Судья Верховного Суда Республики Крым Агин В.В.,
с участием государственного инспектора г. Джанкоя и Джанкойского района по пожарному надзору, старшего инспектора отделения надзорной деятельности по г. Джанкою и Джанкойскому району управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Республике Крым ФИО18
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Симферополе
30 сентября 2019 года
жалобу государственного инспектора г. Джанкоя и Джанкойского района по пожарному надзору, старшего инспектора отделения надзорной деятельности по г. Джанкою и Джанкойскому району управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Республике Крым ФИО9 на решение судьи Джанкойского районного суда Республики Крым от 13 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении председателя Просторненского сельского совета - главы администрации Просторненского сельского поселения Маниленко Владимира Александровича,
установил:
постановлением государственного инспектора г. Джанкоя и Джанкойского района по пожарному надзору, старшего инспектора отделения надзорной деятельности по г. Джанкою и Джанкойскому району управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Республике Крым ФИО12. от ДД.ММ.ГГГГ N должностное лицо - председатель Просторненского сельского совета - глава администрации Просторненского сельского поселения Маниленко В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 6000 руб.
Решением судьи Джанкойского районного суда Республики Крым 13 августа 2019 года указанное постановление должностного лица надзорного органа отменено, дело возвращено на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному рассмотреть дело.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Крым, должностное лицо органа пожарного надзора ФИО17. просит отменить оспариваемый судебный акт, дело направить в районный суд на новое рассмотрение. В обоснование жалобы указано на неправильную оценку установленных обстоятельств судьей районного суда, и на допущенные при рассмотрении дела нарушения норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте его рассмотрения извещены надлежащим образом. Председатель Просторненского сельского совета - глава администрации Просторненского сельского поселения Маниленко В.А, обратился в суд с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав должностное лицо органа пожарного надзора ФИО16 поддержавшего жалобу, проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно п.8 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в 11 час. 00 мин. на основании требования Джанкойской межрайонной прокуратуры Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N с целью выявления нарушений требований противопожарного законодательства сотрудниками ОНД по г. Джанкою и Джанкойскому району УНД ГУ МЧС РФ по РК проведена проверка администрации Просторненского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым по адресу: Республика Крым, Джанкойский район, территории Просторненского сельского поселения.
Из содержания протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ N следует, что в ходе указанной выше проверки выявлены нарушения обязательных требований нормативно правовых актов Российской Федерации в сфере пожарной безопасности, допущенные председателем Просторненского сельского совета - главой администрации Просторненского сельского поселения Маниленко В.А, а именно:
в нарушение п.9 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 131-ФЗ); п.3 ст.63 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - ФЗ N 123-ФЗ) не разработана муниципальная целевая программа по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
в нарушение п.9 ст.14 ФЗ N 131-ФЗ; п.9 ст.63 ФЗ N 123-ФЗ не проводится работа по социальному и экономическому стимулированию участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами;
в нарушение п.55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 N 390 "О противопожарном режиме" (далее - ППР в РФ), направления движения к пожарным гидрантам и резервуарам, являющимися источниками противопожарного водоснабжения, не обозначено указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения;
в нарушение ст.2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69- ФЗ "О пожарной безопасности" (далее ФЗ N 69-ФЗ), п.2.11 СНиПа 2.04.02.84*, раздела 4 СП 8.13130.2009, п.16 постановления Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N390 территория поселения не обеспечена в полном объеме противопожарным водопроводом (расстояние противопожарного водоснабжения превышает 200 метров до ближайшего объекта защиты;
в нарушение п.9 ст.14 ФЗ N 131-ФЗ; п.2 ст.63 ФЗ N 123-ФЗ не разрабатываются мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории.
По факту выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ главным государственным инспектором г. Джанкоя и Джанкойского района по пожарному надзору, и.о.начальника ОНД по г. Джанкою и Джанкойскому району УНД ГУ МЧС РФ по РК ФИО7 в отношении председателя Просторненского сельского совета - главы администрации Просторненского сельского поселения Маниленко В.А. составлен протокол об административном правонарушении N по признакам ч.1 ст.20.4 КоАП РФ (л. административного дела N).
Постановлением государственного инспектора г. Джанкоя и Джанкойского района по пожарному надзору старшего инспектора ОНД по г. Джанкою и Джанкойскому району УНД ГУ МЧС РФ по РК Двухжилова Д.В. от ДД.ММ.ГГГГ N должностное лицо Маниленко В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 6000 руб. (л. административного дела N).
