Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего Дзыба З.И.
судей Езаовой М.Б, Маковой Н.М.
при секретаре Урусове Р.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика Колесникова И.А. на решение Черкесского городского суда КЧР от 29 мая 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Главы Карачаево-Черкесской Республики Темрезова Р.Б. к депутату Думы муниципального образования города Черкесска Колесникову И.А. о досрочном прекращении полномочий
и по встречному административному исковому заявлению депутата Думы муниципального образования города Черкесска Колесникова И.А. к Главе Карачаево-Черкесской Республики Темрезову Р.Б. и Администрации Главы и Правительства Карачаево-Черкесской Республики о признании незаконными и отмене распоряжения о продлении срока проверки достоверности и полноты сведений и заключения по результатам служебной проверки.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда КЧР Дзыба З.И, объяснения Колесникова И.А. и его представителя Мулина Д.М, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу представителя Главы Карачаево-Черкесской Республики Темрезова Р.Б. - Тлишева А.А. и представителя Думы муниципального образования города Черкесска Фисич М.Л, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Глава Карачаево-Черкесской Республики Темрезов Р.Б. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование которого указал, что в соответствии с Указом Главы Карачаево-Черкесской Республики от 07.07.2017 г..N 169 "О проверке достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, претендующими на замещение отдельных муниципальных должностей и отдельных должностей муниципальной службы, а также лицами, замещающими отдельные муниципальные должности и отдельные должности муниципальной службы", а также в соответствии с распоряжением Главы Карачаево-Черкесской Республики от 27.06.2018 г..N 161-р "О проведении проверки достоверности и полноты сведений, представленных депутатами Думы муниципального образования города Черкесска" отделом по профилактике коррупционных и иных правонарушений Контрольного управления Главы Карачаево-Черкесской Республики проведена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных депутатом Думы муниципального образования города Черкесска Колесниковым И.А. за 2017 год. Проверкой установлено, что в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленной Колесниковым И.А. за 2017 год, указаны недостоверные и неполные сведения о счетах: не указан счет в ПАО "Банк ВТБ" N N.., дата открытия 12 декабря 2006 г..с остатком на конец периода 0,0 руб. Соответственно, депутатом Думы муниципального образования города Черкесска представлены неполные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, чем нарушены требования законодательства о противодействии коррупции.
Со ссылкой на ч.7.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный закон от 25.12.2008 г..N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Устав муниципального образования города Черкесска административный истец просил суд досрочно прекратить полномочия депутата Думы муниципального образования города Черкесска Колесникова И.А. с даты принятия решения суда.
Депутат Думы муниципального образования города Черкесска Колесников И.А. обратился со встречным административным иском к Главе Карачаево-Черкесской Республики Темрезову Р.Б. и Администрации Главы и Правительства Карачаево-Черкесской Республики, просил признать незаконным и отменить Распоряжение Главы КЧР Темрезова Э.Б. "О продлении срока проверки достоверности и полноты сведений, представленных депутатами Думы муниципального образования города Черкесска" от 26 сентября 2018г.; признать незаконным и отменить Заключение по результатам служебной проверки от 14 ноября 2018 г. Контрольного управления Главы КЧР. Пояснил, что на основании этих документов им были представлены сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год. Указанные распоряжения и последующие ответы на них получены с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основание решения суда. Полагает, что проверка может проводится в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении, данный срок может быть продлен Главой КЧР до 90 дней на основании мотивированного ходатайства лица, проводившего проверку. Распоряжение о проведении проверки вынесено 27 июня 2018 г, следовательно, срок проведения проверки истек 26 августа 2018 г. Распоряжение о продлении срока проведения проверки вынесено 26 сентября 2018 г, то есть после истечения срока проверки. Кроме того, распоряжение о продлении срока проведения проверки не содержит сведений о содержании ходатайства лица, проводившего проверку, а также о мотивах такого продления, то есть вынесено с нарушением закона и подлежит отмене. Заключение по результатам проверки вынесено 14 ноября 2018 г. за установленными законом сроками.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель административного истца Главы Карачаево-Черкесской Республики Темрезова Р.Б. - Тлишев А.А. поддержал доводы и требования, изложенные в административном исковом заявлении, просил их удовлетворить, обратив решение суда к немедленному исполнению. В удовлетворении встречных исковых требований просил отказать.
