Пояснительная записка
к проекту федерального закона "Об основах организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав"
Подготовка проекта федерального закона "Об основах организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав" обусловлена необходимостью совершенствования мер по защите прав и охраняемых законом интересов, предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, что предполагает создание современной правовой базы такой деятельности и отмену устаревших предписаний, регламентирующих работу комиссий по делам несовершеннолетних, функции которых были определены в нормативных актах СССР и РСФСР, принятых в основном в 1967-1977 голах.
В современных условиях акцент в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав смещается в сторону усиления правозащитных, координирующих и контролирующих функции. Это орган государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, который может и должен реально осуществлять функции защиты и восстановления нарушенных прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних практически во всех сферах жизнедеятельности как непосредственно при обращении несовершеннолетнего, так и упреждая нарушения гарантированных законодательством прав и интересов детей.
Необходимость законодательного регулирования деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на федеральном уровне обусловлена в большой мере и тем, что указанные комиссии, согласно Указу Президента Российской Федерации от 6 сентября 1993 г. N 1338 "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав", являются органом государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, осуществляющим функции по взаимодействию всех органов и учреждений, в пределах своей компетенции ведущих работу по профилактике правонарушений несовершеннолетних и защите их прав.
С вступлением в действие уголовного, семейного, гражданского, уголовно-исполнительного кодексов Российской Федерации, а также внесенных изменений и уголовно-процессуальный Кодекс РСФСР меняется и компетенция комиссий. В частности, сокращается количество дел, ранее рассматриваемых комиссиями, об общественно-опасных деяниях, совершенных несовершеннолетними, освобожденными от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям. В отношении этих лиц во всех случаях производится расследование и прекращенные дела направляются в суд для применения принудительных мер воспитательного воздействия.
В компетенции комиссий остается функция административной юрисдикции в отношении несовершеннолетних, родителей (законных представителей) несовершеннолетних и иных лиц, рассмотрение материалов о совершении общественно-опасных деяний подростками не достигшими возраста с которого, согласно закону, наступает уголовная ответственность, о нарушении несовершеннолетними установленных правил поведения в общественных местах и все материалы, связанные с защитой и восстановлением нарушенных прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних, усиливается правозащитная направленность деятельности комиссий.
Изменилась и форма контроля за условиями содержания, обучения и обращения с несовершеннолетними в системе исполнения наказания.
Расширение правозащитных функций комиссий, как ведущего органа государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, вытекает из международных договоров, ратифицированных Российской Федерацией, полностью соответствует Постановлению Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 24 сентября 1997 г. N 308-СФ "О парламентских слушаниях "О состоянии борьбы с преступностью и об укреплении правопорядка в Российской Федерации в современных условиях", особое внимание в котором обращается на последовательную реализацию международно признанного принципа приоритетности государственной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, на предупреждение преступности несовершеннолетних, которая рассматривается как общесоциальная проблема, угрожающая необратимыми криминогенными последствиями.
Законопроектом устанавливается новое название комиссий - комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (ранее они именовались - комиссии по делам несовершеннолетних) с целью подчеркнуть возросшую в настоящее время защитную функцию комиссий по отношению к несовершеннолетним.
В их функции дополнительно включены новые положения. К ним, например, относится ряд мер по защите и восстановлению нарушенных прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних, в том числе по обеспечению права на образование, контролю за трудоустройством несовершеннолетних, проведением профилактической работы с ними и т.д.
Законопроект состоит из четырех глав.
В первой главе сформулированы основные задачи и принципы деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, определена система и регламентирован порядок их образования. Важным фактором повышения роли комиссий является предлагаемый законопроектом порядок их образования. Комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав предполагается придать статус постоянно действующего органа с численностью постоянных штатных работников в зависимости от количества несовершеннолетнего населения на соответствующей территории, но не менее трех человек.
