Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Мотиной И.И.
судей Корсаковой Ю.М, Харченко И.А. при секретаре Побережной Д.А.
рассмотрела 11 сентября 2019 года в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Аджиасмановой Любови Михайловны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии, о включении периодов работы в общий страховой стаж, о возложении обязанности по назначению страховой пенсии,
по апелляционной жалобе представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым на решение Киевского районного суда г. Симферополь Республики Крым от 28 мая 2019 года.
Заслушав доклад судьи Мотиной И.И, исследовав материалы дела, судебная коллегия Верховного Суда Республики Крым
УСТАНОВИЛА:
Истец Аджиасманова Л.М. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии N703293/18 от 06.02.2019 года, о включении в страховой стаж периода учебы с 01.09.1978 года по 27.06.1983 года, а также периода работы с 02.04.1984 года по 31.12.2001 года работы, о возложении обязанности по назначению страховой пенсии с 04.10.2018года.
В обоснование требований Аджиасманова Л.М. указала, что при обращении с заявлением о назначении страховой пенсии ей было отказано, ввиду отсутствия необходимого стажа и необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента. Полагая отказ незаконным, истец обратился с иском в суд.
Решением Киевского районного суда г. Симферополь Республики Крым от 28.05.2019 года исковые требования Аджиасмановой Л.М. удовлетворены. Суд, признал незаконным отказ Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополя Республики Крым в назначении страховой пенсии, обязал УПФР в г. Симферополе включить в страховой стаж Аджиасмановой Л.М. период учебы в Ташкентском политехническом институте им. Абу Райхона Беруни с 01.09.1978 года по 27.06.1983 года, период работы в АО "Тошнефтегазкурилиш" /Унитарного предприятия Нефтегазмахсускурилиш" с 02.04.1984 года по 31.12.2001 года и назначить страховую пенсию с 04.10.2018 года.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, представитель ответчика подал апелляционную жалобу, в которой просит об отмене решение и принятии по делу нового об отказе в удовлетворении требований истца.
Истец Аджиасманова Л.М. в судебном заседании возражала против доводов апелляционной жалобы.
Представитель УПФР в г. Симферополе в судебном заседании участия не принимал, был уведомлен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность обжалуемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" Республика Крым принята в Российскую Федерацию.
Положениями ст. 23 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Статьей 11 данного закона урегулирован вопрос социальной защиты, в том числе пенсионного обеспечения граждан Украины и лиц без гражданства постоянно проживающих на территории Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанных гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом и приобретших гражданство Российской Федерации в соответствии законодательством Российской Федерации о гражданстве.
Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Аналогичные положения содержались в ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 01.01.2015 г.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13.03.1992 г. "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", в ст. 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Вопросы пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ) регулируется "Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13.03.1992, подписанным, в том числе, Российской Федерацией и Республикой Узбекистан.
Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.
Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, т.е. до 13 марта 1992 года.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 04.10.2018 года Аджиасманова Л.М. обратилась в УПФР в г. Симферополе Республики Крым с заявлением о назначении страховой пенсии в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в г. Симферополе Республики Крым N705171/18 от 21.12.2018 года Котову Ю.Н. отказано в назначении страховой пенсии в связи с отсутствием необходимого для установления пенсии стажа и необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента.
При этом в страховой стаж истца не был включен период учебы в Ташкентском политехническом институте им. Беруни, со ссылкой на то, что нормы Закона Российской Федерации от 20.11.1990 года N 340-1 не распространяются на истца и периода работы период работы в АО "Тошнефтегазкурилиш" /Унитарного предприятия Нефтегазмахсускурилиш" с 02.04.1984 года по 31.12.2001 года работы в связи с тем, что отсутствуют данные о переименовании предприятия. Так же по мнению ответчика справки N 126-07 от 29.10.2018 года, N127-07 от 29.10.2018года, N 01/10-1109 от 26.10.2018 года, подтвержденные компетентными органами государства Узбекистан, нельзя учесть при назначении пенсии, так как отсутствуют нотариально заверенный перевод печати и штампа организации.
