Судья Верховного Суда Республики Крым Курапова З.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного специалиста-эксперта ОИК УВМ МВД по Республике Крым Мурашова А.А. на постановление судьи Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым Тощевой Е.А. от 13.08.2019 г. по делу N5-137/2019, которым прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении ООО "Дом рекламы", в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 13.08.2019 г. по делу N5-137/2019 прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении ООО "Дом рекламы", в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, главный специалист-эксперт ОИК УВМ МВД по Республике Крым Мурашов А.А. обратился в Верховный Суд Республики Крым с жалобой, в которой просит отменить постановление Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 13.08.2019 г. по делу N5-137/2019.
Жалоба мотивирована тем, что вид на жительство является документов, удостоверяющим личность, только для лиц без гражданства, а выданный вид на жительство иностранному гражданину - подтверждает его право на постоянное проживание в Российской Федерации.
В судебном заседании, которое состоялось 07.10.2019 г, защитник ООО "Дом рекламы" - Торосян Л.А. против доводов жалобы возражала.
Главный специалист-эксперт ОИК УВМ МВД по Республике Крым Мурашов А.А. в судебное заседание 07.10.2019 г. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Согласно ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление об административном правонарушении проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Проверив доводы, изложенные в жалобе, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Частью 3 ст. 30.6 КоАП РФ установлено, что судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25.07.2002 г. N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N115-ФЗ).
В силу п. 4 ст. 13 Закона N115-ФЗ работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
Согласно п. 8 ст. 13 Закона N115-ФЗ работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Из системного толкования вышеприведенных норм следует, что обязанность по уведомлению соответствующего органа исполнительной власти возникает у работодателя при привлечении им к трудовой деятельности иностранного гражданина и (или) лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу.
Пунктами 2 и 3 Порядка предоставления работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами (лицами без гражданства), утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 10.01.2018 г. N11 (Приложение N 15), установлено, что работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган МВД России на региональном уровне в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином (лицом без гражданства) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Бланк уведомления заполняется разборчиво от руки или с использованием технических средств (пишущей машинки, компьютера) на русском языке. При заполнении уведомления не допускается использование сокращенных слов, а также не допускаются зачеркивания и исправления.
Как усматривается из протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении ООО "Дом рекламы" N2018 от 11.07.2019 г, 11.07.2019 г. в 10:00 в каб. N4 ОИК ЦВМ МВД по Республике Крым, в ходе проведения проверки по докладной записке Отдела по вопросам миграции ОП N2 "Киевский" УМВД России по г. Симферополю, установлен факт не уведомления или нарушения установленного порядка (или) формы ООО "Дом рекламы" территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции о расторжении (прекращении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты прекращения (расторжения) трудового договора, а именно: трудовой договор между ООО "Дом рекламы" и гражданином ФИО1 расторгнут 31.05.2019 г, уведомление о расторжении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в территориальный орган ООО "Дом рекламы" предоставило 31.05.2019 г. с нарушением п. 2 формы "документ, удостоверяющий личность" - указан несоответствующий документ (вид на жительство вместо паспорта гражданина.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, пришел к выводу об отсутствии в действиях ООО "Дом рекламы" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, ввиду того, что согласно п. 1 ст. 2 Закона N115-ФЗ вид на жительство является документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина, поэтому форма заполнения и подачи уведомления ООО "Дом рекламы" не нарушена.
Данные выводы суда первой инстанции являются необоснованными, сделанными без учета следующего.
Так, согласно ст. 2 Закона N115-ФЗ вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность. Вид на жительство не может быть выдан в форме электронного документа.
В соответствии со ст. 10 Закона N115-ФЗ документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
Документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в Российской Федерации, являются: документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства; разрешение на временное проживание; вид на жительство; иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства.
Анализ вышеуказанных положений Закона N115-ФЗ свидетельствует о том, что вид на жительство является документом, удостоверяющим личность лица без гражданства, а для иностранного гражданина документом, удостоверяющими личность в Российской Федерации, является паспорт иностранного гражданина.
При таких обстоятельствах постановление Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 13.08.2019 г. по делу N5-137/2019 нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем судебное решение подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 13.08.2019 г. по делу N5-137/2019 отменить. Материалы возвратить в Железнодорожный районный суд г. Симферополя Республики Крым на новое рассмотрение.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст. 30.12 КоАП РФ.
Судья (подпись) З.И. Курапова
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.