Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи
И.А. Харченко
судей
И.И. Мотиной
И.А. Подлесной
при секретаре судебного заседания
Д.Н. Побережной
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Симферополе по докладу судьи И.А. Харченко гражданское дело по исковому заявлению Андросова Сергея Александровича к Министерству труда и социальной защиты Республики Крым, Совету Министров Республики Крым, Государственному комитету по делам архивов Республики Крым и Пенсионному фонду Российской Федерации по городу Симферополю Республики Крым, о понуждении включить периоды работы в стаж государственной гражданской службы, признании права на назначение пенсии по выслуге лет,-
установила:
22 марта 2019 года Андросов С.А. обратился с иском к Министерству труда и социальной защиты Республики Крым о понуждении включить периоды работы в стаж государственной гражданской службы, признании права на назначение пенсии по выслуге лет.
Заявленные требования мотивированы тем, что ответчиком было письмом отказано истцу во включении в его стаж государственной гражданской службы периода работы с 01.01.1992 года по 31.12.1993 года в связи с тем, что Центральный государственный архив при Совете Министров Крымской АССР, Центральный государственный архив при Совете Министров Республики Крым не являлись государственными органами, а являлись учреждениями Государственной архивной службы, которые действовали при Совете Министров АССР, Совете Министров Республики Крым, а также периода его работы с 01.01.1994 года по 30.04.1998 года в связи с тем, что по замещаемой им должности ранги государственных служащих не присваивались. При этом в стаж государственной службы включён период работы архивистом I категории с 22.03.1991 года по 16.09.1991 года, но в то же время исключён период работы на этой должности с 22.01.1991 года по 21.03.1991 года, а также включен период работы временно исполняющим обязанности заведующего отделом обеспечения сохранности, учета и научно-справочного аппарата с 16.09.1991 года по 31.12.1991 года, но в то же время исключен период работы на этой должности с 01.01.1992 года по 11.08.1992 года. Таким образом, из его стажа государственной службы был исключен период трудовой деятельности общей продолжительностью 6 лет и 6 месяцев.
Вследствие этого ему было отказано в праве на назначение пенсии по выслуге лет, поскольку суммарный стаж его государственной службы с учетом срочной военной службы с 13.11.1980 года по 28.06.1982 года, а также работы в Государственном архиве в Автономной Республике Крым с 22.03.1991 года по 31.12.1991 года и с 01.05.1998 года по 17.02.2012 года, по исчислению ответчика, составил 17 лет 9 месяцев 28 дней вместо необходимых 20 лет. С действиями ответчика по отказу во включении вышеуказанных периодов работы в его стаж государственной службы и признании за ним права на назначение пенсии по выслуге лет не согласен, считает их незаконными и необоснованными. В соответствии с абз. 2 части 1 статьи 4 Закона Республики Крым от 17.12.2014 года N 42-ЗРК/2014 "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Крым" лица, имеющие не менее 20 лет стажа работы на должностях государственной гражданской службы, имеют право на пенсию в соответствии с настоящим Законом независимо от места работы на время достижения пенсионного возраста. В соответствии с п.п. "в", "г" пункта 19 статьи 5 Закона Республики Крым от 23.11.2016 года N 298-ЗРК "Об исчислении стажа государственной гражданской службы государственных служащих Республики Крым и внесении изменений в отдельные законы Республики Крым" в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Республики Крым включаются периоды замещения должностей руководителей, специалистов и служащих в организациях и учреждениях, осуществляющих в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик отдельные функции государственного управления по 31 декабря 1991 года, в том числе в министерствах и ведомствах союзных и автономных республик и их органах управления на территории СССР.
Полагает, что отказ ответчика во включении периода его работы с 01.01.1992 года по 30.04.1998 года в стаж государственной гражданской службы, дающий право на назначение пенсии по выслуге лет в соответствии с Законом Республики Крым "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Крым" и иными нормативно-правовыми актами является незаконным и необоснованным. Просит обязать ответчика включить периоды его работы в должности архивиста I категории с 21.03.1991 года, в должности заведующего отделом обеспечения, сохранности, ПСА и учета документов с 01.01.1992 года по 11.08.1992 года, и в должности заведующего сектором ПСА и учёта с 12.08.1992 года по 30.04.1998 года в стаж государственной гражданской службы, дающий право на назначение пенсии по выслуге лет в соответствии с Законом Республики Крым "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Крым"; признать за ним право на назначение пенсии по выслуге лет в соответствии с Законом Республики Крым "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Крым".