Депутат Думы муниципального образования города Черкесска Колесников И.А. просил в удовлетворении заявленных к нему требований отказать, его встречные требования удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Думы муниципального образования города Черкесска Фисич М.Л. в судебном заседании просила удовлетворить исковые требования Главы КЧР, в удовлетворении встречных исковых требований просила отказать.
Решением Черкесского городского суда КЧР от 29 мая 2019 года административный иск Главы Карачаево-Черкесской Республики Темрезова Р.Б. к депутату Думы муниципального образования города Черкесска Колесникову И.А. о досрочном прекращении полномочий депутата удовлетворен. Суд постановилпрекратить досрочно с 29 мая 2019 г. полномочия депутата Думы муниципального образования города Черкесска Колесникова И.А. на основании части 7.1 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и обратил решение суда к немедленному исполнению. В удовлетворении встречного административного искового заявления депутата Думы муниципального образования города Черкесска Колесникова И.А. к Главе Карачаево-Черкесской Республики Темрезову Р.Б. и Администрации Главы и Правительства Карачаево- Черкесской Республики о признании незаконными и отмене распоряжения о продлении срока проверки достоверности и полноты сведений и заключения по результатам служебной проверки отказано.
В апелляционной жалобе Колесников И.А. ставит вопрос об отмене решения суда и вынесении по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска Главы КЧР, так как суд не применил правило, предусмотренное ч.4.5 ст. 12.1 ФЗ "О противодействии коррупции", о возможности дифференцировать тяжесть меры ответственности депутата за наличие недостоверных (не соответствующих действительности) сведений в декларации в зависимости от степени и формы его вины, тяжести совершенного проступка. Кроме того, суд не оценил и не установилего умысла на представление неполных сведений о своих доходах и об имуществе, т.к. ответственность предусмотрена именно за предоставление заведомо неполных и недостоверных сведений. Фактические обстоятельства не соответствуют действительности, т.к. представленные истцом документы юридически ничтожны; суд был не вправе принимать административное исковое заявление к производству, т.к. доверенность Тлишева А.А. на подписание иска ничтожна.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Главы КЧР и представитель Думы муниципального образования города Черкесска просили решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав объяснения административного ответчика и его представителя, возражения представителя административного истца и представителя заинтересованного лица, проверив решение, судебная коллегия полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене в силу следующего.
Установлено, что Колесников И.А. является депутатом Думы муниципального образования города Черкесска пятого созыва (2017-2022 г.г.), избран 10 сентября 2017 года.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", этим же законом определены государственные гарантии осуществления местного самоуправления.
В соответствии с частью 7.1 статьи 40 названного закона в редакции Федерального закона от 3 ноября 2015 года N 303-ФЗ, лица, замещающие муниципальную должность, включая депутата, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом о противодействии коррупции и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
В соответствии с частью 7.2, частью 7.3 статьи 40 названного закона, введенных Федеральным законом от 03.04.2017 N 64-ФЗ и действующих с 15.04.2017 г, проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (часть 7.2). При выявлении фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации вправе обратиться с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата в суд (часть 7.3).
Согласно приведенным законоположениям, полномочия депутата, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных частью 7.1 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом о противодействии коррупции, Федеральным законом "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
В силу предписаний Федерального закона о противодействии коррупции лица, замещающие, в том числе, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также перечисленные сведения в отношении своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, а в случае непредставления таких сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений в порядке, предусмотренном муниципальными нормативными правовыми актами, подлежат увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия (статьи 12.1 и 13.1 Федерального закона о противодействии коррупции).
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление и его самостоятельность в пределах предоставленных полномочий, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (статья 12 Конституции Российской Федерации).
Федеральный законодатель, установив закрытый перечень полномочий органов власти по отношению к местному самоуправлению, указал, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления могут осуществлять исполнительно-распорядительные и контрольные полномочия только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом N 131-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 6 Федерального закона N 131-ФЗ).
Следовательно, внесенные 3 апреля 2017 года в статью 40 Федерального закона N 131-ФЗ изменения направлены на повышение эффективности правового регулирования отношений в сфере противодействия коррупции, предоставления возможности высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации, обязанного обеспечить координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе с органами местного самоуправления (подпункт "д.1" пункта 7 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"), ставить перед названными органами вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов.
