Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего Дзыба З.И.
судей Асланукова А.Х, Болатчиевой А.А.
при секретаре Урусове Р.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Чикатуевой А.З. на решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 08 июля 2019 года по административному делу
по административному исковому заявлению Главы Карачаево-Черкесской Республики Темрезова Р.Б. к депутату Думы муниципального образования города Черкесска Чикатуевой А.З. о досрочном прекращении полномочий депутата
и по встречному административному исковому заявлению депутата Думы муниципального образования города Черкесска Чикатуевой А.З. к Главе Карачаево-Черкесской Республики Темрезову Р.Б. о признании незаконными и отмене распоряжения о продлении срока проверки достоверности и полноты сведений и заключения по результатам проверки.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда КЧР Дзыба З.И, объяснения Чикатуевой А.З. и ее представителя Муллина Д.М, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу представителя Главы Карачаево-Черкесской Республики Темрезова Р.Б. - Тлишева А.А. и представителя Думы муниципального образования города Черкесска Фисич М.Л,судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Глава Карачаево-Черкесской Республики Темрезов Р.Б. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование которого указал, что в соответствии с Указом Главы Карачаево-Черкесской Республики от 07.07.2017 г..N 169 "О проверке достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, претендующими на замещение отдельных муниципальных должностей и отдельных должностей муниципальной службы, а также лицами, замещающими отдельные муниципальные должности и отдельные должности муниципальной службы", а также в соответствии с распоряжением Главы Карачаево-Черкесской Республики от 27.06.2018 г..N 161-р "О проведении проверки достоверности и полноты сведений, представленных депутатами Думы муниципального образования города Черкесска" отделом по профилактике коррупционных и иных правонарушений Контрольного управления Главы Карачаево-Черкесской Республики проведена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных депутатом Думы муниципального образования города Черкесска Чикатуевой А.З. за 2017 год. Проверкой установлено, что в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленной Чикатуевой А.З, указаны неполные сведения о её счетах: не указаны 5 счетов в ПАО "Сбербанк России" и 4 счета в ПАО АКБ "Связь-Банк". Соответственно, депутатом Думы муниципального образования города Черкесска Чикатуевой А.З. представлены неполные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, чем нарушены требования законодательства о противодействии коррупции.
Со ссылкой на ч.7.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный закон от 25.12.2008 г..N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Устав муниципального образования города Черкесска административный истец просил суд досрочно прекратить полномочия депутата Думы муниципального образования города Черкесска Чикатуевой А.З. с даты принятия решения суда, решение суда обратить к немедленному исполнению.
Депутат Думы муниципального образования города Черкесска Чикатуева А.З. обратилась со встречным административным иском к Главе Карачаево-Черкесской Республики Темрезову Р.Б, просила признать незаконным и отменить Распоряжение Главы КЧР Темрезова Р.Б. "О продлении срока проверки достоверности и полноты сведений, представленных депутатами Думы муниципального образования города Черкесска" от 26 сентября 2018г.; признать незаконным и отменить Заключение по результатам служебной проверки от 14 ноября 2018 г. Контрольного управления Главы КЧР. Указала, что на основании этих документов ею были представлены сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год. Распоряжение и последующие ответы на него получены с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда в соответствии с ч.3 ст. 59 КАС РФ. Проверка сведений о доходах может проводиться в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении, данный срок может быть продлен Главой КЧР до 90 дней на основании мотивированного ходатайства лица, проводившего проверку. Распоряжение Главы КЧР о проведении проверки вынесено 27 июня 2018 г, срок проведения проверки истек 26 августа 2018 г. Распоряжение Главы КЧР о продлении срока проведения проверки вынесено 26 сентября 2018 г, то есть после истечения срока проверки. Кроме того, распоряжение о продлении срока проведения проверки не содержит сведений о содержании ходатайства лица, проводившего проверку, а также о мотивах такого продления, то есть вынесено с нарушением закона и подлежит отмене. Заключение по результатам проверки вынесено 14 ноября 2018 г. за установленными законом сроками.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель административного истца Главы Карачаево-Черкесской Республики Темрезова Р.Б. - Тлишев А.А. поддержал доводы и требования, изложенные в административном исковом заявлении, просил их удовлетворить. В удовлетворении встречных исковых требований просил отказать.
