, утвержденная в установленном порядке.
Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в части 1 настоящей статьи, определяется органом исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченным в области имущественных отношений, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть 2 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N49-ЗРТ).
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации") предусмотрено право юридических лиц оспорить результаты определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Из материалов дела видно, что в обоснование заявленных требований административным истцом представлен подготовленный по его заказу обществом с ограниченной ответственностью "Казанская Оценочная Компания" отчет от 30 июля 2018 года N1756Б-03/2018-И об оценке рыночной стоимости спорного объекта, согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером... :481 по состоянию на 26 августа 2015 года составила сумму 2012 000 руб.
По ходатайству представителя административного ответчика судом по делу назначена экспертиза для определения достоверности и правильности оценки рыночной стоимости нежилого помещения, соответствия отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности. Проведение экспертизы поручено эксперту автономной некоммерческой организации "Финансово-экономическая судебная экспертиза" Захматову Д.Ю.
Заключением судебного эксперта Захматова Д.Ю. от 23 апреля 2019 года NВС-26032019-2 сделан вывод о том, что представленный административным истцом отчет от 30 июля 2018 года N1756Б-03/2018-И об оценке рыночной стоимости нежилого здания не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
При этом эксперт, отвечая на поставленные судом вопросы, судебный эксперт определилрыночную стоимость объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером... :481 по состоянию на 26 августа 2015 года в размере 2528 819 руб.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из допустимости и достаточности имеющихся в материалах дела доказательств рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, и с учетом данного обстоятельства пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска в соответствии с заключением судебного эксперта от 23 апреля 2019 года.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда по данному делу правильными.
Частью 1 статьи 62 КАС РФ установлено, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу части 1 статьи 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в абзаце 2 пункта 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).
Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Решение суда отвечает указанным положениям закона и разъяснениям.
Как следует из материалов дела, судебный эксперт Захматов Д.Ю. в установленном законом порядке предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Он является председателем правления автономной некоммерческой организации "Финансово-экономическая судебная экспертиза", имеет ученую степень кандидата экономических наук, высшее образование по специальности "Прикладная математика" по квалификации математик; обладает дипломом о переподготовке по программе "Судебная финансово-экономическая экспертиза" с присвоением квалификация "Судебный эксперт" с области судебных финансово-экономических экспертиз, выданным в 2014 году федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Московский государственный университет имени О.Е.Кутафина" (МГЮА;) дипломом МИПК РЭА им.Г.В.Плеханова г.Москва о профессиональной переподготовке по программе "Профессиональная оценка и экспертиза объектов и прав собственности", специализация "Оценка стоимости предприятия (бизнеса)" от 20 июля 2001 года; дипломом Института экономики управления и права г.Казань о профессиональной переподготовке по программе "Оценка стоимости предприятия (бизнеса)" от 25 июня 2001 года и квалификационными аттестатами от 30 ноября 2017 года по направлениям "Оценка бизнеса", "Оценка движимого имущества", "Оценка недвижимости", имеет общий стаж работы 19 лет, стаж оценочной деятельности с 2001 года и стаж по экспертной деятельности с 2009 года, в связи с чем квалификация Захматова Д.Ю. как специалиста сомнений у суда не вызывает.
Выводы суда первой инстанции относительно оценки имеющихся в материалах дела доказательств являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами, и оснований не согласиться с ними суд апелляционной инстанции не усматривает, поскольку правильность и обоснованность заключения судебного эксперта имеющимися в материалах дела доказательствами, кроме доводов административного ответчика, не опровергается.
Таким образом, обжалуемое решение является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Статья 41 Федерального закона от 31 мая 2001 года N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" предусматривает, что в соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами.
На судебно-экспертную деятельность лиц, указанных в части первой настоящей статьи, распространяется действие статей 2, 3, 4, 6 - 8, 16 и 17, части второй статьи 18, статей 24 и 25 настоящего Федерального закона.
В связи с этим подлежит отклонению как несостоятельный довод апелляционной жалобы о несоответствии заключения судебного эксперта требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Иные доводы апелляционной жалобы выводов суда первой инстанции по данному делу и вышеизложенных установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств не опровергают, фактически сводятся к повторению доводов административного ответчика, приводившихся им в обоснование своей позиции о несогласии с заключением судебного эксперта, которые в установленном законом порядке были оценены судом первой инстанции, и оснований не согласиться с ними суд апелляционной инстанции не усматривает.
Имеющие значение для обстоятельства определены судом правильно, при этом нарушения норм материального права и норм процессуального права судом допущено не было.
Руководствуясь статьями 177, 309,311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 15 мая 2019 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.