Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики суда в составе:
председательствующего Негрий Н.С,
судей Адзиновой А.Э, Париева Р.Р,
при секретаре судебного заседания Урусове Р.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Текеевой З.И. к Управлению архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования города Черкесска, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР о признании действий незаконными
по апелляционной жалобе Управления по имущественным отношениям мэрии муниципального образования города Черкесска на решение Черкесского городского суда КЧР от 16 мая 2018 года, которым исковые требования Текеевой З.И. удовлетворены в части
Заслушав доклад судьи Верховного Суда КЧР Негрий Н.С, объяснения представителя истца Текеевой З.И. - Чагарова Т.-С.А, представителя ответчика Управлению архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования города Черкесска - Боташевой Е.С, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Текеева З.И. обратилась в суд с иском к Управлению архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии МО г..Черкесска, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее по тексту - Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по КЧР), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР (далее по тексту - Управление Россреестра по КЧР) о признании действий незаконными. В обоснование заявленных требований указала, что решением Черкесского городского суда КЧР от 16 июня 2017 года за Текеевой З.И. признано право собственности, на следующие объекты недвижимости: здание столовой литер А, общей площадью "данные изъяты" кв.м, здание сауны-бани литер Б, общей площадью "данные изъяты" кв.м, гостевой дом литер В, общей площадью "данные изъяты" кв.м, сторожка литер Д, общей площадью "данные изъяты" кв.м, сторожка литер Е, общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенные на земельном участке площадью "данные изъяты" кв.м. с кадастровым номером "данные изъяты", по адресу: "данные изъяты". Согласно указанного решения на указанные объекты составлены технические планы с привязкой на земельный участок и проведена государственная регистрация права собственности на объекты недвижимого имущества с присвоением кадастровых номеров, что подтверждается выписками из ЕГРН от "дата". Истец "дата" обратилась в Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии МО г..Черкесска с заявлением о предоставлении в аренду указанного земельного участка, расположенного под объектами недвижимости, сроком на 49 лет.
Из ответа Управления на данное заявление следует, что рассмотрение заявления продлевается на месяц в связи со служебной необходимостью с целью получения сведений об основных характеристиках объектов недвижимости из Единого государственного реестра недвижимости и зарегистрированных правах на объекты недвижимости. В процессе рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка в аренду, указанный земельный участок, в нарушение прав собственника объектов недвижимости, по заявлению Управления участок снят с учета, что подтверждается сведениями публичной кадастровой карты. Сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, носили временный характер, так как данные о правах на указанный земельный участок на момент обращения с заявлением о снятии испрашиваемого земельного участка с кадастрового учета отсутствовали. Как видно из кадастрового паспорта от "дата", дата истечения временного характера сведений - "дата", следовательно, в соответствии с ч. 7 ст. 72 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", временный характер сведений законом установлен до "дата". После подачи заявки на получение в аренду земельного участка по статье 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) этот участок до завершения начатой процедуры и до истечения сроков реализации заявителем права получение испрашиваемого земельного участка в аренду не может быть расформирован в административном порядке по заявке публичного собственника земли. Действия Управления нарушают представленное статьей 39.20 ЗК РФ право заявителя на приобретение в аренду или в собственность (по усмотрению заявителя) земельного участка, на котором находятся объекты недвижимого имущества, находящиеся в собственности заявителя.
Просила суд: признать незаконными действия Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии МО г..Черкесска, выразившиеся в направлении в Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по КЧР и в Управление Росреестра по КЧР заявления о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты"; признать недействительным решение Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по КЧР и решение Управления Росреестра по КЧР о снятии с кадастрового учета вышеуказанного земельного участка; обязать Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по КЧР и Управление Росреестра по КЧР в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по делу: восстановить и поставить на кадастровый учет земельный участок площадью "данные изъяты" кв.м. с кадастровым номером "данные изъяты" с разрешенным использованием - под детский оздоровительный центр, расположенный по адресу: "данные изъяты"; обязать Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии МО г..Черкесска заключить с Текеевой З.И. договор аренды на указанный земельный участок, сроком на 49 лет.
В судебном заседании представитель истца Текеевой З.И. - Чагаров Т.С.-А. поддержал исковые требования и просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии МО г.Черкесска - Айбазова Л.Р. исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать.
Представитель ответчика Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по КЧР - Мамедов Т.С. исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать.