Административный ответчик - депутат Думы муниципального образования города Черкесска Чикатуева А.З. просила в удовлетворении заявленных к ней требований отказать, её встречные требования удовлетворить. Представитель Чикатуевой А.З. Муллин Д.М. поддержал позицию своего доверителя.
Представитель заинтересованного лица Думы муниципального образования города Черкесска Фисич М.Л. в судебном заседании просила удовлетворить исковые требования Главы КЧР, в удовлетворении встречных исковых требований просила отказать.
Решением Черкесского городского суда КЧР от 08 июля 2019 года административный иск Главы Карачаево-Черкесской Республики Темрезова Р.Б. к депутату Думы муниципального образования города Черкесска Чикатуевой А.З. о досрочном прекращении полномочий депутата удовлетворен. Суд постановилпрекратить досрочно с 08 июля 2019 года полномочия депутата Думы муниципального образования города Черкесска Чикатуевой А.З. на основании части 7.1 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и обратил решение суда к немедленному исполнению. В удовлетворении встречного административного искового заявления депутата Думы муниципального образования города Черкесска Чикатуевой А.З. к Главе Карачаево-Черкесской Республики Темрезову Р.Б. о признании незаконными и отмене Распоряжения о продлении срока проверки достоверности и полноты сведений и Заключения по результатам служебной проверки отказано. С Чикатуевой А.З. в пользу ООО "ЮФО Специализированный Судебно-Экспертный Центр" взысканы судебные расходы за проведение судебной почерковедческой экспертизы в размере 230 895,02 рублей. С Чикатуевой А.З. в пользу Финансово-хозяйственного Управления Главы и Правительства Карачаево-Черкесской Республики взысканы судебные расходы за проведение почерковедческой экспертизы в размере 220 000 рублей.
В апелляционной жалобе Чикатуева А.З. ставит вопрос об отмене решения суда и вынесении по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска, так как выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Указывает, что за предоставление сведений в неполном объеме ответственность в виде досрочного прекращения полномочий для депутата законом не предусмотрена. Ответственность наступает только в случае невыполнения обязанности по предоставлению сведений о доходах, которую Чикатуева А.З. исполнила. Депутат в силу своего статуса не может быть уволен или освобожден от должности. Проверка проведена неуполномоченным лицом, заключение по результатам проверки вынесено вне срока её проведения. Чикатуева А.З. не согласна с проведенной по делу почерковедческой экспертизой. Заключение эксперта противоречиво, его исследовательская часть опровергает выводы. Также она не согласна со стоимостью экспертизы, которая необоснованно завышена. Суд был не вправе принимать административное исковое заявление Главы КЧР к производству, т.к. доверенность Тлишева А.А. на подписание иска ничтожна.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, проверив решение, судебная коллегия полагает следующее.
Установлено, что Чикатуева А.З. является депутатом Думы муниципального образования города Черкесска пятого созыва (2017-2022 г.г.), избрана 10 сентября 2017 года.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", этим же законом определены государственные гарантии осуществления местного самоуправления.
В соответствии с частью 7.1 статьи 40 названного закона в редакции Федерального закона от 3 ноября 2015 года N 303-ФЗ лица, замещающие муниципальную должность, включая депутата, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом о противодействии коррупции и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
В соответствии с частью 7.2, частью 7.3 статьи 40 названного закона, введенных Федеральным законом от 03.04.2017 N 64-ФЗ и действующих с 15.04.2017 г, проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (часть 7.2). При выявлении фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата (часть 7.3).
Согласно приведенным законоположениям, полномочия депутата, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных частью 7.1 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом о противодействии коррупции, Федеральным законом "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
В силу предписаний Федерального закона о противодействии коррупции лица, замещающие, в том числе, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также перечисленные сведения в отношении своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, а в случае непредставления таких сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений в порядке, предусмотренном муниципальными нормативными правовыми актами, подлежат увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия (статьи 12.1 и 13.1 Федерального закона о противодействии коррупции).
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление и его самостоятельность в пределах предоставленных полномочий, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (статья 12 Конституции Российской Федерации).
Федеральный законодатель, установив закрытый перечень полномочий органов власти по отношению к местному самоуправлению, указал, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления могут осуществлять исполнительно-распорядительные и контрольные полномочия только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом N 131-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 6 Федерального закона N 131-ФЗ).