На основании изложенного истец просил:
обязать ответчика - Министерство труда и социальной защиты Республики Крым включить периоды работы Андросова Сергея Александровича в должности архивиста I категории с 22.01.1991 года по 21.03.1991 года, в должности заведующего отделом обеспечения, сохранности, НСА и учёта документов с 01.01.1992 года по 11.08.1992 года и в должности заведующего сектором НСА и учёта с 12.08.1992 года по 30.04.1998 года в стаж государственной гражданской службы, дающий право на назначении пенсии по выслуге лет в соответствии с Законом Республики Крым "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Крым";
признать за Андросовым Сергеем Александровичем право на назначении пенсии по выслуге лет в соответствии с Законом Республики Крым "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Крым".
Решением Центрального районного суда города Симферополя от 19 апреля 2019 года в удовлетворении исковых требований Андросова Сергея Александровича к Министерству труда и социальной защиты Республики Крым о понуждении включить периоды работы в стаж государственной гражданской службы, признании права на назначение пенсии по выслуге лет - отказано в полном объёме.
Не согласившись с таким решением суда первой инстанции, Андросов Сергей Александрович 14 мая 2019 года подал апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права, просил оспариваемый судебный акт отменить и принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить.
Определением Верховного Суда Республики Крым от 16 июля 2019 года коллегия судей перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, без учёта особенностей, предусмотренных Главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, привлечен к участию по данному делу в качестве третьих лиц на стороне ответчика привлечены: Совет Министров Республики Крым, Государственный комитет по делам архивов Республики Крым и Пенсионный фонд Российской Федерации по городу Симферополю Республики Крым.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Верховного Суда Республики Крым.
В судебном заседании истец Андросов С.А. просил заявленные им исковые требования удовлетворить.
Представители Министерства труда и социальной защиты Республики Крым Бортник Н.А. и Барткив И.В, представитель Совета Министров Республики Крым Гамм А.Ф. и представитель Государственного комитета по делам архивов Республики Крым Мамедова А.Р. просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель пенсионного фонда подал письменное ходатайство о рассмотрении данного дела в его отсутствии.
Заслушав доклад судьи Харченко И.А, пояснения явившихся участников процесса, исследовав материалы дела и дополнительно представленные письменные документы, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
Федеральным законом от 15.12.2001 года N 166-ФЗ (ред. от 27.12.2018 года) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в соответствии с Конституцией Российской Федерации установлены основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок её назначения.
Федеральным законом от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" и Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на:
- федеральную государственную гражданскую службу, под которой понимается профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;
- государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации, под которой понимается профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации.
Должности федеральной государственной гражданской службы согласно статье 8 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации; должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений данного федерального закона в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность (Обзор судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими, утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22.06.2016 года).
Согласно требованиям статей 4,5 Федерального закона от 15.12.2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия за выслугу лет по данному закону назначается федеральным государственным гражданским служащим; военнослужащим; гражданам из числа космонавтов; гражданам из числа работников летно-испытательного состава. Частью 4 статьи 7 Закона N 166-ФЗ установлено, что условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Закон Республики Крым "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Крым" от 17 декабря 2014 года N 42-ЗРК/2014, устанавливает основания возникновения права на пенсию за выслугу лет лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Крым.
Согласно статье 1 Закона Республики Крым от 17 декабря 2014 года N 42-ЗРК/2014 "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Крым", вступившего в силу 01.01.2015 года, пенсия за выслугу лет - ежемесячная денежная выплата, право на получение которой, определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Законом, и которая предоставляется лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Крым, в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной гражданской службы Республики Крым (далее - гражданская служба Республики Крым) при достижении установленной продолжительности стажа государственной гражданской службы и выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - страховая пенсия по старости (инвалидности). Положениями статьи 5 Закона Республики Крым от 10.12.2014 года "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Крым" установлено, что в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет входят периоды службы (работы) в должностях, которые в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет гражданским служащим Республики Крым (федеральным государственным гражданским служащим; военнослужащим; гражданам из числа космонавтов; гражданам из числа работников летно-испытательного состава).
Помимо должностей, указанных в части 1 настоящей статьи, гражданам Российской Федерации, занимающим по состоянию на 21 февраля 2014 года (занимавшим) должности государственных служащих и должностных лиц местного самоуправления в государственных органах, органах местного самоуправления, расположенных на территории Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, при назначении пенсии за выслугу лет гражданскому служащему Республики Крым в стаж государственной гражданской службы засчитывается стаж государственной службы и службы в органах местного самоуправления, исчисленный на день поступления на государственную должность Республики Крым, гражданскую службу Республики Крым в порядке, действовавшем на территории Республики Крым до 21 февраля 2014 года.
