Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 98042437-2 "О здравоохранении в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В Российской Федерации исторически сложилась ситуация, которая характеризуется крайней неразвитостью правового обеспечения деятельности национальной системы здравоохранения. Сегодня законодательство уже не позволяет регулировать в полной мере все аспекты деятельности здравоохранения, а затянувшийся процесс реформирования здравоохранения не может получить дальнейшего развития без надежного законодательного обеспечения.
Система здравоохранения функционирует в крайне неблагоприятных условиях. В то же время состояние здоровья населения страны можно определить как критическое. По многим показателям Российская Федерация значительно отстала не только от большинства развитых, но и от развивающихся стран. Сложившиеся тенденции и долгосрочные прогнозы свидетельствуют о депопуляции и кризисном состоянии здоровья населения в России, угрожающем национальной безопасности страны. В стране идет стремительная поляризация в удовлетворении потребности в медицинской помощи богатых и бедных слоев общества в нарушение фундаментального права граждан на справедливое получение медицинской помощи. В систему оказания медицинской помощи все заметнее внедряются нерегулируемые законодательством платные услуги.
В последнее время все больше выявляется негативный характер процессов, которые изначально трактовались как реформаторские: децентрализация управления в социальной сфере, тенденция к суверенизации и сепаратизму субъектов Российской Федерации, закрепленные в федеральных законах о бюджете и местном самоуправлении, утрата планирования при распределении ресурсов, отсутствие рычагов управления финансированием системы здравоохранения.
Комитет провел широкое обсуждение проблемы здоровья на парламентских слушаниях в мае 1997 года "Здоровье населения как фактор обеспечения национальной безопасности России", на которых было принято решение о разработке закона о системе здравоохранения Российской Федерации. Содержание указанного законопроекта мы обсудили с рядом субъектов Российской Федерации на выездном заседании Комитета в Кисловодске осенью 1997 года, подвергли международной экспертизе, а в апреле 1998 года в г.Санкт-Петербурге рассмотрели проект закона на выездных парламентских слушаниях. Основная идея законопроекта была поддержана всеми.
Новизна предлагаемого законопроекта состоит в том, что он определяет сферой своего действия отношения в области здравоохранения в период функционирования крайне неустойчивой экономики, законом определяется набор правил, по которым будет развиваться вся система здравоохранения в ближайшее время и на перспективу.
Концепция законопроекта строится на реальном учете сложившихся отношений в обществе, истории нашего государства и здравоохранения, менталитета населения России и предусматривает необходимость внесения ряда существенных изменений и дополнений в действующие законодательные акты. В законе устанавливается равенство возможностей медицинских организаций независимо от форм собственности, с одной стороны, и возможность осуществления реального контроля и управления системой здравоохранения со стороны государства, - с другой.
В законе провозглашаются принципы государственной политики в области здравоохранения, в соответствии с которыми определяется ответственность Правительства за состояние здоровья населения, обеспечивается доступность и бесплатность гарантированных объемов медицинской помощи, устанавливается государственное регулирование в области здравоохранения, приоритет государственно-муниципального сектора здравоохранения, преемственность в оказании медицинской помощи на всех ее этапах, единство системы сертификации и лицензирования в области здравоохранения, стандартов медицинской помощи. Предусмотрено участие граждан в контроле за финансовыми ресурсами системы здравоохранения.
Новеллой закона является создание механизма обеспечения гражданам их неотъемлемого права на медицинскую помощь, - в соответствии с федеральной программой государственных гарантий. Закон должен ввести в правовое русло в целом разработку и реализацию государственных программ в области здравоохранения. Устанавливается новый порядок разграничения полномочий с учетом складывающейся практики заключения соглашений в области здравоохранения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, правила заключения таких соглашений.
Мы ввели ряд норм, которые должны существенно изменить положение с финансированием системы здравоохранения. Здесь и увеличение тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, и установление фиксированной (20%) доли здравоохранения в расходной части бюджетов всех уровней, и задача по повышению доли расходов на здравоохранение в ВВП до 5%.
В ходе подготовки законопроекта к 1 чтению было признано целесообразным внести в настоящий законопроект действующие и оставшиеся актуальными нормы Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, которые в значительной мере устарели и нуждались в новой редакции. Объединение норм позволило представить базовый документ отрасли в удобной форме. При доработке проекта были учтены многочисленные замечания депутатов Государственной Думы, субъектов Российской Федерации, Совета Федерации и Правового Управления Аппарата Государственной Думы. Мы не могли только согласиться с заключением Правительства Российской Федерации в части финансирования системы здравоохранения и оставили свои первоначальные нормы.
Полагаем, что принятие указанного закона позволит реализовать нашим гражданам их конституционное право на охрану здоровья, предоставление бесплатной медицинской помощи и решить наиболее острые проблемы здравоохранения.
Депутат Государственной Думы |
Герасименко Н.Ф. |
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О здравоохранении в Российской Федерации"
Законопроект не предусматривает прямых расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета. В то же время законом устанавливается возможность выделения дополнительных финансовых средств на финансирование системы здравоохранения Российской Федерации как перспективная цель, достижение которой должно осуществляться планомерно и последовательно.
Так статьей 32 законопроекта предусматривается, что базовый размер финансирования деятельности системы здравоохранения Российской Федерации, включая средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов местного самоуправления, в также средства обязательного медицинского страхования, на каждый год должен составлять не менее 6 процентов стоимости валового внутреннего продукта, исчисленного в соответствии с установленной Правительством Российской Федерацией методикой. По нашим расчетам это составит примерно 160 млрд.рублей или приблизительно 1100 рублей (в ценах 1998 года) на душу населения в год. Такой уровень расходов позволит только приблизиться к обеспечению государственных социальных стандартов в сфере здравоохранения и создать финансовые предпосылки для реализации программы государственных гарантий по обеспечению граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью.
В соответствии с неоднократными предложениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о необходимости увеличения тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование в законе предусматривается для работодателей поэтапное двукратное увеличение тарифа страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования с 3,6 процентов до 8 процентов (в 2003 году) от выплат, начисленных в пользу работников по всем основаниям.
Реализация указанных норм позволит обеспечить устойчивое функционирование системы здравоохранения и реализацию норм статьи 41 Конституции Российской Федерации о гарантиях предоставления бесплатной медицинской помощи гражданам.
Предполагается, что указанные финансовые нормы будут устанавливаться ежегодно при утверждении федерального бюджета, бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и тарифов страховых взносов во внебюджетные фонды.
Депутат Государственной Думы |
Герасименко Н.Ф. |
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих изменению или дополнению в связи с принятием проекта Федерального закона "О здравоохранении в Российской Федерации"
В случае принятия проекта Федерального закона "О здравоохранении в Российской Федерации" необходимо отменить Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и внести изменения и дополнения в:
Кодекс РСФСР об административных правонарушениях;
Кодекс законов о труде Российской Федерации;
Закон Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации";
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления";
принятые на их основе нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и соответствующие правовые акты субъектов Российской Федерации.
Целесообразно также внести некоторые изменения в Федеральный конституционный закон "О правительстве Российской Федерации".
Депутат Государственной Думы |
Герасименко Н.Ф. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.