Нормами ст. 4 Закона РФ от 20.11.1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" основным условием пенсионного обеспечения иностранных граждан на общих основаниях с гражданами Российской Федерации, в том числе в части исчисления трудового стажа, являлось их постоянное проживание в Российской Федерации, если иное не предусмотрено Законом или договором. Ответчик считает, что поскольку гражданка Узбекистана Аджиасманова Л.М. постоянно проживает на территории Российской Федерации с 10.05.2018 года, следовательно, нормы закона
Согласно расчету пенсионного органа общий страховой стаж истца составил 03 года 06 месяцев 08 дней, величина индивидуального пенсионного коэффициента 8,612.
Разрешая спор, суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что ответчик при назначении истцу пенсии незаконно не включил в общий стаж период учебы Аджиасмановой Л.М. с 01.09.1978 года по 27.06.1983 года в Ташкентском политехническом институте им. Беруни.
В период с 01.09.1978 года по 27.06.1983 года Аджиасманова Л.М. проходила обучение в Ташкентском политехническом институте им. Беруни, что подтверждается копией диплома серии КВ N 821179 (л.д. 28).
Кроме того, указанные сведения подтверждены архивной справкой N 0/9-36-775 от 22.06.2015 года, выданной архивом Ташкенстким Государственным Техническим Университетом им. Абу Райхона Беруни (л.д.86).
Судебная коллегия считает необоснованной ссылку ответчика на нормы Закона РСФСР от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (утратил силу в связи с принятием Федерального закона "О трудовых пенсиях" от 17.12.2001 N 173-ФЗ, так как в период обучения истца в университете с 01.09.1978 года по 27.06.1983 года действовало Постановление Совета Министров СССР N 590 от 03.08.1972 года "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", пунктом 109 которого было определено, что в общий стаж работы засчитывались, в том числе, обучение в высших учебных заведениях (подпункт "и") и служба в составе Вооруженных Сил СССР (подпункт "к").
Учитывая обстоятельства дела, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о включении в страховой стаж истца периодов учебы с 01.09.1978 года по 27.06.1983 года в Ташкентском политехническом институте им. Беруни.
В статье 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11).
В действующем до 1 января 2015 г. Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" аналогичные нормы содержались соответственно в статье 11 и в статье 10.
Согласно ст. 4 Закона от 20.11.1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", основным условием пенсионного обеспечения иностранных граждан на общих основаниях с гражданами РФ, в том числе в части исчисления трудового стажа, являлось их постоянное проживание в РФ, если иное не предусмотрено законом или договором.
Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные ФЗ "О страховых пенсиях", применяются правила международного договора РФ (ч. 3 ст. 2 ФЗ-400, п. 2 ст. 1 ФЗ-166), таким образом, правила международных договоров обладают высшей юридической силой, то есть органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, при установлении пенсий должны руководствоваться нормами содержащимися в соответствующем международном договоре.
К таким международным договорам относятся: соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 г. (регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины); поскольку в соответствии с Соглашением от 08.12.1991 г. "О создании Содружества Независимых Государств", ратифицированным Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1, союз ССР прекратил свое существование 12 декабря 1991 года, то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года следует, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 года, а после распада этих государств - до 13 марта 1992 года.
Возможность включения в стаж периодов работы после этой даты может быть урегулирована только законодательными актами РФ либо международным договором (письма и распоряжения к таковым не относятся) - п. 2 ст. 2 ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно п. 5 Распоряжения Правления ПФ РФ от 22.06.2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В силу п. 4 указанных Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников Соглашения, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
Периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 г. N 1015 "Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий", ранее действовавшим постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 г. N 555 основным документом, подтверждающим период работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Из трудовой книжки Аджиасмановой Л.М. серии ГТ-I N следует, что в период с 02.04.1984 года по 30.09.2003 года работала в АО "Тошнефтегазкурилиш/ Унитарного предприятия "Нефтегазмахсускурилиш (л.д.15).
По запросу УПФР по Республике Крым, Чиланзарский отдел внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан направил справку N ГМ-30-27-03/1776 от 30.10.2018 года о переименовании организации АО "Ташнефтегазстрой" УП "Нефтегазмахсускурилиш", архивные справки N126-07 и N127-07 от 29.10.2018 года о должности, справку о заработной плате N 01/10-1108 о 26.10.2018года (л.д.21).