Истец Текеева З.И, представитель ответчика Управления Росреестра по КЧР, извещенные надлежащим образом о времени и месте проведения судебного разбирательства, в суд не явились, о причинах своей неявки суду не сообщили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали. Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Решением Черкесского городского суда КЧР от 16 мая 2018 года исковые требования Текеевой З.Х. удовлетворены частично. Судом постановлено: признать незаконными действия Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии МО г.Черкесска, выразившиеся в направлении в Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по КЧР и в Управление Росреестра по КЧР заявления о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты"; признать недействительным решение Управления Росреестра по КЧР о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты"; обязать Управление Росреестра по КЧР в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по делу: восстановить и поставить на кадастровый учет земельный участок площадью "данные изъяты" кв. м, с кадастровым номером "данные изъяты" с разрешенным использованием - под детский оздоровительный центр, расположенный по адресу: "данные изъяты"; обязать Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования города Черкесска заключить с Текеевой З.И. договор аренды на земельный участок площадью "данные изъяты" кв.м с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: "данные изъяты".
В удовлетворении исковых требований Текеевой З.Х. заявленных к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" отказано.
Определением Черкесского городского суда от 29 августа 2018 года произведена замена стороны по делу - Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии МО г.Черкесска на правопреемника Управления градостроительства и архитектуры мэрии МО г.Черкесска.
Определением Черкесского городского суда от 24 декабря 2018 года произведена замена стороны по делу - Управления градостроительства и архитектуры мэрии МО г.Черкесска на правопреемника Управление по имущественным отношениям мэрии МО г.Черкесска.
На решение суда представителем Управления по имущественным отношениям мэрии МО г.Черкесска подана апелляционная жалоба, в которой содержится просьба об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы автор ссылается на незаконность и необоснованность вынесенного решения вследствие нарушения судом норм материального права. Указывает, что в решении суда указано об обязании заключить договор аренды с истцом на предельно допустимый срок без законных на то оснований. Считает, что суд незаконно и необоснованно ограничил право собственника земельного участка муниципального образования в области распоряжения спорным земельным участком. Площадь земельного участка в 56 раз превышает площадь расположенных на нем объектов, которые не могут характеризоваться как детско-оздоровительный комплекс исходя из характеристик объектов, что вызывает сомнение в том, что предоставленный в аренду Текеевой З.И. земельный участок отвечает требованиям к земельном участку, необходимому для эксплуатации объектов недвижимости, в отношении площади такого участка.
Возражений на апелляционную жалобу не поступало.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Текеевой З.И. - Чагаров Т.С.-А. просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления по имущественным отношениям мэрии МО г.Черкесска - без удовлетворения.
Представитель ответчика Управления по имущественным отношениям мэрии МО г.Черкесска Боташева Е.С. в суде апелляционной инстанции поддержала апелляционную жалобу по доводам изложенным в ней, просила ее удовлетворить, а решение суда отменить, приняв по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Текеевой З.И. - отказать.
Истец Текеева З.И, представители ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по КЧР" извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки суд не уведомили.
Судебной коллегией дело рассмотрено на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ в отсутствие не явившихся лиц, принимая во внимание их надлежащее извещение о времени и месте судебного заседания, а также то обстоятельство, что не представлены сведения, подтверждающие уважительность причин неявки.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, а также выслушав явившиеся в суд апелляционной инстанции стороны по делу судебная коллегия пришла к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что истец Текеева З.И. является собственником следующих объектов недвижимости: здание столовой литер А - общей площадью "данные изъяты" кв.м, здание саны-бани литер Б - общей площадью "данные изъяты" кв.м, гостевой дом литер В - общей площадью "данные изъяты" кв.м, сторожка литер Д - общей площадью "данные изъяты" кв.м, сторожка литер Д - общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенных на земельном участке площадью "данные изъяты" кв.м с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "данные изъяты" на основании решения Черкесского городского суда от 01 июня 2017 года (л.д.9-14).
Согласно кадастровых выписок на земельный участок, разрешенное использование спорного земельного участка общей площадью "данные изъяты" кв.м - под детский оздоровительный комплекс. Дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости - "дата". Данный объект имеет статус "временные". Дата истечения временного характера сведений - "дата" (л.д.29).
"дата" в Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования города Черкесска (далее по делу Управление архитектуры мэрии МО г.Черкесска) представителем истца подано заявление о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного под объектами недвижимости, сроком на 49 лет на которое "дата" дан ответ о продлении рассмотрения заявления на месяц в связи со служебной необходимостью, с целью получения сведений об основных характеристиках объектов недвижимости из единого государственного реестра недвижимости и зарегистрированных правах па объекты недвижимости.
