Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Мотиной И.И.
судей Корсаковой Ю.М, Харченко И.А. при секретаре Побережной Д.А.
рассмотрела 11 сентября 2019 года в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Ильясовой Лемары Расимовны к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, о возложении обязанности включить периоды работы и назначить досрочную страховую пенсию,
по апелляционной жалобе представителя Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное) на решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 04 июня 2019 года.
Заслушав доклад судьи Мотиной И.И, исследовав материалы дела, судебная коллегия Верховного Суда Республики Крым
УСТАНОВИЛА:
Истец Ильясова Л.Р. обратилась в суд с иском к УПФР в Джанкойском районе Республики Крым о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии, о включении периодов работы с 20.08.1998 года по 08.02.2010 года в должности заместителя директора (0,5 ставки) и учителя, с 09.02.2010 года по 12.11.2018 года в должности учителя, периода отпуска по уходу за ребенком с 02.11.1995 года по 15.08.1996 года, с 21.08.2007 года по 16.03.2008 года, о возложении обязанности по назначению досрочной страховой пенсии с 13.11.2018 года.
В обоснование требований истец указал, что при обращении в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии в соответствии с пп.19 п. 1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 года N400-ФЗ, ответчик отказал в назначении досрочной пенсии в связи с недостаточностью специального стажа. Истец считает отказа незаконным, в связи с этим обратился в суд.
Решением Джанкойского районного суда Республики Крым от 04 июня 2019 года иск Ильясовой Л.Р. удовлетворен.
Суд включил в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы с 20.08.1998 года по 08.02.2010 года в должности заместителя директора по воспитательной работе на 05, ставки и учителя английского языка, с 09.02.2010 года по 12.11.2018 года в должности учителя английского языка, в том числе период нахождения на курсах: с 11.11.1997 года по 29.12.1997 года, с 06.12.2010 года по 24.12.2010 года, с 08.12.2016 года по 23.12.2016 года; отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет 02.11.1995 года по 15.08.1996 года, с 21.08.2007 года по 16.03.2008 года, а также суд обязал ответчика назначить досрочную страховую пенсию с 13.11.2018 года.
Не согласившись с указанным решением, представитель ответчика подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
Истец Ильясова Л.Р. и ее представитель Левдикова С.И. в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы.
Представитель ответчика ГУ УПФР в судебном заседании участия не принимал, был уведомлен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Заслушав судью-докладчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда отмене не подлежит.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Право на страховую пенсию по старости, как предусмотрено частью 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Аналогичные положения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости были предусмотрены и ранее действовавшим Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В частности, трудовая пенсия по старости назначалась ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста (подпункт 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (часть 8 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.07.2014года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсии гражданам, постоянно проживающим по состоянию на 18.03.2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, имевшие место на территории Украины по 16.03.2014 года и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17.03.2014 года по 31.12.2014 года, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
В силу статьи 7 Федеральный закон от 05.05.2014 N 84-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" лицам, которые признаны гражданами Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", а также лицам, которые являются постоянно проживавшими на день принятия на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя гражданами Российской Федерации, периоды работы в должностях педагогических и научно-педагогических работников в организациях, осуществлявших образовательную деятельность на территории Украины, засчитываются в стаж педагогической работы.
Согласно записям в трудовой книжки серии ОТ-I N от 01 сентября 1991 года, Ильясова Л.Р. с 01.08.1990 года по 30.05.1993 года работала учителем английского языка в средней школе N 32 г. Гафуров Таджикистана, с 16.08.1993 года принята на должность учителя английского языка в Октябрьскую среднюю школу N 3, с 20.08.1998 года назначена на должность заместителя директора по воспитательной работе в Октябрьской общеобразовательной школы N 3, где и работает по настоящее время (л.д.23-24).
01.01.2015 года Октябрьская общеобразовательная школа I-III ступеней N 3 им. И. Гаспринского переименована в Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Октябрьская школа N 3 им. И. Гаспринского" Красногвардейского района Республики Крым на основании постановления администрации Красногвардейского района от 18.12.2014 года N 01 от 22.12.2014 года N 07 (л.д. 24).
Вышеуказанные периоды работы подтверждаются справками, уточняющими особый характер работы или условия труда необходимые для назначения досрочной трудовой пенсии и подтверждающие постоянную занятость на льготной работе, выданные МБОУ "Октябрьская школа N 3" Красногвардейского района N 51/01-01 от 20.02.2019 года, справкой N 239/01-01 от 07.11.2018 года, выданной МБОУ "Октябрьская школа N 3" (л.д.112-113).