Следовательно, внесенные 3 апреля 2017 года в статью 40 Федерального закона N 131-ФЗ изменения направлены на повышение эффективности правового регулирования отношений в сфере противодействия коррупции, предоставления возможности высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации, обязанного обеспечить координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе с органами местного самоуправления (подпункт "д.1" пункта 7 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"), ставить перед названными органами вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов.
Согласно Закона Карачаево-Черкесской Республики от 04.05.2017 N 15-РЗ "О порядке представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лицами, замещающими отдельные муниципальные должности и отдельные должности муниципальной службы, и проверки их полноты и достоверности" депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления должны ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представлять Главе КЧР сведения о доходах и расходах.
В соответствии с "Положением о предоставлении депутатами Думы муниципального образования города Черкесска сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера", утвержденным Решением Думы муниципального образования города Черкесска от 25.02.2016 N 14, депутат представляет ежегодно сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное вознаграждение, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода (п. 3.1.); сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода (п. 3.2.); сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений (далее - отчетный период), если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки (п. 3.3.).
В соответствии с пунктом 15.1 (введен Решением Думы МО г. Черкесска от 27.04.2017 N 44), пунктом 16 статьи 35 Устава муниципального образования города Черкесска (принят Решением Думы муниципального образования города Черкесска Карачаево-Черкесской Республики от 25.02.2016 N 13), проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом муниципального образования города Черкесска проводится по решению Главы Карачаево- Черкесской Республики в порядке, установленном законом Карачаево- Черкесской Республики. Полномочия депутата городской Думы прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Установлено, что на основании Распоряжения Главы КЧР от 27.06.2018 г. N161-р Контрольное управление Главы КЧР провело проверку достоверности полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных на себя и членов семьи за 2017 г. депутатами Думы муниципального образования города Черкесска (т.1 л.д.21).
Распоряжением Главы КЧР от 26.09.2018 г. N 283-р срок проверки продлен до 27.09.2018 г. (т.1 л.д.20).
Согласно заключению Контрольного управления Главы КЧР по результатам проверки в отношении депутата Думы муниципального образования города Черкесска Чикатуевой А.З, в справке за 2017 год, представленной Чикатуевой А.З. на себя, в разделе 4 "Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях" не указаны 5 счетов в ПАО "СберБанк РФ" (письмо ПАО "Сбербанк РФ" от 10 июля 2018 года N... ):
1) номер счета N.., дата открытия 28.10.2014 г, остаток по счету на конец периода 0,00 руб, сумма денежных средств, поступивших на счет за период, - "данные изъяты" руб.;
2) номер счета N.., дата открытия 30.04.2015 г, остаток по счету на конец периода 0,00 руб, сумма денежных средств, поступивших на счет за период, - "данные изъяты" руб.;
3) номер счета N.., дата открытия 30.06.2015 г, остаток по счету на конец периода 0,00 руб, сумма денежных средств, поступивших на счет за указанный период, - "данные изъяты" руб.;
4) номер счета N.., дата открытия 12.11.2014 г, остаток по счету на конец периода 0,00 руб, сумма денежных средств, поступивших на счет за период, - "данные изъяты" руб.;
5) номер счета N.., дата открытия 30.04.2015 г, остаток по счету на конец периода 0,00 руб, сумма денежных средств, поступивших на счет за указанный период "данные изъяты" долл. США ( "данные изъяты" руб.).
Кроме того, в справке за 2017 год, представленной Чикатуевой А.З. на себя, в разделе 4 "Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях" не указаны 4 её счета в ПАО АКБ "Связь-Банк" (письмо ПАО АКБ "Связь-Банк" от 04.07.2018 N... ):
1) номер счета N.., дата открытия 24.12.2015 г, остаток по счету на конец периода "данные изъяты" руб.;
2) номер счета N.., дата открытия 28.12.2015 г, остаток по счету на конец периода "данные изъяты" руб.;
3) номер счета N.., дата открытия 25.12.2015 г, остаток по счету на конец периода "данные изъяты" руб.;
4) номер счета N.., дата открытия 14.12.2015 г, остаток по счету на конец периода "данные изъяты" руб.
