Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Сибгатуллиной Л.И,
судей Моисеевой Н.Н, Гафиятуллина Ш.Ш,
при секретаре судебного заседания Садиковой Э.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Л.И.Сибгатуллиной административное дело по апелляционной жалобе Малышевой Миляуши Альфатовны на решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 3 июня 2019 года, которым постановлено:
административное исковое заявление Малышевой Миляуши Альфатовны об оспаривании действий (бездействия) исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан и возложении обязанности оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Малышевой М.А, Папанина А.Э, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Малышева М.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании действий исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан. Заявленные требования мотивированы следующим.
Малышевой М.А. на основании договора о передаче прав и обязанностей арендатора от 7 июля 2016 года и на основании договора аренды земельного участка NМС 04-071-5442-ИЖС от 18 мая 2016 года принадлежит на праве аренды земельный участок с кадастровым номером... :1436, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Альметьевский муниципальный район, с. Кульшарипово, "адрес"
Земельный участок относится к категории земель: земли населенных пунктов и имеет разрешённое использование: индивидуальное жилое строительство.
На земельном участке предыдущим арендатором была возведена самовольная постройка в виде объекта незавершённого строительства - фундамента площадью застройки 126,2 кв.м, степенью готовности 15%.
Вступившим в законную силу решением Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 28 октября 2015 года установлено, что данный фундамент соответствует требованиям санитарных норм и правил, расположен внутри красных линий и не нарушает права смежных землепользователей. В последующем право собственности на фундамент перешло к административному истцу.
На основании градостроительного плана от 18 ноября 2011 года... -р, утверждённого заместителем руководителя исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан и эскизного проекта индивидуального жилого дома от 1 сентября 2016 года N1699, согласованного с Управлением архитектуры градостроительства исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, было выдано разрешение на строительство от 16 сентября 2016 года N16-92608440-5414/с-и-2016 сроком действия до 16 сентября 2026 года. Строительство одноквартирного индивидуального жилого дома завершено в 2018 году в период действия разрешения на строительство.
24 октября 2018 года Малышева М.А. обратилась в исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан с уведомлением об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
25 октября 2018 года административным истцом получено уведомление N16-92608440 12/в-и(о) о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
8 апреля 2019 года Малышева М.А. повторно направила обращение о выдаче уведомления об окончании строительства и регистрации объекта недвижимости в органах государственной регистрации, на что был получен отказ от 9 апреля 2019 года N156/04.
Административный истец просила признать незаконным отказ исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 9 апреля 2019 года N156/04 в выдаче уведомления об окончании строительства и регистрации жилого дома и обязать административного ответчика выдать уведомление об окончании строительства и зарегистрировать объект капитального строительства - одноквартирный жилой дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером... :1436, согласно документам, представленным в заявлении от 8 апреля 2019 года N507/04.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
Малышева М.А. подала апелляционную жалобу, в которой ставится вопрос об отмене решения суда от 3 июня 2019 года по мотиву его незаконности и необоснованности. Она считает, что обжалуемое решение постановлено с нарушением норм материального права, а выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, настаивает на наличии оснований для удовлетворения административного иска.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте настоящего судебного разбирательства извещены.
Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан представил заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Государственное бюджетное учреждение "Альметьевский филиал многофункционального центра в Республике Татарстан" своего представителя в суд не направило.
В соответствии с частью 1 статьи 150 и части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся в судебное заседание участников судебного разбирательства.
Судебная коллегия считает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения.
На основании части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве), содержащее следующие
Пунктом 1 части 20 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности направляется только в следующих случаях: параметры построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют указанным в пункте 1 части 19 настоящей статьи предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 2 мая 2006 года N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 2 мая 2006 года N59-ФЗ) граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Из материалов дела видно, что Малышева М.А. на основании договора о передаче прав и обязанностей арендатора от 7 июля 2016 года и на основании договора аренды земельного участка NМС04-071-5442-ИЖС от 18 мая 2016 года является арендатором земельного участка с кадастровым номером... :1436, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Альметьевский муниципальный район, с.Кульшарипово, ул.Южная, д. 23а.
16 сентября 2016 года Малышевой М.А. получено разрешение на строительство N16-92608440-5414/с-и-2016 для строительства одноквартирного индивидуального жилого дома общей площадью 93,9 кв.м в пределах земельного участка с кадастровым номером... :1436.
18 августа 2016 года произведена государственная регистрация права собственности Малышевой М.А. на расположенный на указанном земельном участке объект незавершённого строительства степенью готовности 15 процентов.
24 октября 2018 года Малышева М.А. обратилась в исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан с уведомлением об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
По результатам рассмотрения данного уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома 25 октября 2018 года Малышевой М.А. выдано уведомление N16-9260844012/в-и(о) о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства и градостроительной деятельности.
8 апреля 2019 года Малышева М.А. направила обращение N507/04 на имя заместителя руководителя исполнительного комитета Альметьевского муниципального района по строительству Мухаметзянова А.А. с просьбой выдать уведомление об окончании строительства, указав, что она не согласна с уведомлением от 25 октября 2018 года N16-9260844012/в-и(о). К заявлению Малышевой М.А. был приложен ряд документов, в том числе то же самое уведомление об окончании строительства с пакетом документов, в ответ на которое выдано уведомление от 25 октября 2018 года N16-9260844012/в-и(о).
Письмом от 9 апреля 2019 года N156/04за подписью заместителя руководителя исполнительного комитета района по строительству Мухаметзянова А.А. на указанное обращение Малышевой М.А. дан ответ, из которого следует, что в соответствии с пунктом 1 части 20 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации 25 октября 2018 года ей выдано уведомление о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства и градостроительной деятельности.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что административным истцом избран неверный способ восстановления нарушенного права, указав, что Малышева М.А. не лишена права обратиться в суд с иском о признании за ней права собственности на дом, распложенный на ее земельном участке с кадастровым номером... :1436, и с учетом данного обстоятельства пришел к выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении административного иска.
Суд апелляционной инстанции также считает, что основания для отказа в удовлетворении заявленных требований в данном случае имелись.
Частью 1 статьи 9 Федерального закона от 2 мая 2006 года N59-ФЗ установлено, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года N59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, обращение административного истца от 8 апреля 2019 года N507/04 рассмотрено административным ответчиком в установленный законом срок, поставленные заявителем в обращении вопросы были при этом раскрыты, а также дано разъяснение относительно дальнейших действиях административного истца.
Таким образом, направленное Малышевой М.А. в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года N59-ФЗ обращение от 8 апреля 2019 года административным ответчиком было рассмотрено и 9 апреля 2019 года разрешено в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах оснований для вывода о том, что действиями административного ответчика при рассмотрении указанного обращения от 8 апреля 2019 года права Малышевой М.А. были нарушены, не имеется, а потому основания для удовлетворения заявленных требований также отсутствуют.
Само по себе несогласие административного истца с содержанием полученного ответа на обращение не свидетельствует о неправомерности действий административного ответчика.
Мнение Малышевой М.А. о том, что 8 апреля 2019 года она повторно обратилась в исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан с уведомлением об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, является ошибочным, не соответствует обстоятельствам дела и основан на неправильном толковании положений статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного в силу части 5 статьи 310 КАС РФ решение суда не подлежит отмене, поскольку по существу является правильным.
Доводы апелляционной жалобы вышеизложенных установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств не опровергают и в связи с этим отмену обжалуемого судебного акта повлечь не могут, поскольку основаны на неправильном толковании ее заявителем норм материального права.
Руководствуясь статьями 177, 309,311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 3 июня 2019 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Малышевой М.А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.