Согласно Закона Карачаево-Черкесской Республики от 04.05.2017 N15-РЗ "О порядке представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лицами, замещающими отдельные муниципальные должности и отдельные должности муниципальной службы, и проверки их полноты и достоверности", депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления должны ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представлять Главе КЧР сведения о доходах и расходах.
В соответствии с "Положением о предоставлении депутатами Думы муниципального образования города Черкесска сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера", утвержденным Решением Думы муниципального образования города Черкесска от 25.02.2016 N 14, депутат представляет ежегодно сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное вознаграждение, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода (п. 3.1.); сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода (п. 3.2.); сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений (далее - отчетный период), если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки (п. 3.3.).
В соответствии с пунктом 15.1 (введен Решением Думы МО г. Черкесска от 27.04.2017 N 44), пунктом 16 статьи 35 Устава муниципального образования города Черкесска (принят Решением Думы муниципального образования города Черкесска Карачаево-Черкесской Республики от 25.02.2016 N 13), проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом муниципального образования города Черкесска проводится по решению Главы Карачаево- Черкесской Республики в порядке, установленном законом Карачаево- Черкесской Республики. Полномочия депутата городской Думы прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Установлено, что на основании Распоряжения Главы КЧР от 27.06.2018 г. N161-р Контрольное управление Главы КЧР провело проверку достоверности полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных на себя и членов семьи за 2017 г. депутатами Думы муниципального образования города Черкесска (л.д.18).
Распоряжением Главы КЧР от 26.09.2018 г. N283-р срок проверки продлен до 27.09.2018 г. (л.д.21).
Согласно заключению Контрольного управления Главы КЧР от 14.11.2018 года по результатам проверки в отношении депутата Думы муниципального образования города Черкесска Колесникова И.А, в справке за 2017 год, представленной Колесниковым И.А. на себя, в разделе 4 "Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях" не указан открытый на его имя счет в ПАО "Банк ВТБ" номер счета N.., дата открытия 12 декабря 2006 г, остаток по счету на конец отчетного периода - 0,00 руб.
Факт наличия указанного счета подтвержден письмом ПАО "Банк ВТБ" от 3 августа 2018 г. N 395565/422271 (л.д.45-48).
Заключением Контрольного управления Главы Карачаево-Черкесской Республики от 14 ноября 2018 года принято решение считать установленным факт представления Колесниковым И.А. недостоверных и неполных сведений о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера (л.д.40).
С указанным Заключением Колесников И.А. ознакомлен под роспись 29.11.2018 г.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что представление депутатом Думы муниципального образования города Черкесска Колесниковым И.А. неполных и недостоверных сведений о своих доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера является основанием для прекращения его полномочий, т.к. данными действиями им нарушены положения ч.7.1 ст.40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона "О противодействии коррупции", п.7.1 ст.39 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 25 октября 2004 года ЗО-РЗ "О местном самоуправлении в Карачаево-Черкесской Республике", ст.6 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 04 мая 2017 года N 15-РЗ "О порядке представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лицами, замещающими отдельные муниципальные должности и отдельные должности муниципальной службы, и проверки их полноты и достоверности", п.15 и п.15.2 ст.35 Устава муниципального образования города Черкесска. Суд в решении указал, что в данном случае административным ответчиком было допущено нарушение требований федерального законодательства о борьбе с коррупцией, в связи с чем для достижения целей, указанных в ст. 3 КАС РФ, исковые требования Главы КЧР являются законными и обоснованными.
Проверяя факт предоставления Колесниковым И.А. недостоверных сведений о доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера, судебной коллегией установлено следующее.
Из письма Банка ВТБ (ПАО) от 03.08.2018 г. исх. N 39565/422271, подписанного экспертом отдела по работе с запросами иных федеральных органов исполнительной власти и клиентов УОКД ДОПС Н.К.И, обладающей полномочиями на предоставление данной информации, следует, что у Колесникова И.А. на 31.12.2017 имеются следующие не закрытые счета\банковские карты (приложение N5 к письму Банка):
счет N... (банковские карты: N... ; N... ; N... ), дата открытия 12 декабря 2006 г. \не закрыт, тип счета - банковская карта, остаток по счету на конец отчетного периода - 0,00 руб.). На банковской карте N... заблокировано средств 500.00, валюта - руб, срок действия до 12.2011, лимит овердрафта 0.00 (л.д.45-48).
