Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего Адзиновой А.Э,
судей Негрий Н.С, Джуккаева А.В,
при секретаре судебного заседания Хабовой М.Т,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика мэрии муниципального образования города Черкесска на решение Черкесского городского суда КЧР от 25 апреля 2019 года по гражданскому делу по иску Гагиева В.Д. к мэрии муниципального образования города Черкесска о признании бездействия незаконным и обязании предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики Адзиновой А.Э, объяснения представителей истца Гагиева В.Д. - Микеновой Р.С. и Карабановой Л.В, представителя ответчика мэрии МО г.Черкесска - Камурзаева Р.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гагиев В.Д. обратился в суд с иском к мэрии муниципального образования города Черкесска (далее мэрия г.Черкесска) о признании бездействия незаконным и обязании предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Исковые требования мотивированы тем, что истец является инвалидом "данные изъяты" группы, страдает хроническим затяжным психическим расстройством с тяжелыми, стойкими и часто обостряющимися проявлениями, которое включено в перечень заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Постановлением мэрии МО г. Черкесска N 449 от 19 марта 2012 года семья истца была поставлена в очередь на улучшение жилищных условий с номером 4684 и льготная очередь N868. На момент постановки на учет он проживал по договору социального найма в общежитии по "адрес". В связи с аварийностью дома постановлением мэрии от 07 декабря 2016 года семье истца была предоставлена однокомнатная квартира "адрес", в связи с чем, было принято решение о снятии семьи с учета в связи с обеспечением жильем. В последующем указанное решение было оспорено в судебном порядке и отменено судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда КЧР от 22 августа 2018 года. На основании чего семья истца была восстановлена в списках граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, при этом матери истца было разъяснено, что поскольку денег в бюджете города на эти цели нет, жилое помещение предоставлено быть не может, и истцу следует ожидать своей очереди.
Определением Черкесского городского суда от 11 апреля 2019 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление по имущественным отношениям мэрии МО г.Черкесска.
Представители истца Гагиева В.Д. - Микенова Р.С. и Карабанова Л.В. в судебном заседании просили иск удовлетворить по основаниям, изложенным в нем.
Представитель ответчика - Камурзаев Р.В. иск не признал, просил отказать в его удовлетворении.
Истец Гагиев В.Д, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление по имущественным отношениям мэрии МО г.Черкесска в судебное заседание не явились.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Решением Черкесского городского суда КЧР от 25 апреля 2019 года исковое заявление Гагиева В.Д. удовлетворено.
Не согласившись с принятым решением, мэрия г.Черкеска подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований. Апеллянт обращает внимание на то, что органы местного самоуправления вправе предоставлять жилые помещения лишь малоимущим гражданам, однако, истец в установленном законом порядке малоимущим не признавался, в связи с чем, у мэрии г. Черкесска отсутствуют основания для предоставления Гагиеву В.Д. жилого помещения. Указывает, что перед Гагиевым В.Д. в очереди находятся такие же граждане, нуждающиеся в предоставлении жилых помещений, в связи с чем предоставление жилья, истцу в порядке исполнения судебного решения, приведет к нарушению баланса интересов лиц, имеющих равные права на обеспечение жилым помещением. Кроме того, на основании постановления мэрии г. Черкесска от 24 октября 2018 года N 545 истец Гагиев В.Д. был включен в общую и льготную очереди граждан, однако в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, не восстановлен.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель истца Микенова Р.С. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика мэрии МО г.Черкесска - Камурзаев Р.В. просил об удовлетворении апелляционной жалобы, отменив решение Черкесского городского суда КЧР от 25 апреля 2019 года.
Представители истца Гагиева В.Д. - Микенова Р.С. и Карабанова Л.В. поддержали доводы искового заявления, просили в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Истец Гагиев В.Д, представитель третьего лица - Управления по имущественным отношениям мэрии МО города Черкесска, извещенные о месте и времени судебного разбирательства своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили.
На основании статьи 165.1 ГК РФ, статей 167, 327 ГПК РФ судебной коллегией определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав участвующих в деле лиц, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для отмены или изменения вынесенного по делу судебного постановления.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Гагиев В.Д. с 2003 года Гагиев В.Д. состоит на учете в РГБ ЛПУ "Психоневрологический диспансер" с диагнозом: шизофрения параноидальная форма, непрерывно-прогредиентное течение, является инвалидом второй группы, что подтверждается справкой МСЭ -2011 N... от 16 августа 2012 года (л.д.20).