Периоды замещения должностей (периоды службы, работы), подлежащие включению в стаж государственной гражданской службы государственных гражданских служащих Республики Крым (далее - стаж гражданской службы), а также порядок исчисления указанного стажа определяется в соответствии с Законом Республики Крым от 23.11.2016 N 298-ЗРК/2016 "Об исчислении стажа государственной гражданской службы государственных гражданских служащих Республики Крым и внесении изменений в отдельные законы Республики Крым".
Как следует из абзаца 2 пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда от 11.12.2012 года N 30, в случае несогласия с решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, гражданин вправе обжаловать его в вышестоящий орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) обратиться в суд с соответствующими требованиями (пункт 7 статьи 18 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ).
Так, из материалов дела усматривается что Андросов Сергей Александрович состоит на учете в Государственном учреждении -Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым с 21 февраля 2018 года и является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Истец Андросов Сергей Александрович неоднократно обращался с заявлениями к Министерству труда и социальной защиты Республики Крым, Государственному комитету по делам архивов Республики Крым, Совету министров Республики Крым в порядке Федерального Закона от 02.05.2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" по вопросу исчисления стажа государственной гражданской службы. В порядке названного закона в адрес заявителя направлены ответы, в том числе Государственным комитетом по делам архивов Республики Крым от 16.10.2019 года N 06-08-А-8-34/3/2/2, от 10.01.2019 N 06-08-А-8/384/2 (листы дела 19-20, 40-42), Министерством труда и социальной защиты от 19.08.2018 года N А-8/1807/2-17.1-27/07-1895, от 28.01.2019 года N А-8/70/2-17.1-27/07-145 (листы дела 19-22), Советом министров Республики Крым от 01.03.2019 N А-8/3089/2 (листы дела 23-24).
В силу пункта 1 статьи 1, пункта 1 статьи 11, статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предъявление любого требования должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права, а также установление факта нарушения прав истца ответчиком.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Согласно статье 10 вышеназванного закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, в том числе: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Истцом получены ответы с раскрытием всех обстоятельств дела на основании действующего законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 29 раздела II Положения о Министерстве труда и социальной защиты Республики Крым, утверждённого постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года N 147 (далее - Положение), осуществление функций государственного органа по управлению государственной гражданской службой Республики Крым, возложено на Министерство труда и социальной защиты Республики Крым.
Пунктом 6 раздела II Положения Министерство труда и социальной защиты Республики Крым уполномочено на оказание в пределах полномочий консультативной и методической немощи по вопросам исчисления стажа государственной гражданской службы Республики Крым, муниципальной службы Республики Крым, по вопросам пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих Республики Крым, муниципальных служащих Республики Крым.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, сам Андросов С.А. пояснил, что по вопросу назначения пенсии в Министерство труда и социальной защиты Республики Крым с соответствующим заявлением с приложением необходимых документов, он не обращался, а лишь обращался к ответчикам в порядке обращения граждан. Поскольку в ответах указано, что указанные ответы могут быть обжалованы в суде, он и обратился с настоящим искам в суд с целью обжалования ответов на его обращения, а не на отказ в назначении пенсии.
Вместе с тем, несогласие истца с содержанием ответов, данных в порядке Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", само по себе не может служить основанием для удовлетворения требований истца.
Доказательства того, что Андросов Сергей Александрович обратился за назначением пенсии и ему было отказано в материалы дела не представлены.
Таким образом, коллегия судей полагает, что заявленные Андросовым С.А. требования о понуждении включить периоды работы в стаж государственной гражданской службы, признании права на назначение пенсии по выслуге лет, являются преждевременными и такими, которые удовлетворению не подлежат.
Констатировав своим определением от 16 июля 2019 года, наличие оснований для перехода суда апелляционной инстанции к рассмотрению настоящего гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции, без учёта особенностей, предусмотренных Главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а данное обстоятельство в силу статьи 330 этого же кодекса, является безусловным основанием для отмены состоявшегося по делу решения суда, судебная коллегия, подчиняясь указанному требованию закона, отменяет обжалуемое решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым, -
определила:
Решение Центрального районного суда города Симферополя от 19 апреля 2019 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Андросова Сергея Александровича к Министерству труда и социальной защиты Республики Крым, Совету Министров Республики Крым, Государственному комитету по делам архивов Республики Крым и Пенсионному фонду Российской Федерации по городу Симферополю Республики Крым, о понуждении включить периоды работы в стаж государственной гражданской службы, признании права на назначение пенсии по выслуге лет, отказать.
Председательствующий судья
И.А. Харченко
Судьи
И.И. Мотина
И.А. Подлесная
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.