В ходе рассмотрения дела судом административный истец для подтверждения заявленных им требований повторно обратился в Банк ВТБ (ПАО) для подтверждения ранее полученной информации по счету Колесникова И.А.
Согласно письму Банка ВТБ (ПАО) от 11 апреля 2019 г. N22841/422271, у Колесникова И.А. на 31.12.2017 г. имеются следующие не закрытые счета\банковские карты:
счет N... (банковские карты: N... ; N... ; N... ), дата открытия 12 декабря 2006 г. \не закрыт, тип счета - банковская карта, остаток по счету на конец отчетного периода - 0,00 руб. На банковской карте N... заблокировано средств 500.00, валюта - руб, срок действия до 12.2011, лимит овердрафта 0.00 (л.д.215-220).
Проанализировав полученные от Банка ВТБ (ПАО) сведения, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что депутат Думы муниципального образования города Черкесска Колесников И.А. представил неполные сведения о доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера, так как в справке за 2017 год, представленной на себя, им не указан имеющиеся у него на 31.12.2017 года банковский счет N... (банковские карты: N... ; N... ; N... ) Банка ВТБ (ПАО).
Довод Колесникова И.А. о том, что об открытии указанного счета ему неизвестно, что данный счет могло открыть другое лицо, является надуманным, т.к. из информации Банка ВТБ (ПАО) следует, что владельцем карты N.., прикрепленной к счету N.., является Колесников И.А, "адрес", что соответствует паспортным данным о месте регистрации депутата Думы муниципального образования города Черкесска Колесникова И.А... Кроме того, почтовый индекс, указанный в адресе владельца карты Колесникова И.А. - 121165, соответствует почтовому индексу, указанному Колесниковым И.А. во встречном исковом заявлении.
"Методическими рекомендациями Минтруда РФ по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки, изданными во исполнение пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 02 апреля 2013 года N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции", даны разъяснения по вопросам предоставления указанных сведений по основанию замещения гражданином должности на отчетную дату (письма Минтруда России от 26.12.2016 N 18-2/10/В-9843, от 28.12.2017 N 18-2/10/В-10452).
В п. 101 Рекомендаций Минтруда РФ разъяснено, что в разд. 4 справки отражается информация обо всех счетах, открытых в банках и иных кредитных организациях по состоянию на отчетную дату, вне зависимости от цели их открытия и использования, в том числе счета, на которых находятся денежные средства, принадлежащие служащему (работнику), его супруге; счета с нулевым остатком на 31 декабря отчетного года; счета, открытые для погашения кредита; счета пластиковых карт, например, различные виды социальных карт (социальная карта москвича, социальная карта студента, социальная карта учащегося), пластиковых карт для зачисления пенсии, кредитные карты; счета (вклады) в иностранных банках, расположенных за пределами Российской Федерации; счета, открываемые для осуществления деятельности на рынке ценных бумаг. В соответствии с п. 105, подлежит указанию информация о счетах пластиковых карт даже в случаях окончания срока действия этих карт (их блокировки), если счет данной карты не был закрыт банком или иной кредитной организацией по письменному заявлению держателя карты. Согласно п. 110, при наличии кредитной карты соответствующие данные (наименование и адрес банка или иной кредитной организации, вид и валюта счета, дата открытия счета) указываются в разделе 4 и отражаются в справке лица, на которого оформлен кредитный договор. Аналогичным образом отражаются сведения о карте с овердрафтом (п.112).
Эти рекомендации подлежат применению и к депутатам представительных органов местного самоуправления, поскольку под служащим (работником) данные методические рекомендации понимают лиц, замещающих муниципальные должности, к которым, как уже указано выше, в силу статьи 2 Федерального закона N 131-ФЗ относятся и депутаты представительного органа муниципального образования.
Таким образом, судом первой инстанции достоверно установлено, что Колесников И.А. при предоставлении им сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя не указал счет в ПАО "Банк ВТБ" N... Допущенное ответчиком нарушение носит формальный состав и заключается в самом факте несообщения (сокрытия информации) об открытии и наличии счёта и банковских карт в ПАО "Банк ВТБ".