Согласно заключения врачебной комиссии N 25 от 18.01.2012 г. Гагиев В.Д. страдает хроническим затяжным психическим расстройством с тяжелыми, стойкими и часто обостряющимися проявлениями, которое входит в перечень заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире.
Гагиев В.Д. и его мать Микенова Р.С. проживали в комнате N 6 площадью 10,1 кв.м. в доме "адрес", который в соответствии с актом обследования технического состояния от 28 марта 2006 года признан аварийным.
Постановлением мэрии МО г. Черкесска от 19 марта 2012 г. N 449 на основании решения жилищной комиссии мэрии МО г. Черкесска от 16 марта 2012 г. Гагиев В.Д, состав семьи 1 человек, принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях с присвоением номера очередности 4684. Он также включен в льготный список инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное с ним проживание в одной квартире не возможно, льготная очередь 868 (л.д.7-8).
20 марта 2015 г. между Мэрией муниципального образования города Черкесска (Наймодатель) и Гагиевым В.Д. (Наниматель) заключен договор социального найма жилого помещения, по условиям которого Наймодатель передал Нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из квартиры (комнат(ы) в квартире, доме) общей площадью 10,1 квадратных метров, по адресу: "адрес" (л.д.49-51).
Согласно Выписке из протокола N 23 заседания жилищной комиссии по учету, обмену и приватизации жилья мэрии муниципального образования города Черкесска от 6 декабря 2016 г, в связи с принятием в муниципальную собственность многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес" построенного в рамках реализации муниципальной адресной программы, утвержденной постановлением мэрии муниципального образования города Черкесска от 22 мая 2015 г. N 760 "Об утверждении муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования города Черкесска КЧР на 2014-2015 годы", комиссия рассмотрела вопросы распределения муниципальных квартир в данном доме и решиларекомендовать мэрии муниципального образования города Черкесска распределить квартиру N 2 общей площадью 32,2 квадратных метров на первом этаже по улице "адрес" Гагиеву В.Д. с составом семьи два человека (он и мать Микенова Р.С.)
Постановлением Мэрии муниципального образования города Черкесска от 7 декабря 2016 г. N 759, утвержден протокол жилищной комиссии по учету, обмену, распределению и приватизации жилья мэрии муниципального образования города Черкесска от 6 декабря 2016 г. N 23.
Согласно Выписке из протокола N 25 заседания жилищной комиссии по учету, обмену и приватизации жилья мэрии муниципального образования города Черкесска от 26 декабря 2016 г, комиссия решиларекомендовать мэрии муниципального образования города Черкесска исключить Гагиева В.Д. из списков граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Постановлением Мэрии муниципального образования города Черкесска от 29 декабря 2016 г. N 812, утвержден протокол жилищной комиссии по учету, обмену и приватизации жилья мэрии муниципального образования города Черкесска от 26 декабря 2016 г. N 25. Гагиев В.Д. исключен из числа граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Согласно Выписке из протокола N 16 заседания жилищной комиссии по учету, обмену и приватизации жилья мэрии муниципального образования города Черкесска от 23 октября 2018 г, рассмотрев заявление Микеновой Р.С. о восстановлении в очередностях граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении, комиссия решиларекомендовать мэрии муниципального образования города Черкесска на основании апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда КЧР от 22 августа 2018 г. восстановить Гагиева В.Д. в списках граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, в общей и льготной очередях.
Постановлением Мэрии муниципального образования города Черкесска от 24 октября 2018 г. N 545, утвержден протокол жилищной комиссии по учету, обмену и приватизации жилья мэрии муниципального образования города Черкесска от 23 октября 2018 г. N 16. Гагиева В.Д. восстановлен в списках граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, в общей и льготной очередях.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что заболевание, которым страдает Гагиев В.Д, включено в Перечень заболеваний, утвержденный Приказами Минздрава России N 987н и N 991н, следовательно, имеет право претендовать на жилое помещение во внеочередном порядке.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на верной оценке юридически значимых обстоятельств дела, а также на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие спорные правоотношения.
Так, определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В целях реализации положений статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.
В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 этой статьи случаев.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Такой Перечень был утвержден действовавшим в момент возникновения спорных правоотношений Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378 "Об утверждении Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".
В связи с признанием утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378 (Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 2017 г. N 859) с 1 января 2018 г. действует Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Приказом Министра здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. N 987н в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления жилого помещения вне очереди, кроме наличия у гражданина, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в Перечне, пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не предусмотрено. Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди исходя из положений пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в Перечне.