Из архивной справки N 126-07 от 29.10.2018 года следует что, Аджиасманова Л.М. с 02.04.1984 года по 30.09.2003 года работала на различных должностях в Специализированном управлении N 5 треста "Средазнефтегазстрой" (л.д.22).
В справке N 01/10- 1109 от 26.10.2018 года отражены сведения о переименовании организации, согласно которым 18.09.1986 года Специализированное управление N5 треста "Средазнефтегазстрой" переименовано в Управление механизации N 5 треста "Средазнефтегазстрой", 14.11.1994 года переименовано в АООТ "Кимёэлектрхимоя" (Электрохимзащита) ГАО "Узнефтегазстрой" (ГАО "УзНГС"), 31.12.1998 года переименовано в Представительство N 5 ОАО "Ташнефтегазстрой", 12.04.1999 года переименовано в Дочернее Хозяйственное Общество "Кимёэлектрохимоя" ОАО "Ташнефтегазстрой", 13.08.2003 года реорганизовано путем присоединения к Дочернему Хозяйственному Обществу "Ер казувчи" ОАО "Ташнефтегазстрой" (ОАО "ТНГС"), 11.11.2004 года преобразовано в Унитарное предприятие "Нефтегазмахсускурилиш" ОАО "Ташнефтегазстрой" (ОАО "ТНГС"), 27.08.2014 года преобразовано в АО "Ташнефтегазстрой" УП "Нефтгазмахсускурилиш" (л.д. 24).
Справкой работодателя подтверждается, что в спорный период с 02.04.1984 года по 31.12.2001года производилось отчисление страховых взносов в пенсионных фонд ( л.д. 74-81).
Учитывая, что в период с 02.04.1984 года по 31.12.2001года истец работала в Республики Узбекистан, трудовой стаж, а также уплата страховых взносов подтверждены надлежащими справками, то оснований для отказа по включению в страховой стаж истца указанный периоды работы и назначению страховой пенсии у ответчика не имелось, в связи с этим решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Оценивая вышеуказанные обстоятельства, судом первой инстанции обоснованно включен спорный период работы Аджиасмановой Л.М. в общий страховой стаж.
Довод апелляционной жалобы о том, что в страховой стаж истца не может быть включен период с 02.04.1984 года по 31.12.2001 года в связи с тем, что в представленных справках N126-07 и N127-07 от 29.10.2018года отсутствует нотариально заверенный перевод печати, судебной коллегией не принимается, поскольку совокупность собранных по делу доказательств подтверждает работу истца в спорный период.
При принятии от Аджиасмановой Л.М. документов для назначения пенсии ответчик уведомил истца о предоставлении нотариально удостоверенного перевода на русский язык справки-аттестата и трудовой книжки. Указанный перевод был предоставлен истцом.
Уведомления о предоставлении перевода каких-либо других документов, штампов и печатей, пенсионный орган не вручал истцу.
В связи с этим ответчик не вправе ссылаться в обоснование отказа в назначении пенсии на отсутствие перевода документов, представленных Аджиасмановой Л.М. документов.
Учитывая изложенное, пенсионный орган располагал достаточными и достоверными сведениями, подтверждающими спорный периоды работы истца и уплату страховых взносов, в связи с этим указанный период обоснованно включен в специальный стаж работы Аджиасмановой Л.М.
В соответствии с частью первой статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
С учетом указанных периодов истец приобрел право на назначение страховой пенсии с 04.10.2018 года.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, выводов суда, основанных на правильном толковании действовавшего в спорные периоды законодательства и нормах законодательства, действующих на период рассмотрения данного спора, не опровергают. Доводы жалобы сводятся к переоценке установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, что основанием к отмене решения суда согласно ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Киевского районного суда г. Симферополь Республики Крым от 28 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым, без удовлетворения.
Председательствующий И.И. Мотина
Судьи Ю.М. Корсакова
И.А. Харченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.