Из указанного следует, что Колесниковым И.А. представлены неполные сведения, что является основанием для прекращения его полномочий депутата Думы МО г. Черкесска, т.к. данными действиями им нарушены положения ч.7.1 ст.40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона "О противодействии коррупции", п.7.1 ст.39 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 25 октября 2004 года ЗО-РЗ "О местном самоуправлении в Карачаево-Черкесской Республике", ст. 6 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 04 мая 2017 года N 15-РЗ "О порядке представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лицами, замещающими отдельные муниципальные должности и отдельные должности муниципальной службы, и проверки их полноты и достоверности", п.15 и п.15.2 ст.35 Устава муниципального образования города Черкесска.
Ссылка апелляционной жалобы на правило, предусмотренное ч.4.5 ст. 12.1 ФЗ "О противодействии коррупции", позволяющее дифференцировать тяжесть меры ответственности депутата за наличие недостоверных (не соответствующих действительности) сведений в декларации в зависимости от степени и формы его вины, тяжести совершенного проступка, основана на неправильном толковании закона.
Действительно, согласно ч.4.5 ст. 12.1 ФЗ "О противодействии коррупции", при выявлении в результате проверки фактов несоблюдения лицом, замещающим муниципальную должность, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, или применении в отношении него иного дисциплинарного взыскания в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.
Однако данная норма закона не распространяется на депутатов органа местного самоуправления, т.к. они не находятся в субординационных отношениях с Думой муниципального образования, в связи с чем они не подлежат привлечению к дисциплинарной ответственности. Вышеуказанными нормативными актами за допущенное административным ответчиком нарушение предусмотрен только один (единственный) вид ответственности - досрочное прекращение полномочий депутата выборного органа местного самоуправления и какая-либо альтернатива этому виду ответственности законом не предусмотрена.
Проверяя решение суда в части отказа Колесникову И.А. в удовлетворении исковых требований о признании Распоряжения Главы КЧР от 27.06.2018 г. о проведении проверки достоверности и полноты сведений, представленных депутатами Думы муниципального образования г. Черкесска, Распоряжения Главы КЧР от 26.09.2018 г, которым продлен срок проверки, а также Заключения Контрольного управления Главы КЧР по результатам проверки, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению судебного акта в указанной части.
Судебная коллегия полагает, что несоблюдение сроков проведения проверки само по себе не влияет на достоверность её выводов. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный закон "О противодействии коррупции" не содержат указаний на то, что несоблюдение сроков проведения проверки влечет недействительность её результатов.
Согласно частям 1,8 ст. 218 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Из материалов дела следует, что о проведенной в отношении него проверке Колесников И.А. узнал 29.11.2018 г. при ознакомлении под роспись с Заключением по результатам проверки от 14.11.2018 г. В данном заключении указывалось основание проведения проверки - Распоряжение Главы КЧР от 27.06.2018 г. (л.д.41-42). С 29.11.2018 г. Колесников И.А. имел возможность реализовать свое право обжалования ненормативных актов, послуживших основанием к проведению проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, имуществе и об обязательствах имущественного характера, представленных им как депутатом Думы МО г. Черкесска. Однако данным правом Колесников И.А. в установленный ч.1 ст. 219 КАС РФ срок не воспользовался. Его встречное исковое заявление не содержит ссылки на доказательства, свидетельствующие о наличии уважительных причин пропуска указанного срока, в том числе связанные с его личностью, объективно препятствовавшие своевременному обращению в суд. Пропуск срока подачи заявления и отсутствие уважительных причин для его восстановления являются, как правильно указал суд первой инстанции, самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Колесниковым И.А. объективных доказательств соблюдения срока обращения в суд со встречным административным исковым заявлением либо наличия уважительных причин пропуска срока в суд апелляционной инстанции также не представлено.
Довод апелляционной жалобы о том, что административное исковое заявление Главы КЧР подписано неуполномоченным лицом, подлежит отклонению, т.к. подписавший исковое заявление Тлишев А.А. согласно доверенности имел право на его подписание и на подачу его в суд.
Довод жалобы о том, что установленные судом обстоятельства не соответствуют действительности, представленные Главой КЧР доказательства юридически ничтожны, признается надуманным. Представленные суду документы, полученные от ПАО Банк ВТБ в ответ на запросы административного истца, исходят от органа, уполномоченного представлять данный вид доказательств, подписаны лицом, имеющим право на подписание документа, содержат все другие неотъемлемые реквизиты данного вида доказательств, заверены в установленном законом порядке.
В апелляционной жалобе не приводится новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств, исследованных судом и положенных в основу судебного постановления.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Черкесского городского суда КЧР от 29 мая 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.