Диспозицией ч.1 ст.20.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
Объективную сторону административного правонарушения составляют действия или бездействия, указанные в ч.1 ст.20.4 КоАП РФ субъектов административной ответственности (граждан, должностных лиц и юридических лиц), состоящие в невыполнении обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности, возложенных на них соответствующими правовыми нормами.
Правоотношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
В соответствии со ст.1 ФЗ N 69-ФЗ под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Согласно ст.2 ФЗ N 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В соответствии со ст.38 ФЗ N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Из решения судьи Джанкойского районного суда Республики Крым следует, что в суд первой инстанции были предоставлены с материалами жалобы постановление администрации Просторненского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ N "О включении мероприятий по обеспечению безопасности в планы, схемы и программы развития территории муниципального образования Просторненского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым", которым утвержден план основных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на территории сельского поселения; постановление председателя Просторненского сельского совета - главы администрации Просторненского сельского поселения Маниленко В.А. от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении муниципальной целевой программы "Обеспечение первичных мер пожарной безопасности Просторненского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым на 2019-2020 годы"", которым утверждена муниципальная целевая программа по обеспечение первичных мер пожарной безопасности (л.д.22-27, 28-29). Однако должностным лицом органа пожарного надзора при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Маниленко В.А. процессуальная оценка указанным обстоятельствам в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ не дана.
Кроме того, постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N Маниленко В.А. вменяется не разработка муниципальной целевой программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах территории (п.9 ст.14 ФЗ N 131-ФЗ; п.3 ст.63 ФЗ N 123-ФЗ), который опровергается документами, предоставленными к материалам жалобы.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с ч.2 ст.25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч.3 ст.28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
ДД.ММ.ГГГГ с участием должностного лица Маниленко В.А. составлен протокол об административном правонарушении N, однако последний от подписи отказался, что подтверждается подписями двух понятых (л. административного дела N). При этом материалы дела об административном правонарушении N не содержат сведений о направлении Маниленко В.А. копии протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, уведомления о назначении места и времени рассмотрения дела, направленные по адресу проживания Маниленко В.А.
Постановление государственного инспектора г. Джанкоя и Джанкойского района по пожарному надзору, старшего инспектора ОНД по г. Джанкою и Джанкойскому району УНД ГУ МЧС РФ по РК ФИО15 от ДД.ММ.ГГГГ N вынесено в отсутствие Маниленко В.А, о чем свидетельствует подпись в графе "копию постановления получил" дата получения проставлена ДД.ММ.ГГГГ (л. административного дела N).
Вместе с тем, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, является основным и самостоятельным участником производства по делу об административном правонарушении, и в его отсутствие дело может быть рассмотрено только при наличии в материалах дела достоверных сведений о том, что именно это лицо, а не его защитник, или представитель, было надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения дела. Поэтому извещение о рассмотрении дела об административном правонарушении защитника или представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, не освобождает должностное лицо от обязанности известить о месте и времени рассмотрения дела само лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В данном случае имеются основания для сомнений в соблюдении должностным лицом органа пожарного надзора порядка рассмотрения дела об административном правонарушении, поскольку в материалах дела отсутствуют сведения о надлежащем извещении должностного лица Маниленко В.А. о времени и месте рассмотрения дела.
Доводы государственного инспектора г. Джанкоя и Джанкойского района по пожарному надзору, старшего инспектора ОНД по г. Джанкою и Джанкойскому району УНД ГУ МЧС РФ по РК ФИО14 изложенные в жалобе, опровергаются указанным выше и выводами судьи районного суда.
Несогласие заявителя с толкованием судом норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, основанием для отмены или изменения обжалуемого акта не является.
При таких обстоятельствах полагаю, что нет оснований для удовлетворения жалоб и отмены судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу государственного инспектора г. Джанкоя и Джанкойского района по пожарному надзору, старшего инспектора отделения надзорной деятельности по г. Джанкою и Джанкойскому району управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Республике Крым ФИО13 оставить без удовлетворения,
решение судьи Джанкойского районного суда Республики Крым от 13 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении председателя Просторненского сельского совета - главы администрации Просторненского сельского поселения Маниленко Владимира Александровича, - без изменения.
Судья В.В. Агин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.