Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Мотиной И.И.
судей Подлесной И.А, Синани А.М. при секретаре Побережной Д.Н.
рассмотрела 18 сентября 2019 года в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Керчи в интересах Иванченко Александра Петровича к Администрации города Керчи, Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Керчи о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения на условиях социального найма.
Заслушав доклад судьи Мотиной И.И, исследовав материалы дела, судебная коллегия Верховного Суда Республики Крым
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора г. Керчи, действующий в интересах Иванченко А.П. обратился в суд с иском к администрации г. Керчи, Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Керчи Республики Крым. Просил о признании незаконным бездействия администрации г. Керчи Республики Крым по непринятию мер к переселению граждан из аварийного жилья, о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения на условиях социального найма вне очереди Иванченко А.П.
В обоснование требований указал, что истец является нанимателем "адрес", расположенной по адресу "адрес". Согласно решению исполнительного комитета, г. Керчи от 28.08.1988 г. N809 указанный "адрес" в "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу, включен в Региональную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2018 году на территории Республики Крым". Вместе с тем переселение до настоящего времени не произведено. Для защиты нарушенных прав Иванченко А.П. прокурор обратился в суд.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 27 марта 2019 года иск заместителя прокурора г. Керчи удовлетворён частично. Суд признал незаконным бездействие администрации г. Керчи Республики Крым по непринятию мер к переселению граждан из аварийного жилья, а именно из "адрес", также суд возложил обязанность на Администрацию г. Керчи по предоставлению по договору социального найма вне очереди жилое помещение Иванченко А.П. В удовлетворении исковых требований к УЖКХ Администрации г. Керчи отказал.
Не согласившись с указанным решением суда, представитель ответчика Администрация г. Керчи подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое об отказе в удовлетворении требований прокурора.
Определением Верховного Суда Республики Крым от 24.07.2019 года судебная коллегия перешла к рассмотрению данного дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с непривлечением к участию в деле в качестве третьего лица Иванченко И.И.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Ислямова М.В. поддержала исковые требования.
Истец Иванченко А.П, представитель ответчика администрации г. Керчи Республики Крым, представитель ответчика Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Керчи, представитель третьего лица Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, представитель третьего лица Государственной корпорации - Фонд содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства, представитель третьего лица Государственного казенного учреждения Республики Крым "Управление капитального ремонта многоквартирных домов" в судебном заседании участия не принимали, были уведомлены надлежащим образом, причину неявки не сообщили.
Третьи лица Иванченко Т.П, Иванченко И.И, Иванченко И.А, действующий за себя и в интересах несовершеннолетнего Иванченко М.И заседании участия не принимали, были уведомлены надлежащим образом, причину неявки не сообщили.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Иванченко А.П. является нанимателем "адрес" общей площадью 36.3 кв.м, расположенной по адресу "адрес", что подтверждается договором социального найма, заключенным 21.03.2018 года.
В указанном жилом помещении в настоящее время зарегистрированы и проживают: Иванченко Александр Петрович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (наниматель), его супруга Иванченко Татьяна Петровна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, их сын Иванченко Иван Александрович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, их внуки Иванченко Илья Иванович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Иванченко Матвей Иванович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решением исполнительного комитета Керченского городского совета от 28.08.1988 г. N 809 жилой дом по адресу "адрес", признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Совета Министров Республики Крым от 29.03.2018 года N148 была утверждена Региональная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2018 году на территории Республики Крым", основной целью и задачами которой, являлось расселение из многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан.
Согласно данной Программе срок ее реализации составил 2018 год, участниками Программы являются, в том числе, городской округ Керчь. Из приложения N1 к данной Программе следует, что многоквартирный жилой "адрес" включен в данную программу.
Правоотношения по переселению граждан из аварийного жилищного фонда регулируются Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ (ред. от 23.06.2016 г.) "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон), который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан.
В силу части 1 статьи 16 Закона региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 16 названного Закона в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда включаются только те многоквартирные дома, которые признаны до 1 января 2012 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации в установленном порядке.
Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то наниматель жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом наниматель жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Согласно представленной информации начальником УЖКХ, муниципальным образованием городской округ Керчь проведена следующая работа: информирование собственников и нанимателей жилых помещений о порядке и условиях участия в программе, определены и выделены площадки для строительство жилых домов по "адрес", сформулирована картография, сформулированы и поставлены на учет земельные участки, проведен сбор документов.
Вместе с тем, об информировании собственников и нанимателей жилого дома по "адрес" ответчиком суду не представлено и материалы дела не содержат.
Бездействие со стороны администрации города Керчи Республики Крым в части непринятия мер по переселению истца из аварийного жилья подтверждается письменными доказательствами, содержащимися в материалах дела, которые ничем не опровергнуты.
В материалах дела отсутствуют доказательства наличия непреодолимых препятствий, в связи с которыми администрации не представилось возможным выполнить программу 2018 года по переселению граждан из аварийного "адрес" в "адрес".
Принимая во внимание, что аварийный многоквартирный "адрес", в котором находится жилое помещение Иванченко А.П, в соответствии с Федеральным законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" включен в программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, и учитывая длительное бездействие администрации города Керчи по выполнению данной программы, судебная коллегия признает незаконным бездействия администрации г. Керчи.
Предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Согласно договору социального найма N Ж223 от 21.03.2018 года "адрес" в "адрес", жилой площадью 26,7 кв.м. находится в пользовании Иванченко А.П. и членов его семьи.
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из содержания приведенных законоположений следует, что предоставление гражданам в связи с признанием жилых помещений непригодными для проживания, дома - подлежащим сносу другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними условиями, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
В качестве критерия равнозначности законом предусмотрено соответствие общей площади предоставляемого жилья ранее занимаемому.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что Иванченко А.П. взамен признанного аварийным и непригодным для проживания другое благоустроенное жилое помещение в виде квартиры, не менее 26,7 кв. м, отвечающее санитарным и техническим требованиям и находящееся в границах города Керчи.
Возражения ответчика о не выяснении вопроса о наличии опасности для жизни и здоровья приведены вопреки установленным фактам и п. 34 Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 (ред. от 24.12.2018) "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или... " в части, что жилые помещения являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в данном случае в связи с исчерпанием основных конструкций несущей способности и опасности обрушения, ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, что в свою очередь говорит об угрозе жизни и безопасности семьи Иванченко А.П.
Доводы ответчика об окончании срока реализации программы до 31.12.2019 года несостоятельны, ввиду того, что в соответствии с программой "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2018 году на территории Республики Крым", в которую включен спорный многоквартирный жилой дом, срок реализации программы установлен - 2018 год.
Ссылка ответчика на пропуск срока исковой давности также является несостоятельной, поскольку положения об исковой давности к спорным правоотношениям применить нельзя. Обязанность органа местного самоуправления по предоставлению жилого помещения в связи со сносом дома в соответствии со статьей 86 Жилищного кодекса Российской Федерации является длящейся и сохраняется вплоть до момента ее надлежащего исполнения.
Требований истца к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Керчи удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится вопрос обеспечения проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Частью 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ предусмотрено, что иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
В соответствии со ст. 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, полномочия по предоставлению благоустроенного жилого помещения гражданам, занимающим аварийное жилое помещение, подлежащее сносу, предоставлены органам государственной власти или органам местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома.
Из приведенных положений Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ вопрос об обеспечении истца благоустроенным жилым помещением должен быть разрешен органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования, то есть администрацией г.Керчи.
Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Керчи такие полномочия не предоставлялись, в связи с этим у удовлетворении требований к данному ответчику следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Керченского городского суда Республики Крым от 27 марта 2019 года отменить и принять новое.
Признать незаконным бездействие администрации г. Керчи Республики Крым по непринятию мер к переселению Иванченко Александра Петровича из аварийной "адрес".
Возложить обязанность на администрацию города Керчи Республики Крым по предоставлению Иванченко Александру Петровичу благоустроенного жилого помещения равнозначного по общей площади, ранее занимаемому на условиях социального найма, в границах населенного пункта г. Керчи.
В удовлетворении требований заместителя прокурора г. Керчи в интересах Иванченко Александра Петровича к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Керчи о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения - отказать.
Председательствующий И.И. Мотина
Судьи И.А. Подлесная
А.М. Синани
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.