Вторая глава законопроекта регламентирует основные направления деятельности и права комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, определяет меры по устройству несовершеннолетних и устанавливает перечень мер воздействия, применяемых комиссиями к несовершеннолетним правонарушителям, а также к родителям (законным представителям) несовершеннолетних и иным лицам, не выполняющим своих обязанностей по содержанию, воспитанию и обучению несовершеннолетних, либо отрицательно влияющим на их поведение.
В третьей главе законопроекта рассматривается порядок производства по материалам (делам) в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав.
В законопроекте регламентируются: основания рассмотрения материалов (дел) в комиссиях по делам несовершеннолетние и защите их прав, порядок подготовки необходимых материалов к заседанию комиссии, процедура их рассмотрения, требования, предъявляемые к документации комиссий.
Устанавливается порядок обжалования и исполнения постановлений комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Четвертая глава законопроекта содержит нормы, определяющие порядок финансирования и материально-технического обеспечения комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, определяет порядок вступления закона в действие, содержит перечень подлежащих признанию утратившими силу нормативных правовых актов СССР и РСФСР, ранее принятых по вопросам деятельности комиссий по делам несовершеннолетних.
Одновременно с принятием настоящего федерального закона предполагается внести соответствующие изменения и дополнения в законодательство Российской Федерации для установления единого подхода к регламентации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и устранения противоречий в предписаниях законов и других нормативных правовых актов.
Финансово-экономическое обоснование
принятия федерального закона
"Об основах организации деятельности комиссий по делам
несовершеннолетних и защите их прав"
Предлагаемый законопроект определяет основы организации и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, осуществляющих функции по взаимодействию органов и учреждений государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В настоящее время расходы, связанные с обеспечением деятельности комиссий, в большей части осуществляют бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты муниципальных образований. Объем средств на финансирование региональных комиссий по делам несовершеннолетних определяется субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, исходя из действующих норм и возможности соответствующих бюджетов.
Законопроектом в целях усиления роли комиссий в государственной системе профилактики безнадзорности и правонарушений, обязательности их образования на всех уровнях предлагается осуществлять финансирование деятельности указанных комиссий за счет средств федерального бюджета.
По данным Госкомстата России в состав Российской Федерации входит 89 субъектов Российской Федерации, 1869 районных муниципальных образований, 1092 города и 323 района в них. Указанные комиссии образуются при каждом органе исполнительной власти и местного самоуправления, имея в своем составе одну штатную единицу ответственного секретаря комиссии со средней заработной платой 800 рублей. Среднегодовая потребность в заработной плате работников комиссий всех уровней составляет при данной штатной численности составляет:
3373 (число комиссий) х 800 рублей х 12 месяцев = 32380800 рублей.
Представленным законопроектом предлагается установить штатную численность комиссий не менее трех человек. Соответственно предполагаются среднегодовые затраты на заработную плату работников комиссий всех уровней:
3373 (число комиссий) х 800 рублей х 3 человека х 12 месяцев =
97142400 рублей.
Таким образом, дополнительные затраты из федерального бюджета составят 97142400 рублей.
Финансирование предполагается осуществлять с первого января 2000 года.
Перечень
актов федерального законодательства,
подлежащих признанию утратившими силу, изменению
и дополнению в связи с принятием Федерального закона
"Об основах организации деятельности комиссий по делам
несовершеннолетних и защите их прав"
В связи с принятием Федерального закона "Об основах организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав":
1. Подлежит признанию утратившим силу Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 года "Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних" (в ред. Указов Президиума Верховного Совета РСФСР от 28.05.71, от 01.10.85 N 1527-ХI, от 06.08.86 N 3785-ХI, Закона РФ от 25.02.93 N 4549-1).
2. Потребуется внесение изменений и дополнений в следующие акты федерального законодательства:
1) Семейный кодекс Российской Федерации;
2) Кодекс РСФСР об административных правонарушениях;
3) Гражданский кодекс Российской Федерации;
4) Кодекс законов о труде Российской Федерации;
5) Гражданский процессуальный кодекс РСФСР.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.