"дата" Управление архитектуры мэрии МО г.Черкесска направило ответ, из которого следует, что земельный участок с кадастровым номером: "данные изъяты" согласно решения Думы муниципального образования города Черкесска от 25.03.2010 N 32 "Об утверждении Генерального плана муниципальной") образования города Черкесска с Правилами землепользования и застройки города Черкесска" расположен в двух территориальных зонах Р-2 "Зона рекреационного строительства" и зоне Р-3 "Озеленяемая санитарно-защитная зона предприятий и шумовая зона", в которой не предусмотрено размещение детских оздоровительных комплексов. В связи с чем, Управление сообщило об отказе истцу в предоставлении муниципальной услуги.
"дата", а также "дата" Управление архитектуры мэрии МО г.Черкесска обращалось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР с заявлением о снятии спорного земельного участка с государственного кадастрового учета в соответствии со ст. 41 ФЗ от 3.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
"дата" Управление Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР направило Управлению ответ о том, что временный характер сведений государственного кадастра недвижимости об образованных объектах недвижимости сохраняется до момента государственной регистрации права на такой объект недвижимости либо до момента государственной регистрации аренды, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее "дата". Также Управление Росреестра по КЧР разъяснило Управлению, что в течение срока действия временного характера внесенных в КГРП сведений об объекте недвижимости сведения о таком объекте недвижимости могут быть исключены из ЕГРН по заявлению собственника, либо по заявлению уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления па распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Управление Росреестра по КЧР указало, что для снятия земельного участка с кадастрового учета представитель уполномоченного па распоряжение ним земельным участком орган государственной власти или орган местного самоуправления должен обратиться с заявлением в многофункциональный центр.
"дата" представитель Управления архитектуры обратилась в многофункциональный центр с заявлением о снятии земельного участка с кадастрового учета, в связи с чем, земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" "дата" снят с кадастрового учета.
Основанием Управления архитектуры мэрии МО г.Черкесска в отказе в удовлетворении заявления Текеевой З.И. о предоставлении в аренду спорного земельного участка является то обстоятельство, что данный участок находится в двух территориальных зонах, в которых не предусмотрено размещение детских оздоровительных комплексов: Р-2 "Зона рекреационного строительства" и Р-3 "Озеленяемая санитарно-защитная зона предприятий и шумовая зона".
Суд первой инстанции признавая действия Управления архитектуры мэрии МО г.Черкесска о снятии с кадастрового учета спорного земельного участка незаконными и недействительными решения Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" и Управления Росреестра по КЧР правомерно указал, что Управление по надуманным основаниям не предоставило данный земельный участок в аренду нарушив права Текеевой З.И. как собственника строений, расположенных на указанном земельном участке.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
Как следует из представленных суду апелляционной инстанции представителем истца дополнительных (новых) доказательств по делу ( в силу нарушения судом первой инстанции ч.2 ст. 56 ГПК РФ), Мэрия МО г.Черкесска постановлением от 16.02.2011 года N197 рассмотрев заявление Текеевой З.И. постановилавыдать последней акт выбора земельного участка площадью "данные изъяты" га для корректировки рабочего проекта торгово-закупочной базы в южной части города под детский оздоровительный комплекс в южной части города и обязала Текееву З.И. предоставить рабочий проект до "дата".
Как следует из Акта выбора земельного участка площадью "данные изъяты" га от "дата" для корректировки рабочего проекта торгово-закупочной базы в южной части города под детский оздоровительный комплекс, комиссия сделала вывод о целесообразности использования земельного участка для - детского оздоровительного комплекса.
Согласно постановлению мэрии МО г.Черкесска от 01.04.2011 года N479 было постановлено согласовать Текеевой З.И. акт выбора земельного участка площадью 2,31 га для корректировки рабочего проекта торгово-закупочной базы в южной части города под детский оздоровительный комплекс.
Данный акт был согласован Текеевой З.И. со всеми службами города, в том числе и с представителем мэрии МО г.Черкесска.
Впоследствии на данном участке были построены объекты недвижимости необходимые для детского оздоровительного комплекса, которые с "дата" на основании судебного акта принадлежат Текеевой З.И. на праве собственности. Данное решение суда вступило в законную силу.