Заключением Контрольного управления Главы Карачаево-Черкесской Республики от 14 ноября 2018 года принято решение считать установленным факт представления Чикатуевой А.З. неполных сведений о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера (т.1 л.д.61).
В письменных возражениях на административное исковое заявление Чикатуева А.З. указала, что 30.03.2018 г, то есть в установленный законом срок, она представила специалисту Организационного отдела Думы МО г. Черкесска Д.Т.С. справку о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год на 13 листах, которая содержала, в том числе, информацию о её 15 банковских счетах. Д.Т.С. расписалась на каждом листе копии справки. Однако Глава города Черкесска в Контрольное управление Главы КЧР представил ее справку на 11 листах. 31.03.2018 г. почтой она направила такую же справку в адрес Главы КЧР, в описи вложения указано -декларация Чикатуевой А.З. 14 л. По мнению Чикатуевой А.З, по независящим от нее обстоятельствам Дума утратила 2 листа ее справки, содержащие информацию об 11 банковских счетах, в том числе о 9 счетах, на которые Глава КЧР указывает в обоснование иска (т.1 л.д.97). В подтверждение возражений Чикатуева А.З. представила суду копию Справки 1 о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера-2 на 13 листах с отметками о принятии (т.1 л.д.100), копию описи вложения от 31.03.2018 с пометкой - декларация Чикатуевой А.З. -14 л, копию конверта - адресат Глава КЧР, отправитель Чикатуева А.З. (т.1 л.д.113-114).
Однако направление Справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутата Думы города Черкесска в адрес Главы КЧР не предусмотрено ни федеральными, ни республиканскими нормативно-правовыми актами.
В ходе проверки довода Чикатуевой А.З. о направлении ею копии справки на 13 листах по почте в адрес Главы КЧР, судом первой инстанции установлено, что указанное Чикатуевой А.Х. письмо было отправлено простым почтовым отправлением, а не заказным письмом или письмом с описью вложения. При такой форме почтового отправления заполнение описи вложения не предусмотрено, что подтверждается письмами Управления федеральной почтовой связи КЧР - филиала ФГУП "Почта России" от 08.02.2019 г. (т.1 л.д.144, 146). В связи с указанным, суд пришел к правильному выводу о том, что не подтверждено направление в адрес Главы КЧР справки о доходах на 13 листах.
Также в суде не нашло подтверждение то, что 30.03.2018 г. Чикатуева А.З. сдала работнику Организационного отдела Думы МО г. Черкесска Д.Т.С. справку о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на 13 листах с информацией о 15 банковских счетах.
Допрошенная судом Д.Т.С. показала, что на двух листах "Справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год", которую в суд предоставила Чикатуева А.З, ее подпись вызывает у нее сомнение.
В связи с указанным, по ходатайству Чикатуевой А.З. судом по делу была назначена комплексная судебная почерковедческая экспертиза.
Согласно заключению судебной почерковедческой экспертизы от 20 марта 2019 года N011- ПЧ/2019, проведенной экспертом-почерковедом ООО "ЮФО Специализированный Судебно-Экспертный Центр" М.А.М., подписи от имени Д.Т.С. в "Справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Чикатуевой А.З. за 2017 год" на первом листе, в разделах 1, 2, 3, на первом листе раздела 4, в разделах 5, 6 и последнем листе раздела 7 выполнены самой Д.Т.С.; подписи от имени Д.Т.С. в "Справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Ч.А.З. за 2017 год" на втором и третьем листах раздела 4 выполнены не Д.Т.С, а другим лицом с подражанием подписи Д.Т.С. (т.2 л.д.8-27).
Таким образом, не подтвердилось, что Д.Т.С. 30.03.2018 г. приняла от Чикатуевой А.З. Справку о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на 13 листах с информацией о 15 банковских счетах.
Удовлетворяя административные исковые требования Главы КЧР, суд первой инстанции исходил из того, что представление депутатом Думы муниципального образования города Черкесска Чикатуевой А.З. неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера является основанием для прекращения её полномочий, т.к. данными действиями ею нарушены положения ч.7.1 ст.40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона "О противодействии коррупции", п.7.1 ст.39 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 25 октября 2004 года ЗО-РЗ "О местном самоуправлении в Карачаево-Черкесской Республике", ст.6 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 04 мая 2017 года N 15-РЗ "О порядке представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лицами, замещающими отдельные муниципальные должности и отдельные должности муниципальной службы, и проверки их полноты и достоверности", п.15 и п.15.2 ст.35 Устава муниципального образования города Черкесска. Суд в решении указал, что в данном случае административным ответчиком было допущено нарушение требований федерального законодательства о борьбе с коррупцией, в связи с чем для достижения целей, указанных в ст. 3 КАС РФ, исковые требования Главы КЧР являются законными и обоснованными.
