Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Мотиной И.И.
судей Корсаковой Ю.М, Харченко И.А. при секретаре Побережной Д.А.
рассмотрела 11 сентября 2019 года в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Моторной Ольги Олеговны, действующей в интересах малолетнего Кочеткова Ивана Ивановича к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым об установлении факта постоянного проживания, признании незаконным решения об отказе в назначении социальной пенсии по инвалидности, возложении обязанности назначить социальную пенсию по инвалидности,
по апелляционной жалобе представителя Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым на решение Киевского районного суда г. Симферополь Республики Крым от 28 мая 2019 года.
Заслушав доклад судьи Мотиной И.И, исследовав материалы дела, судебная коллегия Верховного Суда Республики Крым
УСТАНОВИЛА:
Истец Моторная О.О. действующая в интересах малолетнего Кочеткова И.И, 2014 года рождения обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым об установлении факта постоянного проживания, признании незаконным решения об отказе в назначении социальной пенсии по инвалидности, возложении обязанности назначить социальную пенсию по инвалидности, о возложении обязанности назначить социальную пенсию по случаю потери кормильца с 01.01.2015 года.
В обоснование требований указала, что постановлением администрации г. Симферополя Республики Крым N 6629 от 25.12.2018 года Моторная О.О. является опекуном малолетнего Кочеткова И.И. При обращении к ответчику с заявлением об установлении социальной пенсии по инвалидности было отказано, ввиду отсутствия подтверждения факта постоянного проживания Кочеткова И.И, 2014 года рождения на территории Российской Федерации. Истец полагала указанное решение незаконным, нарушающим гарантированное государством право на социальное обеспечение.
Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 28 мая 2019 года исковые требования удовлетворены. Установлен факт постоянного проживания несовершеннолетнего Кочеткова И.И. на территории Российской Федерации с момента рождения и по настоящее время, установлен факт проживания Кочеткова И.И. с 10.10.2018 года и по настоящее время по адресу: "адрес", пер. "адрес", "адрес". На ответчика возложена обязанность по назначению Кочеткову И.И. социальной пенсии по инвалидности.
С данным решением не согласился ответчик, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать. Считает, что отказ в назначении социальной пенсии был принят законно, так как право на социальную пенсию имеют постоянно проживающие в Российской Федерации дети-инвалиды, вместе с тем, таких сведений истцом предоставлено не было.
Определением от 04 сентября 2019 года судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - администрацию г. Симферополя Республики Крым.
В суде апелляционной инстанции истец Моторная О.О. и её представитель настаивали на доводах иска, полагая незаконным отказ ответчика в назначении социальной пенсии по инвалидности.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в г. Симферополе Республики Крым в судебном заседании участия не принимал, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель третьего лица администрации г. Симферополя Республики Крым в судебном заседании участия не принимал, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии со статьей 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при указанной явке.
Согласно пункту 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Согласно ч. 5 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой.
При рассмотрении дела по правилам производства в суде первой инстанции, изучив доводы иска и возражений, исследовав представленные доказательства, заслушав объяснения сторон, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (ч. 1 ст. 7) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39).
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации дети-инвалиды.
В соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, в том числе работодателей, установления пенсии, проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, правила выплаты пенсии, осуществления контроля за ее выплатой, проведения проверок документов, необходимых для выплаты пенсии, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Применительно к рассматриваемому случаю Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению утвержден приказом Министерством труда и социальной защиты РФ от 28.11.2014 N 958н.
Согласно п. 2 указанного Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные настоящим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Пунктами 41, 43 названного Перечня предусмотрено, что для назначения социальной пенсии по инвалидности необходимы документы об установлении инвалидности и о постоянном проживании в Российской Федерации. Документом, подтверждающим место жительства гражданина РФ на территории Российской Федерации, является паспорт гражданина РФ, удостоверяющий личность гражданина РФ на территории Российской Федерации, с отметкой о регистрации по месту жительства, временное удостоверение личности гражданина РФ, а для лиц, не достигших 14-летнего возраста - свидетельство о регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом Федеральной миграционной службы (п. 57 Перечня).
Из материалов дела следует, что Постановлением Администрации Бахчисарайского района Республики Крым от 10.10.2018 года Моторная О.О. назначена опекуном малолетнего Кочеткова И.И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 15).
Постановлением администрации г. Симферополя Республики Крым N 6629 от 25.12.2018 года Моторная О.О. назначена опекуном малолетнего Кочеткова И.И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на возмездных условиях по договору о приемной семье (л.д.17-18).
Согласно указанным Постановлениям место жительства несовершеннолетнего Кочеткова И.И. было определено с опекуном Моторной О.О. по адресу Республика Крым, "адрес", пер. "адрес", "адрес".
Выпиской из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серии МСЭ-2017 N 14.07.2018 года, подтверждается, что Кочеткову И.И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлена инвалидность, категория ребенок-инвалид (л.д. 60-61).
12.12.2018 года Моторная О.О. обратилась в Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым с заявлением о назначении социальной пенсии по инвалидности Кочеткову И.И.
Решением Управления N 879600/18 от 18.12.2018 года Кочеткову И.И. отказано в назначении социальной пенсии по инвалидности в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", ввиду отсутствия факта постоянного проживания на территории Российской Федерации (л.д. 13-14).
В силу положений ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации.
При отсутствии места жительства на территории Российской Федерации необходим документ, подтверждающий место пребывания на территории Российской Федерации, а при отсутствии места жительства и места пребывания на территории Российской Федерации - документ, подтверждающий место фактического проживания на территории Российской Федерации.