13.11.2018 года Ильясова Л.Р. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии, в соответствии с п. 19 статьи 30 Федерального Закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в Джанкойском районе Республики Крым от 01.03.2019 года истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого стажа работы по специальности.
Специальный стаж истца по расчету ответчика составил 06 лет 10 месяцев 26 дней, при требуемом стаже - 25 лет.
При этом в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, ответчик не включил периоды работы истца с 20.08.1998 года по 08.02.2010 года в должности заместителя директора (0,5 ставки) и учителя, с 09.02.2010 года по 12.11.2018 года в должности учителя, в связи с тем, что в указанные период истец не выполняла норму педагогической нагрузки, периоды отпуска по уходу за ребенком с 02.11.1995 года по 15.08.1996 года, с 21.08.2007 года по 16.03.2008 года, так как Постановлением Правительства РФ N 516 от 11.07.2002 года включение данных периодов в специальный стаж не предусмотрено.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования в части включения в специальный стаж, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости вышеназванных периодов работы, суд обоснованно пришел к выводу, что отказ УПФР в Джанкойском районе Республики Крым от 01.03.2019 года является незаконным.
Оснований не согласиться с данными выводами суда у судебной коллегии не имеется.
Период работы Ильясовой Л.Р. в "Октябрьской школе N 3" Красногвардейского района Республики Крым в должности заместителя директора по воспитательной работе и должности учителя английского языка с 20.08.1998 года по 12.11.2018 года подлежали включению в специальный стаж на основании следующего.
В силу ч. 4 ст. 30 Закона N400-ФЗ от 28.12.2013 года периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с п. "е" ст. 55 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" от 5 ноября 1991 годаN 1788-ХП, действовавшем в период трудовой деятельности истца, работники образования имеют право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста при наличии специального стажа работы не менее 25 лет в соответствии с перечнем, который утверждается в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины.
Перечень заведений и учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты и должностей, работа которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержден Постановлением Кабинета Министров Украины от 4 ноября 1993 года N 909.
В раздел 1 Перечня заведений и учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты и должностей, работа которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением КМУ от 4 ноября 1993 г. N 909, включена должность учителя, директора, заведующие, их заместители по учебно-воспитательной части.
В связи с тем, что данные периоды работы истца имели место, когда на территории Республики Крым действовало законодательство Украины, которое в качестве условия включения в специальный педагогический стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, не предусматривало соблюдение нормы часов педагогической нагрузки, периоды работы истца, выполняемые в школе до 01.01.2015 года подлежали включению в специальный стаж.
Период работы истца с 01.01.2015 года по 12.11.2018 года в должности учителя английского языка подлежит включению в специальный стаж истца по следующим основаниям.
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется, в частности, список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список от 29 октября 2002 г. N 781).
Пунктом 1 раздела "Наименование должностей" Списка от 29 октября 2002 г. N 781, подлежащего применению к спорным отношениям, предусмотрены должность учителя, а также должность заместителя директора (начальника, заведующего), деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом, а пунктом 1.1 раздела "Наименование учреждений" этого же списка - общеобразовательные учреждения, в том числе школы всех наименований.
В соответствии с п. п. 4, 8 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
В стаж работы, в числе прочего, засчитывается: а) работа в должности директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в пунктах 1.1, 1.2 и 1.3 (кроме детских домов, в том числе санаторных, специальных (коррекционных) для детей с отклонениями в развитии) и пунктах 1.4 - 1.7, 1.9 и 1.10 раздела "Наименование учреждений" списка, за период до 1 сентября 2000 г. независимо от ведения преподавательской работы. Указанная работа за период, начиная с 1 сентября 2000 г. засчитывается в стаж работы при условии ведения преподавательской работы в том же или в другом учреждении для детей в объеме не менее 6 часов в неделю (240 часов в год), а в учреждениях среднего профессионального образования, указанных в пункте 1.10 раздела "Наименование учреждений" списка, - при условии ведения преподавательской работы в объеме не менее 360 часов в год.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, Ильясова Л.Р. приказом N 90-к от 08.02.2010 года переведена с должности заместителя директора по воспитательной работе на должность учителя английского языка с нагрузкой 28,5 часов (л.д. 16).