Проверяя факт предоставления Чикатуевой А.З. недостоверных сведений о доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера на себя в разделе 4 "Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях", судебной коллегией установлено следующее.
Согласно письма ПАО "Сбербанк РФ" от 10 июля 2018 года N... и приложения к нему, на имя Чикатуевой А.З. установлено наличие 8 счетов, действовавших на 31.12.2017 г.:
N.., N..,
N.., N..,
N.., N..,
N.., N...
Из письма ПАО Сбербанк от 22.04.2019 г. N.., подписанного начальником отдела обработки запросов ГО и клиентов Управления обработки запросов Регионального центра сопровождения розничного бизнеса Операционного центра г. Нижний Новгород Б.М.В, обладающей полномочиями на предоставление данной информации, подтверждена информация, указанная в письме ПАО "Сбербанк РФ" от 10 июля 2018 года N.., а именно то, что у Чикатуевой А.З, "дата" года рождения, на 31.12.2017 имеются следующие счета, действовавшие в период с 01.01.2017 по 31.12.2017 г.:
N.., дата открытия 18.02.2013, действующий;
N.., дата открытия 28.10.2014 действующий;
N.., дата открытия 30.04.2015, действующий;
N.., дата открытия 30.06.2015, действующий;
N.., дата открытия 24.10.2013, действующий;
N.., дата открытия 12.11.2014, действующий;
N.., дата открытия 30.04.2015, действующий;
N.., дата открытия 05.02.2015, действующий.
Из раздела 4 "Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях" Справки о доходах, представленной Чикатуевой А.З, усматривается, что ею указаны только три счета ПАО "Сбербанк" из выше перечисленных восьми счетов (т.1 л.д.37).
Из информации, полученной 04.07.2018 г. от ПАО АКБ "Связь Банк", подписанной Х.Ф.С, обладающей полномочиями на предоставление данной информации, следует, что у Чикатуевой А.З. на 31.12.2017 имеются следующие счета, действовавшие в период с 01.01.2017 по 31.12.2017 г.:
1) номер счета N.., дата открытия 24.12.2015 г, остаток по счету на конец периода "данные изъяты" руб.;
2) номер счета N.., дата открытия 28.12.2015 г, остаток по счету на конец периода "данные изъяты" руб.;
3) номер счета N.., дата открытия 25.12.2015 г, остаток по счету на конец периода "данные изъяты" руб.;
4) номер счета N.., дата открытия 14.12.2015 г, остаток по счету на конец периода "данные изъяты" руб.
Однако в разделе 4 "Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях" Справки о доходах, представленной Чикатуевой А.З, ею данные счета не указаны (т.1 л.д.37).
Проанализировав вышеуказанные обстоятельства, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что депутат Думы муниципального образования города Черкесска Чикатуева А.З. представила неполные сведения на себя о доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера, так как в справке за 2017 год, представленной ею, не указаны имеющиеся у неё на 31.12.2017 года 5 счетов ПАО "Сбербанк России" и 4 счета ПАО АКБ "Связь Банк".
"Методическими рекомендациями Минтруда РФ по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки, изданными во исполнение пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 02 апреля 2013 года N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции", даны разъяснения по вопросам предоставления указанных сведений по основанию замещения гражданином должности на отчетную дату (письма Минтруда России от 26.12.2016 N 18-2/10/В-9843, от 28.12.2017 N 18-2/10/В-10452).