Представителем истца суду апелляционной инстанции была также представлена рабочая документация, изготовленная ООО " "данные изъяты"" в 2016 году по строительству детского оздоровительного комплекса в южной части города г.Черкесска, которая включает в себя: гостевой дом, столовую, сауна-баня, производственное здание, проходную с административным зданием, стоянку для автомобилей, детскую игровую площадку, площадку для отдыха, сторожку.
Согласно генплана детского оздоровительного комплекса, подготовленного ГИП ООО " "данные изъяты"" предусмотрено также строительство 2-й очереди объектов - спального корпуса, здания культурно-массового и административного назначения, баскетбольной площадки, волейбольной площадки, корта для бадминтона и фонтана. Из данного генплана также следует, что площадь застройки на земельном участке площадью "данные изъяты" га составляет - "данные изъяты" кв.м.Факт того, что принадлежащие на праве собственности возведенные объекты Текеевой З.И. находятся на территории спорного земельного участка, также подтверждается представленным суду апелляционной инстанции заключением кадастрового инженера ООО " "данные изъяты"" от "дата".
Из кадастровой выписки следует, что данный земельный участок был поставлен на кадастровый учет "дата", имеет статус "временный" сроком на 5 лет и ему был присвоен кадастровый N... Дата истечения временного характера сведений - "дата".
До истечения срока временной постановки спорного земельного участка под объектами недвижимости принадлежащими Текеевой З.И. последняя "дата" обратилась в Управление архитектуры мэрии МО г.Черкесска с заявлением о предоставлении ей в аренду земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" сроком на 49 лет.
Однако Управление отвечая письмом от "дата" о продлении рассмотрения на месяц (л.д. 78) фактически оттягивала срок рассмотрения заявления истца, и только письмом от "дата" (л.д.79) отказало в предоставлении аренды спорного участка на том основании, что он расположен, в том числе в зоне Р-3 не предусматривающей размещение детских оздоровительных комплексов. При этом, согласно сведений, имеющихся в материалах дела Управление архитектуры Мэрии МО г.Черкесска на основании заявления от "дата" поданного в Многофункциональный центр КЧР аннулированы сведения государственного кадастра недвижимости о спорном земельном участке.
Судебная коллегия полагает, что действия ответчика по отказу в предоставлении Текеевой З.И. спорного земельного участка и снятию его с кадастрового учета являются незаконными.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности в спорный период регулировались нормами Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ).
Правовым последствием кадастрового учета является подтверждение существования объекта недвижимости, права на который непосредственно у конкретного лица возникают и могут быть зарегистрированы по основаниям и в порядке, установленным законом, а также прекращения существования объекта недвижимости (статья 1 Закона N 221-ФЗ).
На основании пункта 9 статьи 4 Закона N 221-ФЗ сведения, которые носят временный характер до утраты ими в установленном настоящем законом порядке временного характера, не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ.
Пунктом 1, 11 статьи 25 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 названного федерального закона, согласно которой эти сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Указанная норма утратила силу с 1 января 2017 года на основании Федерального закона от 3 июля 2016 года N 361-ФЗ, при этом Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" частично воспроизводит положения этой статьи (статья 41), а также определяет порядок их применения в переходный период (часть 7 статьи 72).
В отношении сведений, которые носят в соответствии с Законом о кадастре временный характер, часть 7 статьи 72 Закона о регистрации содержит правило о том, что временный характер сведений государственного кадастра недвижимости об образованных объектах недвижимости, предусмотренный статьей 24 Закона о кадастре, сохраняется до момента государственной регистрации права на такой объект недвижимости либо до момента государственной регистрации аренды, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 1 марта 2022 года. По истечении указанного срока сведения об объектах недвижимости, которые носят временный характер, исключаются из Единого государственного реестра недвижимости в порядке, предусмотренном порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости. Образование новых объектов недвижимости из объекта недвижимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости сведения о котором носят временный характер, не допускается. В течение срока действия временного характера внесенных в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости сведения о таком объекте недвижимости могут быть исключены из Единого государственного реестра недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости. В случае, если земельные участки были образованы из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, исключение из Единого государственного реестра недвижимости сведений о соответствующих земельных участках осуществляется по заявлению представителя уполномоченного на распоряжение такими земельными участками органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Положения ГК РФ, законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права (статья 3 ГК РФ), подлежат истолкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 ГК РФ.
Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Согласно п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
Если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны (пункт 2 статьи 10 ГК РФ).
Управление ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции не обосновало необходимость аннулирования и исключения временных сведений из государственного кадастра недвижимости до истечения установленного Законом о кадастре срока, в связи с чем, действия Управления нарушают законные права и интересы Текеевой З.И. на завершение начатой процедуры по предоставлению земельного участка в аренду, являются недобросовестными и злоупотреблением правом (статья 10 ГК РФ). Установленные обстоятельства свидетельствует об обоснованности выводов суда о признании незаконными действий Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии МО г.Черкесска, выразившиеся в направлении в Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по КЧР и в Управление Росреестра по КЧР заявления о снятии с кадастрового учета земельного участка с указанным кадастровым номером.
Также суд первой инстанции правомерно указал, что расположение части спорного земельного участка в зоне Р-3 "Озеленяемая санитарно-защитная зона предприятий и шумовая зона" предусматривающей, в том числе проведение мероприятий по благоустройству территории, не имеет запрета на размещение детских оздоровительных комплексов, который также включает в себя благоустроенную территорию согласно представленных истцом доказательств.
Кроме того, отказывая в предоставлении земельного участка в аренду истцу Управление архитектуры мэрии МО г.Черкесска не приняло во внимание положения нормы ст. 39.20 ЗК РФ согласно которой, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии со ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
Таким образом, в силу вышеизложенных норм материального права исключительное право на приобретение земельных участков в аренду имеют граждане, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (п.1 ст.39.20 ЗК РФ).
В соответствии со статьей 271 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользоваться предоставленной таким лицом под эту недвижимость частью земельного участка.
Поскольку исключительное право собственников зданий и сооружений на приобретение в собственность или в аренду соответствующего земельного участка без проведения торгов обусловлено именно нахождением на участке объектов недвижимости, приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности гражданам или юридическим лицам, имеет целью обеспечение возможности эксплуатации таких объектов недвижимости (статья 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 271 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган может принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно подпункту 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Поскольку Текеева З.И. является собственником объектов капитального строительства, расположенных на спорном земельном участке, кроме того генпланом предусмотрено строительство иных объектов для строительства детского оздоровительного комплекса в будущем, при этом необходимая площадь для эффективного использования земельного участка составляет "данные изъяты" кв.м с учетом застроенной в будущем, согласно рабочей документации, площади застройки - "данные изъяты" кв.м, то Управлением необоснованно было отказано в предоставлении в аренду спорного земельного участка необходимого для эксплуатации указанных объектов.
Учитывая вышеизложенные нормы земельного и гражданского законодательства, судом первой инстанции правомерно сделаны выводы о том, что спорный земельный участок подлежал восстановлению, постановке в ГКН и в последующем предоставлению Управлением мэрии МО г.Черкесска (в настоящее время Управление по имущественным отношениям мэрии МО г.Черкесска) в аренду Текеевой З.И. сроком на 49 лет.
Доводы апелляционной жалобы Управления по имущественным отношениям мэрии МО г.Черкесска о том, что площадь земельного участка в 56 раз превышает площадь расположенных на нем объектов является необоснованным и не принимается судебной коллегией во внимание, поскольку из представленного генерального плана застройки спорного земельного участка видно, что многие объекты еще не выстроены, а общая площадь застройки данного участка в будущем будет составлять "данные изъяты" кв.м. Кроме того, коллегия учитывает назначение объектов недвижимости расположенных на земельном участке - детский оздоровительный комплекс, в связи с чем, территория необходимая для благоустройства детского комплекса должна быть выделена с учетом объектов данного комплекса, а также участков озелененной территории, в которые включаются площадки для отдыха, для игр детей, пешеходные дорожки, поскольку назначением данного комплекса является реализация услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления.
Доводы жалобы Управления о том, что суд необоснованно обязал Управление заключить договор аренды на срок 49 лет, не может повлечь отмену законного и обоснованного решения суда, поскольку доказательств того, что имеются какие-либо ограничения, препятствующие заключению договора аренды на максимальный срок, Управлением не приведены, материалы дела не содержат.
По существу все доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств. Однако основания для иной оценки имеющихся в материалах деле доказательств отсутствуют, поскольку выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и нормам материального права, регулирующего спорные правоотношения.
Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы правовое значение для рассмотрения спора по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 16 мая 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления по имущественным отношениям мэрии Муниципального образования г.Черкесска - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.