Таким образом, реализация прав граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанным в Перечне, на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным пунктом 3 частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, относится к компетенции органов местного самоуправления.
Действующим законодательством предусмотрена возможность реализации права инвалидов на предоставление жилых помещений в другом порядке не из муниципального, а из государственного жилищного фонда.
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Так как Гагиев В.Д, 16 июля 1967 года рождения, состоящий на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеет тяжелую форму хронического заболевания, указанного в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, суд пришел к правильному выводу о необходимости удовлетворения заявления Гагиева В.Д.
Доводы апелляционной жалобы мэрии МО г.Черкесска об отсутствии возможности предоставления жилого помещения семье Гагиева из-за отсутствия денежных средств в бюджете на его приобретение, а также в связи с тем, что еще не обеспечены жилыми помещениями граждане, находящиеся в списке ранее Гагиева В.Д, не влекут отмену решения, так как основаны на неправильном применении норм материального права.
Порядок обеспечения жилыми помещениями такой категории граждан, как граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, установлен Жилищным кодексом Российской Федерации.
При этом дополнительных условий реализации прав на предоставление жилья в установленном законом порядке указанной категории граждан, таких как фактическое финансирование и наличие в жилищном фонде субъекта Российской Федерации жилищном фонде или в муниципальном жилищном фонде жилья, федеральное законодательство не содержит, соответственно, указанные граждане не могут быть лишены права на обеспеченными жилыми помещениями в том порядке, который гарантирован им федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации.
Кроме того, действующее жилищное законодательство (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) не ставит право на внеочередное предоставление жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников).
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.
Данная позиция Верховного Суда РФ по делам такой категории изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4(2018)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26 декабря 2018 г.), в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2(2018)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04 июля 2018 г.), а также в ряде определений, например, в Определении Верховного Суда РФ от 03 июля 2018 г. N 20-КГ18-22; в Определении Верховного Суда РФ 17 июля 2018 г. N 41-КГ18-19 и т.д.
Доводы апелляционной жалобы о том, что органы местного самоуправления вправе предоставлять жилые помещения лишь малоимущим гражданам, также не являются основанием к отмене решения, поскольку не меняют правовой судьбы рассматриваемого вопроса.
Согласно материалам дела Гагиев В.Д. был поставлен на жилищный учет по установленному Жилищным кодексом РФ основанию, в связи с чем он подлежит обеспечению жилым помещением органом местного самоуправления из муниципального жилищного фонда, при этом возможность внеочередного предоставления жилья не зависит от бюджетной обеспеченности муниципального образования.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец на очереди как малоимущий гражданин, нуждающийся в улучшении жилищных условий, не состоял, поэтому на орган местного самоуправления не может быть возложена обязанность по предоставлению истцу жилого помещения на праве собственности, на существо судебного постановления не влияют, поскольку данное обстоятельство не лишает его гарантированного федеральным законодательством права на обеспечение во внеочередном порядке жилым помещением как инвалида, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, при которых совместное проживание с нею в одной квартире невозможно, поскольку действующее законодательство предусматривает необходимость защиты интересов инвалидов, страдающих тяжелыми формами указанных в специальном перечне хронических заболеваний, и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 17 декабря 2009 г. N 1563-О-О указал, что в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Положениями Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (статьи 14, 50), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
Из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 551-О-О следует, что для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При этом отсутствие правовой нормы, регулирующей правоотношения, возникающие по вопросу предоставления жилья определенным категориям граждан из государственного жилищного фонда, не может лишить этих граждан права на получение жилья вне очереди, в связи с чем к данным правоотношениям должны применяться нормы пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующей предоставление гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма на основании решений органа местного самоуправления.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы ответчика основаны на неверном понимании и толковании норм права, о незаконности оспариваемого решения не свидетельствуют, основаниями к его отмене служить не могут.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия по гражданским делам находит, что доводы апелляционной жалобы не содержат указания на новые обстоятельства, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, не указывают на наличие правовых оснований к отмене решения суда.
Другие доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, поскольку по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и повторяют позицию стороны ответчика, являвшуюся предметом оценки и проверки суда первой инстанции.
Оснований для иной оценки установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств судебная коллегия не усматривает.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нормы материального и процессуального права применены судом правильно, поэтому предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований к отмене решения в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Черкесского городского суда КЧР от 25 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика мэрии муниципального образования города Черкесска - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.