Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н,
судей Гафиятуллина Ш.Ш, Моисеевой Н.Н,
при секретаре судебного заседания Акбашевой А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Горшунова Д.Н. административное дело по апелляционной жалобе Хисамутдинова Ильнура Гумаровича и Хисамутдиновой Марии Андреевны на решение Приволжского районного суда города Казани от 20 июня 2019 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Хисамутдинова И.Г, Хисамутдиновой М.А. о признании незаконным уведомления о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Хисамутдинова И.Г. и Хисамутдиновой М.А. - Сатдинова М.Ф. в ее поддержку, представителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани и муниципального казенного учреждения "Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" - Хафизова Н.Ф, возражавшего ее удовлетворению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хисамутдинов И.Г. и Хисамутдинова М.А. обратились в суд с административным исковым заявлением к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани (далее - ИКМО города Казани), муниципальному казенному учреждению "Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - МКУ "УГР ИКМО города Казани") о признании незаконным уведомления за подписью заместителя начальника МКУ "УГР ИКМО города Казани" Андреянова М.В. от 16 января 2019 года N ИЖС1/0/41 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве и реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, обязав устранить нарушение прав и законных интересов административных истцов.
В обоснование заявленных требований указано, что административным истцам на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером... площадью 699 кв.м, относящийся к категории земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - индивидуальное жилищное строительство, расположенный по адресу: Республика Татарстан,...
Намереваясь построить на данном земельном участке индивидуальный жилой дом, административные истцы обратились в МКУ "УГР ИКМО города Казани" с уведомлением о планируемом строительстве индивидуального жилого дома.
Вышеуказанным ответным уведомлением им было сообщено о несоответствии указанных в поданном уведомлении о планируемых строительстве и реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, поскольку планируемый объект расположен в красных линиях, соответственно земельный участок является территорией общего пользования.
С данным уведомлением административные истцы не согласны, поскольку названные в нем перспективные красные линии, пересекающие земельный участок Хисамутдиновых И.Г. и М.А, в установленном законом порядке не утверждены, на карты Генерального плана муниципального образования города Казани в надлежащем порядке не нанесены. По мнению административных истцов, наличие перспективных красных линий не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. В связи с изложенным административными истцами предъявлены настоящие требования.
В ходе рассмотрения дела представитель административных истцов уточнил и дополнил заявленные требования, просил признать незаконными: уведомление ИКМО города Казани за подписью заместителя начальника МКУ "УГР ИКМО города Казани" Андреянова М.В. от 16 января 2019 года N ИЖС1/0/41 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве и реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке; чертеж градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером... разработанный 14 января 2019 года МКУ "Управление архитектуры и градостроительства ИКМО города Казани", в части обозначения перспективных красных линий, пересекающих земельный участок административных истцов.
В дальнейшем представитель административных истцов вновь уточнил административное исковое заявление, пояснив, что отказывается от части требований, а именно о признании незаконным чертежа градостроительного плана земельного участка в части обозначения перспективных красных линий, пересекающих земельный участок Хисамутдиновых И.Г. и М.А.
Определением суда от 20 июня 2019 года в указанной части производство по делу прекращено.
В судебном заседании представитель административных истцов заявленные требования поддержал.
Представитель МКУ "УГР ИКМО города Казани" и ИКМО города Казани просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, представителей не направили.
Суд принял решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
С решением суда не согласились Хисамутдинов И.Г, Хисамутдинова М.А, в частной жалобе ставят вопрос о его отмене. В обоснование поданной апелляционной жалобы указываются те же доводы, что и в первоначальном административном исковом заявлении.
Апеллянты настаивают на том, что красные линии не были надлежащим образом утверждены, проекты планировки и межевания территории отсутствуют. Планируемые и перспективные красные линии не могут быть приняты во внимание при рассмотрении вопроса о согласовании строительства. Сведений об опубликовании соответствующих нормативных документов не имеется. Перспективная автомагистраль не может препятствовать размещению объекта строительства.
В суде апелляционной инстанции представитель Хисамутдинова И.Г, Хисамутдиновой М.А. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель МКУ "УГР ИКМО города Казани" и ИКМО города Казани просил решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, извещены.
Судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Рассмотрение данной категории административных дел осуществляется в порядке, установленном главой 22 Кодекса.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Частью 1 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красными линиями являются линии, которые обозначают, в том числе, существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования.
Красные линии включаются в состав проекта планировки территории, ввиду чего их разработка, утверждение и изменение осуществляется путем разработки проектов планировки соответствующих территорий.
В соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение об утверждении документации по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) принимается главой муниципального образования с учетом публичных слушаний.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", утверждение генеральных планов муниципального, городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального, городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами).
Аналогичные положения содержит часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Муниципальное образование города Казань наделено Законом Республики Татарстан от 15 сентября 2004 года N 46-ЗРТ "О границах территории и статусе муниципального образования города Казани" статусом городского округа.
Решением Казанской городской Думы от 28 декабря 2007 года N 23-26 утвержден Генеральный план муниципального образования города Казани (далее - Генеральный план).
Генеральные планы городских округов являются документами долгосрочного территориального планирования и утверждаются на срок не менее чем двадцать лет (часть 11 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Таким образом, подготовка генерального плана городского округа направлена не только на отражение существующей территории городского округа, но и на планируемое развитие этой территории.
Частью 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что генеральный план городского округа содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
Согласно части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на указанных в пунктах 2 - 4 части 3 данной статьи картах отображаются, в том числе: планируемые для размещения автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
В соответствии с вышеприведенными нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральные планы городского округа включают карты планируемого размещения объектов с указанием или описанием зон размещения названных объектов.
Частью 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что несоответствие объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории является основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (пункт 2).
Уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности направляется в случае, когда параметры построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют указанным в пункте 1 части 19 настоящей статьи предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 1 части 20 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Пунктами 1.5, 1.6 Положения о территориальном планировании муниципального образования города Казани, входящего в состав Генерального плана муниципального образования города Казани, предусмотрено, что в составе Генерального плана выделены следующие временные сроки его реализации: расчетный срок Генерального плана, на который запланированы все основные проектные решения Генерального плана городского округа Казань, - 2020 год; первая очередь Генерального плана, на которую определены первоочередные мероприятия по реализации Генерального плана, - 2010 год.
За расчетным сроком Генерального плана выделяется период, на который определяются основные направления стратегии градостроительного развития муниципального образования г. Казани, - 2021 - 2050 годы.
Основные направления стратегии градостроительного развития муниципального образования города Казани отражены на графических материалах Генерального плана и имеют рекомендательный характер для дальнейшего территориального планирования города Казани.
В соответствии с пунктом 3.2.2 Положения развитие общегородской улично-дорожной сети на расчетный срок реализации Генерального плана и прогнозируемый период осуществляется в соответствии со Схемой общегородской улично-дорожной сети и транспорта и Схемой очередности развития общегородской улично-дорожной сети.
По смыслу вышеприведенных положений законодательства генеральный план представляет собой основополагающий документ территориального планирования, определяющий стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, и содержит в себе долгосрочные ориентиры их развития. Развитие территорий носит многоплановый и динамичный характер, что определяет необходимость корректировки базовых градостроительных решений.
В соответствии с Положением о МКУ "УГР ИКМО города Казани", утвержденным решением Казанской городской Думы от 29 декабря 2010 года N 26-3, Управление является органом ИКМО города Казани. К полномочиям Управления относятся: выдача разрешений на строительство (внесение в них изменений), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории города Казани, в том числе прием от заинтересованных лиц необходимых документов; выдача уведомлений о соответствии либо несоответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов, расположенных на территории города Казани, требованиям законодательства о градостроительной деятельности (пункты 1.2, 3.1.1, 3.1.1.2).
Из материалов административного дела следует, что административные истцы являются собственниками земельного участка с кадастровым номером.., площадью 699 кв.м, относящегося к категории земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - индивидуальное жилищное строительство, расположенный по адресу: Республика Татарстан, город Казань, улица Заречная, дом 12В.