Кроме того согласно справке N 164/01-01 от 03.06.2019 года, выданной МБОУ "Октябрьская школа N 3 им. И. Гаспринского" за подписью директора при формировании уточняющей справки N 51/01-01 от 20.02.2019 года специалист, вносившись сведения в справку основывался лишь записями трудовой книжки, однако в трудовой книжке отсутствуют сведения относительно того, что Ильясова Л.Р. с 08.02.2010 года занимает должность учителя английского языка с нагрузкой 18 часов (л.д.138).
Учитывая ошибочно предоставленные сведения, МБОУ "Октябрьская школа N 3 им. И. Гаспринского" была выдана справка N 151/01-01 от 20.05.2019 года, уточняющая особый характер работы или условия труда необходимые для назначения досрочной страховой пенсии, в которой отражены сведения о том, что с 08.02.2010 гола Ильясова Л.Р, работая в должности учителя английского языка, выполняла необходимую нагрузку (18 часов) (л.д. 142).
С учетом вышеизложенного, установив, что в периоды работы с 01.01.2015 года по 12.11.2018 года в должности учителя английского языка МБОУ "Октябрьская школа N 3 им. И. Гаспринского" истец вела преподавательскую работу в объеме не менее 6 часов в неделю (240 часов в год), как того требует подпункт "а" пункта 8 Правил от 29 октября 2002 г. N 781, суд также обоснованно и правомерно включил указанный период в специальный трудовой стаж.
Удовлетворяя требования истца о включении периодов нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком в период с 02.11.1995 года по 15.08.1996 года, с 21.08.2007 года по 16.03.2008 года, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в силу ч. 4 ст. 30 Закона N400-ФЗ от 28.12.2013 года периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии со ст. 181 КЗоТ Украины, отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста предоставляется по заявлению женщины или лиц, указанных в ч. 7 ст. 179 КЗоТ Украины, полностью или частично в пределах установленного периода и оформляются приказом (распоряжением) владельца или уполномоченного им органа. Отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности.
В соответствии со статьей 56 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" от 5 ноября 1991 года N 1788 - XII предусмотрено, что время ухода неработающей матерью за малолетними детьми, но не более чем до достижения каждым ребенком 3-х летнего возраста, засчитывается в стаж работы. В соответствии со ст. 181 КЗоТ Украины отпуск по уходу за ребенком до достижения им 3-х летнего возраста засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности.
В силу п. 5 Правил N 781 периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительного оплачиваемых отпусков подлежат включению в стаж.
Согласно положениям ст. 255 Трудового кодекса РФ в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам ей выплачивается пособие по государственному социальному страхованию на основании листка нетрудоспособности, выданного в установленном порядке по случаю временной нетрудоспособности.
Поскольку в соответствии с законодательством Украины, Ильясова Л.Р. имела право на включение периода отпуска по уходу за ребенком до 3 лет в специальный стаж, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу об удовлетворении указанной части исковых требований.
Так же обоснованными являются выводы суда о том, что период нахождения Ильясовой Л.Р. на курсах повышения квалификации также засчитывается в специальный стаж, так как в спорный период истцу по месту работы сохранялся средний заработок, за работником сохранялось место работы и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд.
Обязанность по прохождению курсов повышения квалификации была предусмотрена абзацем 5 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", действовавшего до 01.09.2013, а после этой даты - ст. ст. 46, 47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, поэтому он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Аналогичные требования содержались в трудовом законодательстве Украины, действовавшего на территории Республики Крым, в период нахождения истца на курсах повышения квалификации.
В соответствии со ст. 122 КЗоТ Украины при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.
Материалами дела подтверждается, что Ильясова Л.Р. направлялась на курсы повышения квалификации в связи с ее трудовой деятельностью, за данные периоды за ней сохранялась средняя заработная плата.
В связи с этим время прохождение обучения на курсах должно расцениваться как продолжение профессиональной деятельности истца и включаться в ее специальный стаж наравне с периодами непосредственного исполнения трудовых обязанностей.
Учитывая, что при включении оспариваемых периодов работы специальный страховой стаж истца на дату обращения с заявлением о назначении пенсии составлял более 25 лет, суд первой инстанции обоснованно возложил на ответчика обязанность назначить истцу досрочную страховую пенсию с 13.11.2018 года.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 04 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное) на решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 04 июня 2019 года, без удовлетворения.
Председательствующий И.И. Мотина
Судьи Ю.М. Корсакова
И.А. Харченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.