В п. 101 Рекомендаций Минтруда РФ разъяснено, что в разд. 4 справки отражается информация обо всех счетах, открытых в банках и иных кредитных организациях по состоянию на отчетную дату, вне зависимости от цели их открытия и использования, в том числе счета, на которых находятся денежные средства, принадлежащие служащему (работнику), его супруге; счета с нулевым остатком на 31 декабря отчетного года; счета, открытые для погашения кредита; счета пластиковых карт, например, различные виды социальных карт (социальная карта москвича, социальная карта студента, социальная карта учащегося), пластиковых карт для зачисления пенсии, кредитные карты; счета (вклады) в иностранных банках, расположенных за пределами Российской Федерации; счета, открываемые для осуществления деятельности на рынке ценных бумаг. В соответствии с п. 105, подлежит указанию информация о счетах пластиковых карт даже в случаях окончания срока действия этих карт (их блокировки), если счет данной карты не был закрыт банком или иной кредитной организацией по письменному заявлению держателя карты. Согласно п. 110, при наличии кредитной карты соответствующие данные (наименование и адрес банка или иной кредитной организации, вид и валюта счета, дата открытия счета) указываются в разделе 4 и отражаются в справке лица, на которого оформлен кредитный договор. Аналогичным образом отражаются сведения о карте с овердрафтом (п.112).
Эти рекомендации подлежат применению и к депутатам представительных органов местного самоуправления, поскольку под служащим (работником) данные методические рекомендации понимают лиц, замещающих муниципальные должности, к которым, как уже указано выше, в силу статьи 2 Федерального закона N 131-ФЗ относятся и депутаты представительного органа муниципального образования.
Таким образом, судом первой инстанции достоверно установлено, что Чикатуева А.З. при предоставлении ею сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя не указала имеющиеся у нее на 31.12.2017 г. 5 счетов ПАО "Сбербанк России" и 4 счета ПАО АКБ "Связь Банк". Допущенное ответчиком нарушение носит формальный состав и заключается в самом факте несообщения (сокрытия информации) об открытии и наличии счётов в банках.
Из указанного следует, что Чикатуевой А.З. представлены неполные сведения, что является основанием для прекращения её полномочий депутата Думы МО г. Черкесска, т.к. данными действиями ею нарушены положения ч.7.1 ст.40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона "О противодействии коррупции", п.7.1 ст.39 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 25 октября 2004 года ЗО-РЗ "О местном самоуправлении в Карачаево-Черкесской Республике", ст. 6 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 04 мая 2017 года N 15-РЗ "О порядке представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лицами, замещающими отдельные муниципальные должности и отдельные должности муниципальной службы, и проверки их полноты и достоверности", п.15 и п.15.2 ст.35 Устава муниципального образования города Черкесска.
Ссылка апелляционной жалобы на правило, предусмотренное ст. 12.1 ФЗ "О противодействии коррупции", позволяющее дифференцировать тяжесть меры ответственности депутата за наличие недостоверных (не соответствующих действительности) сведений в декларации в зависимости от степени и формы его вины, тяжести совершенного проступка, основана на неправильном толковании закона.
Действительно, согласно ч.4.5 ст. 12.1 ФЗ "О противодействии коррупции", при выявлении в результате проверки фактов несоблюдения лицом, замещающим муниципальную должность, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, или применении в отношении него иного дисциплинарного взыскания в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.
Однако данная норма закона не распространяется на депутатов органа местного самоуправления, т.к. они не находятся в субординационных отношениях с Думой муниципального образования, в связи с чем они не подлежат привлечению к дисциплинарной ответственности. Вышеуказанными нормативными актами за допущенное административным ответчиком нарушение предусмотрен только один (единственный) вид ответственности - досрочное прекращение полномочий депутата выборного органа местного самоуправления и какая-либо альтернатива этому виду ответственности законом не предусмотрена.
Довод жалобы о том, что мера ответственности для депутата в виде досрочного прекращения полномочий наступает только в случае непредставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, основан на неправильном толковании вышеуказанных федеральных законов.
Проверяя решение суда в части отказа Чикатуевой А.З. в удовлетворении исковых требований о признании незаконными и отмене Распоряжения Главы КЧР от 26.09.2018 г. о продлении срока проверки и Заключения Контрольного управления Главы КЧР по результатам проверки от 14.11.2018 г, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению судебного акта в указанной части.
Судебная коллегия полагает, что несоблюдение сроков проведения проверки само по себе не влияет на достоверность её выводов. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный закон "О противодействии коррупции" не содержат указаний на то, что несоблюдение сроков проведения проверки влечет недействительность её результатов.
