Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Сибгатуллиной Л.И,
судей Моисеевой Н.Н, Гафиятуллина Ш.Ш,
при секретаре судебного заседания Садиковой Э.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Л.И.Сибгатуллиной административное дело по апелляционной жалобе Нигматуллина Тимура Фаридовича на решение Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 9 января 2019 года, которым постановлено:
Нигматуллину Тимуру Фаридовичу в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным решения призывной комиссии Пестречинского муниципального района Республики Татарстан от 27 октября 2017 года и возложении обязанности устранить допущенные нарушения отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Республики Татарстан" и призывной комиссии Республики Татарстан Калимуллиной А.М, высказавшейся против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Нигматуллин Т.Ф. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения призывной комиссии Пестречинского муниципального района Республики Татарстан. Заявленные требования мотивированы следующим.
Нигматуллину Т.Ф. неоднократно предоставлялись отсрочки в связи с его обучением. Кроме того, обучение он совмещал с преподавательской деятельностью, поэтому проведение каких-либо мероприятий по его призыву в этот период были недопустимы.
Решением призывной комиссии Пестречинского муниципального района Республики Татарстан от 27 октября 2017 года Нигматуллин Т.Ф. признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Административный истец считает, что ему неоднократно предоставлялись отсрочки в связи с его обучением. Кроме того, обучение он совмещал с преподавательской деятельностью, поэтому проведение каких-либо мероприятий по его призыву в этот период недопустимы.
Административный истец просил признать незаконным решение призывной комиссии Пестречинского муниципального района Республики Татарстан от 27 октября 2017 года о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, и обязать административного ответчика устранить допущенное нарушение его прав.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Нигматуллина Т.Ф. ставится вопрос об отмене решения суда 9 января 2019 года по мотиву его незаконности и необоснованности. Он считает, что обжалуемое решение постановлено с нарушением норм материального права и норм процессуального права. Ссылаясь на те же доводы, которые приводились им в обоснование административного иска, заявитель апелляционной жалобы настаивает на наличии оснований для удовлетворения заявленных им требований.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте настоящего судебного заседания извещены. Нигматуллин Т.Ф. в суд не явился.
В соответствии с частью 1 статьи 150 и частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в его отсутствие.
Суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения.
На основании части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе") при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Из материалов дела видно, что Нигматуллин Т.Ф, 4 февраля 1990 года рождения, состоял на учете в военном комиссариате Республики Татарстан по Пестречинскому району Республики Татарстан, 4 февраля 2017 года ему исполнилось 27 лет.
27 октября 2017 года призывной комиссией Пестречинского муниципального района Республики Татарстан в отношении Нигматуллина Т.Ф. на основании пункта 1.1 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и воинской службе" принято решение о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Разрешая данное дело, суд первой инстанции исходил из того, что административным истцом Сафаровым А.А. пропущен установленный законом срок на обращение в суд с административным исковым заявлением, и с учетом данного обстоятельства пришел к выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда по данному делу правильными.
Согласно части 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В силу пункта 2 части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в частности, соблюдены ли сроки обращения в суд.
Частью 7 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд. Жалоба гражданина на решение призывной комиссии должна быть рассмотрена в течение пяти рабочих дней со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, а жалоба гражданина на заключение призывной комиссии - в течение одного месяца со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, об оспариваемом решении административный истец узнал 1 ноября 2017 года.
18 января 2018 года Нигматуллин Т.Ф. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании решения призывной комиссии Пестречинского муниципального района Республики Татарстан от 27 октября 2017 года незаконным и возложении на административного ответчика обязанности устранить допущенное нарушение его прав.
Апелляционным определением Верховного суда Республики Татарстан от 28 августа 2018 года решение Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 16 марта 2018 года отменено, административное исковое заявление Нигматуллина Т.Ф. о признании незаконным решения призывной комиссии Пестречинского муниципального района Республики Татарстан от 27 октября 2017 года и возложении обязанности устранить допущенные нарушения оставлено без рассмотрения.
Согласно апелляционному определению Верховного суда Республики Татарстан от 28 августа 2018 года административное дело рассмотрено с участием Нигматуллина Т.Ф. и его представителя Овчинниковой Л.З.
С настоящим административным исковым заявлением административный истец обратился в суд 30 ноября 2018 года, то есть, как правильно указал суд первой инстанции, с пропуском установленного законом срока на обращение в суд с административным исковым заявлением.
Достоверных доказательств уважительности причин пропуска указанного срока в материалах дела не имеется.
Не представлено таких доказательств также и суду апелляционной инстанции.
В силу вышеприведенных положений процессуального закона в данном случае пропуск срока обращения в суд с административным исковым заявлением является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований в отсутствие доказательств, объективно исключающих возможность обращения в суд в установленные сроки.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований, а потому обжалуемое решение является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для отмены правильного по существу решения суда, направлены на пересмотр обстоятельств, которым судом первой инстанции была дана надлежащая оценка, и в связи с этим отмену обжалуемого судебного акта повлечь не могут.
Имеющие значение для дела обстоятельства определены судом правильно, его выводы, изложенные в решении, являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами, при этом нарушения норм материального права и норм процессуального права судом допущено не было.
Руководствуясь статьями 177, 309,311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 9 января 2019 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Нигматуллина Т.Ф. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.