Документом, подтверждающим место жительства гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, с отметкой о регистрации по месту жительства, временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, а для лиц, не достигших 14-летнего возраста - свидетельство о регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом Федеральной миграционной службы (п. 57 Перечня).В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
Согласно пункту 2 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.
Как усматривается из материалов дела, опекун Моторина О.О. зарегистрирована в "адрес" по пер. "адрес", "адрес" 23.01.1990 года, фактически проживает по адресу "адрес" по пер. "адрес" "адрес".
Согласно свидетельству о рождении от 05.05.2018года, Кочетков Иван Иванович родился ДД.ММ.ГГГГ в г. Бахчисарай Республики Крым.
Из справки, выданной главным врачом ГБУЗ РК "Республиканский специализированный дом ребенка для детей с поражением ЦНС и нарушением психики "Елочка" от 14.12.2018 года N 491 следует, что Кочетков И.И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, находился на воспитании в учреждении на полном государственном обеспечении с 15.05.2018 года по 11.10.2018 года (л.д. 7).
Постановлением администрации г. Симферополя об установлении опеки над Кочетковым И.И. определено место его жительства с опекуном, исполняющим свои обязанности по договору о приемной семье, то есть подопечный проживает с опекуном также в г. Симферополе, в связи с этим его местом жительства является место постоянного жительства опекуна.
Актом проверки условий жизни несовершеннолетнего подопечного, соблюдения опекуном прав и законных интересов несовершеннолетнего подопечного, обеспечения сохранности его имущества, а также выполнения опекуном требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей N 8030 от 19.12.2018 года, а также N 6073/1 от 22.10.2018 года установлено, что фактическим местом проживания Кочеткова И.И. является адрес фактического проживания опекуна- Моторной О.О.: "адрес", пер. "адрес", "адрес" (л.д. л.д. 8-9, 10-11).
Кроме того, Моторной О.О. представлено свидетельство N 1124 о регистрации по месту пребывания, согласно которому несовершеннолетний Кочетков И.И. зарегистрирован по месту пребывания по пер. "адрес", "адрес" на срок с 04.06.2019 года по 23.07.2032 года.
Из содержания статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" следует, что регистрация не совпадает с понятием "место жительства" и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан.
Доводы ответчика о том, что несовершеннолетний Кочетков И.И. не имеет места жительства в г. Симферополе применительно к заявленным требованиям, противоречит приведенным нормам права.
В Законе Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" содержится понятие места жительства, под которым понимается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства (ст. 2).
При этом, положения ч. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" устанавливают, что граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Исходя из системного толкования перечисленных выше нормативных актов, следует, что отсутствие регистрации гражданина Российской Федерации по месту жительства, не исключает возможность установления фактического места жительства такого гражданина на основании иных сведений, представленных стороной истца в материалы дела, в том числе свидетельства о регистрации по месту пребывания, которое при установлении юридически значимого обстоятельства, необходимого установлению для разрешения спора о назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца (постоянное проживание на территории Российской Федерации), подлежит оценке наряду с другими доказательствами, поскольку иное ограничило бы право несовершеннолетнего на социальное обеспечение.
Учитывая данные доказательства, факт постоянного проживания несовершеннолетнего Кочеткова И.И. на территории Российской Федерации с момента рождения нашел свое подтверждение.
Вышеуказанные документы были представлены Моторной О.О. при обращении в интересах Кочеткова И.И. в пенсионный орган за назначением социальной пенсии по инвалидности, из которых следовало, что малолетний постоянно, с момента рождения проживал в Российской Федерации, однако решением УПФР в г. Симферополе республики Крым незаконно отказано в назначении социальной пенсии по инвалидности.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального Конституционного Закона N 6 "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" от 21 марта 2014 года со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.
В соответствии с положениями части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положения Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" N 208-ФЗ от 21 июля 2014 г, содержащие льготные условия для назначения пенсии для граждан Российской Федерации, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, исходя из системного анализа указанного Закона, распространяют свое действие лишь на лиц, признанных гражданами Российской Федерации на основании Федерального Конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" N 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Таким образом, граждане Российской Федерации, проживавшие на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя на момент принятия указанных субъектов в состав Российской Федерации и приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве до 18 марта 2014 года, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учитывая, что пенсионный орган располагал документами, подтверждающими факт проживания Кочеткова И.И. на территории Российской Федерации при обращении Моторной О.О. с соответствующим заявлением, следовательно, решение от 18.12.2018 года N 879600/18 УПФР в г. Симферополе Республики Крым об отказе Кочеткову И.И. в назначении социальной пенсии по инвалидности следует признать незаконным и возложить обязанность обязать назначить Кочеткову И.И. социальную пенсию по инвалидности.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Киевского районного суда г. Симферополь Республики Крым от 28 мая 2019 года отменить.
Исковое заявление Моторной Ольги Олеговны, действующей в интересах малолетнего Кочеткова Ивана Ивановича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым об установлении факта постоянного проживания, признании незаконным решения об отказе в назначении социальной пенсии по инвалидности, возложении обязанности назначить социальную пенсию по инвалидности - удовлетворить.
Установить факт постоянного проживания Кочеткова Ивана Ивановича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на территории Российской Федерации с момента рождения по настоящее время.
Установить факт постоянного проживания Кочеткова Ивана Ивановича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения с 10.10.2018 года в "адрес" по пер. "адрес", "адрес".
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) об отказе Кочетову Ивану Ивановичу в назначении социальной пенсии по инвалидности.
Возложить обязанность на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым по назначению с 01.12.2018 года Кочеткову Ивану Ивановичу социальной пенсии по инвалидности в соответствии с п.2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Председательствующий И.И. Мотина
Судьи Ю.М. Корсакова
И.А. Харченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.