Согласно частям 1,8 ст. 218 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
По мнению суда первой инстанции, Чикатуева А.З. пропустила срок обращения в суд для обжалования Распоряжения Главы КЧР от 26.09.2018 г. и Заключения Контрольного управления Главы КЧР от 14.11.2018 г, что является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении встречных исковых требований.
Из материалов дела следует, что о проведенной в отношении неё проверке Чикатуева А.З. узнала 29.11.2018 г. при ознакомлении под роспись с Заключением по результатам проверки от 14.11.2018 г. (т.1 л.д.46-48).
В суде апелляционной инстанции Чикатуева А.З. поставила под сомнение факт ее ознакомления 29.11.2018 г. с Заключением по результатам проверки.
Однако в материалах дела имеются и другие доказательства, подтверждающие пропуск ею срока обращения в суд.
24 и 25 января 2019 года судом первой инстанции на электронный адрес Чикатуевой А.З. по ее просьбе были направлены копии документов, представленных Главой КЧР в обоснование заявленных требований. В судебном заседании 30 января 2019 г. представитель Чикатуевой А.З. Д.А.В. представил суду письменные возражения Чикатуевой А.З. на административное исковое заявление Главы КЧР.
Со встречным исковым заявлением в суд Чикатуева А.З. обратилась 3 июля 2019 года.
Таким образом, с 30 января 2019 г. Чикатуева А.З. имела возможность реализовать свое право обжалования ненормативных актов, послуживших основанием к проведению проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, имуществе и об обязательствах имущественного характера, представленных ею как депутатом Думы МО г. Черкесска. Однако данным правом она в установленный ч.1 ст. 219 КАС РФ срок не воспользовалась. Ее встречное исковое заявление не содержит ссылки на доказательства, свидетельствующие о наличии уважительных причин пропуска указанного срока, в том числе связанные с ее личностью, объективно препятствовавшие своевременному обращению в суд. Пропуск срока подачи заявления и отсутствие уважительных причин для его восстановления являются, как правильно указал суд первой инстанции, самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Чикатуевой А.З. объективных доказательств соблюдения срока обращения в суд со встречным административным исковым заявлением либо наличия уважительных причин пропуска срока в суд апелляционной инстанции также не представлено.
Довод апелляционной жалобы о том, что административное исковое заявление Главы КЧР подписано неуполномоченным лицом, подлежит отклонению, т.к. подписавший исковое заявление Тлишев А.А. согласно доверенности имел право на его подписание и на подачу его в суд.
Довод жалобы о несогласии с выводами судебной почерковедческой экспертизы, о противоречивости изложенных экспертом выводов проверен. Установлено, что Чикатуева А.З. о проведении повторной экспертизы не ходатайствовала. Кроме того, повторная экспертиза назначается при возникновении сомнений в обоснованности выводов эксперта или наличия в этих выводах противоречий (часть 2 статьи 83 КАС Российской Федерации). Вместе с тем такие противоречия в ходе судебного заседания в суде апелляционной инстанции по данному делу не установлены. Заключение эксперта не содержит неясностей, ходатайств о вызове эксперта для дачи дополнительных пояснений или о назначении повторной экспертизы Чикатуевой А.З. в суде апелляционной инстанции не заявлялось.
В апелляционной жалобе не приводится новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств, исследованных судом и положенных в основу судебного постановления.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает необходимым отменить решение суда в части взыскания с Чикатуевой А.З. судебных издержек за проведение судебной почерковедческой экспертизы, общая стоимость которых, по мнению суда первой инстанции, составила 450 895 рублей.
Из заявления ООО ЮФО "Специализированный судебно-экспертный центр" о возмещении понесенных расходов на проведение экспертизы следует, что в общей сложности при проведении экспертизы понесены расходы в размере 450 895 рублей 02 коп, часть суммы 17.04.2019 г. оплачена Финансово-хозяйственным Управлением Главы и Правительства Карачаево-Черкесской Республики, остальная часть в размере 230 895,02 руб. подлежит взысканию с Чикатуевой А.З.
Суд взыскал с Чикатуевой А.З. в пользу ООО "ЮФО Специализированный Судебно-Экспертный Центр" судебные расходы за проведение судебной почерковедческой экспертизы в размере 230 895,02 рублей, а в пользу Финансово-хозяйственного Управления Главы и Правительства Карачаево-Черкесской Республики - судебные расходы за проведение почерковедческой экспертизы в размере 220 000 рублей.