Судом на основании материалов административного дела установлено, что большая часть земельного участка Хисамутдиновых И.Г. и М.А. расположена в границах красных линий, где строительство не предусмотрено. Меньшая его часть расположена в зоне зеленых насаждений общего пользования. Данное обстоятельство подтверждается также ответом на запрос суда начальника МКУ "Управление архитектуры и градостроительства ИКМО города Казани", согласно которому значительная часть земельного участка с кадастровым номером... по улице "данные изъяты" расположена в границах перспективной автомагистрали. В соответствии со схемой улично-дорожной сети и транспорта Генерального плана муниципального образования города Казани, утвержденного решением Казанской городской думы от 28 декабря 2008 года N 23-26, данный земельный участок расположен в зоне улицы общегородского значения регулируемого движения. Данная улица, в границах которой расположен земельный участок административных истцов, является улицей общегородского значения регулируемого движения. В соответствии со схемой очередности развития общегородской улично-дорожной сети сроки реализации в отношении данной улицы запланированы на 2020 год.
Намереваясь построить на вышеуказанном земельном участке индивидуальный жилой дом, административные истцы обратились в МКУ "УГР ИКМО города Казани" с уведомлением о планируемом строительстве индивидуального жилого дома от 9 января 2019 года, зарегистрированного за номером 01ИЖС/13.
Ответным уведомлением от 16 января 2019 года N ИЖС1/0/41 за подписью заместителя начальника МКУ "УГР ИКМО города Казани" Андреянова М.В. им было сообщено о несоответствии указанных в поданном уведомлении о планируемых строительстве и реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, поскольку планируемый объект расположен в красных линиях, соответственно земельный участок является территорией общего пользования.
В качестве основания приведено то, что проектируемый объект расположен за границей места допустимого размещения объекта капитального строительства, то есть в пределах красных линий перспективной автомагистрали. При этом на меньшей части земельного участка, расположенной за пределами красных линий, допустимо размещение объекта капитального строительства.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из вышеприведенных нормативных положений и из указанных фактических обстоятельств административного дела, и пришел к выводу о том, что оспариваемое уведомление от 16 января 2019 года N ИЖС1/0/41 за подписью заместителя начальника МКУ "УГР ИКМО города Казани" Андреянова М.В. принято в соответствии с требованиями законодательства.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они сделаны при правильной и всесторонней оценке обстоятельств по делу и правильным применением норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы о том, что красные линии не были надлежащим образом утверждены, проекты планировки и межевания территории отсутствуют, сами планируемые и перспективные красные линии не могут быть приняты во внимание при рассмотрении вопроса о согласовании строительства, а сведений об опубликовании соответствующих нормативных документов не имеется, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильной интерпретации обстоятельств дела.
В качестве препятствия для осуществления строительства на запрашиваемом земельном участке указано не на наличие проектных красных линий, связанных с планировкой или межеванием территории, а на ограничения в виду иного документа градостроительного характера в составе Генерального плана муниципального образования города Казани, утвержденного решением Казанской городской думы от 28 декабря 2008 года N 23-26, а именно схемы улично-дорожной сети и транспорта. Согласно данной схеме принадлежащий административным истцам земельный участок большей своей частью расположен на территории улицы общегородского значения регулируемого движения. В соответствии со схемой очередности развития общегородской улично-дорожной сети сроки реализации мероприятий в отношении данной улицы запланированы на 2020 год.
Указанное обстоятельство явилось основанием для вынесения органом местного самоуправления оспариваемого уведомления и учтено судом при принятии решения. При этом указание на перспективный характер развития улично-дорожной сети не может являться основанием для вынесения положительного для административных истцов решения, поскольку может затронуть права и обязанности субъектов рассматриваемых правоотношений в будущем, повлечь для них необоснованные издержки в связи с осуществленным строительством.
Довод жалобы об отсутствии официальной публикации нормативного документа материалами административного дела не подтверждается. Публикация осуществлена в установленном порядке.
Таким образом, судом первой инстанции были правильно определены юридически значимые обстоятельства, применен закон, подлежащий применению, дана надлежащая правовая оценка собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановлено решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Приволжского районного суда города Казани от 20 июня 2019 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Хисамутдинова Ильнура Гумаровича и Хисамутдиновой Марии Андреевны - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.