Однако заключение эксперта не содержит сведений о проведении экспертом помимо почерковедческой экспертизы также и технической экспертизы документа, стоимость которой определена в 390 229,82 руб. (т.2 л.д.5).
Так, из заключения судебной почерковедческой экспертизы от 20 марта 2019 года N011- ПЧ/2019, проведенной экспертом-почерковедом ООО "ЮФО Специализированный Судебно-Экспертный Центр" М.А.М, следует, что он провел почерковедческую экспертизу, ответив на 2 поставленных судом вопроса. Ответить на 3,4,5 вопросы - по давности исполнения текста, по установлению использованной при выполнении подписи пасты, по вопросу искусственного старения документа не представилось возможным, т.к. в его компетенцию как эксперта-почерковеда указанные вопросы не входят; эти исследования осуществляются физико-техническими методами, которые являются одним из видов технической экспертизы документов (т.2 л.д.9-27).
Таким образом, техническая экспертиза документов экспертом-почерковедом ООО "ЮФО Специализированный Судебно-Экспертный Центр" М.А.М. проведена не была, однако её стоимость в размере 390 229,82 руб. в калькуляцию стоимости экспертизы включена, чему суд первой инстанции юридической оценки не дал.
В связи с указанным, с Чикатуевой А.З. за производство почерковедческой экспертизы подлежит взысканию реально затраченная сумма в размере 60 665, 2 рублей (450 895,02 - 390 229,82).
Так как часть стоимости экспертизы экспертному учреждению 17.04.2019 г. была оплачена Финансово-хозяйственным Управлением Главы и Правительства Карачаево-Черкесской Республики, с Чикатуевой А.З. подлежат взысканию расходы по оплате почерковедческой экспертизы, проведенной ООО ЮФО "Специализированный судебно-экспертный центр", в размере 60 665,2 рублей путем перечисления на расчетный счет Финансово-хозяйственного Управления Главы и Правительства Карачаево-Черкесской Республики. Требования ООО ЮФО "Специализированный судебно-экспертный центр" о взыскании с Чикатуевой А.З. расходов на проведение экспертизы в размере 230 895,02 рублей удовлетворению не подлежат ввиду недоказанности и необоснованности.
Руководствуясь ст. ст. 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 8 июля 2019 года отменить в части взыскания с Чикатуевой А.З. судебных издержек, приняв в этой части новое решение.
Заявление Главы Карачаево-Черкесской Республики Темрезова Р.Б. о взыскании с Чикатуевой А.З. судебных издержек в размере 220 000 рублей в пользу Финансово-хозяйственного Управления Главы и Правительства КЧР по оплате почерковедческой экспертизы, проведенной ООО ЮФО "Специализированный судебно-экспертный центр", - удовлетворить в части.
Взыскать с Чикатуевой А.З. расходы по оплате почерковедческой экспертизы, проведенной ООО ЮФО "Специализированный судебно-экспертный центр", в размере 60 665,2 (шестьдесят тысяч шестьсот шестьдесят пять) рублей путем перечисления на расчетный счет Финансово-хозяйственного Управления Главы и Правительства Карачаево-Черкесской Республики по следующим реквизитам: р\с N.., ИНН N.., КПП N... УФК по Карачаево-Черкесской Республике (Финансово-хозяйственное Управление Главы и Правительства Карачаево-Черкесской Республики л\с N... ); БИК N... ; отделение НБ Карачаево-Черкесская Республика г. Черкесск, ОКТМО N.., КБК N...
В удовлетворении заявления Главы Карачаево-Черкесской Республики Темрезова Р.Б. о взыскании с Чикатуевой А.З. расходов по оплате почерковедческой экспертизы в сумме, превышающей 60 665, 2 (шестьдесят тысяч шестьсот шестьдесят пять) рублей, а именно 159 334,8 рублей (сто пятьдесят девять тысяч триста тридцать четыре руб. 80 копеек) - отказать.
В удовлетворении заявления ООО ЮФО "Специализированный судебно-экспертный центр" о взыскании с Чикатуевой А.З. судебных расходов на проведение почерковедческой экспертизы в размере 230 895,02 рублей - отказать.
В остальной части это же решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.