Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Мотиной И.И.
судей Подлесной И.А, Синани А.М. при секретаре Побережной Д.Н.
рассмотрела 18 сентября 2019 года в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Верменич Людмилы Степановны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым о возложении обязанности по перерасчету пенсии,
по апелляционной жалобе представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым на решение Киевского районного суда г. Симферополь Республики Крым от 24 апреля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Мотиной И.И, исследовав материалы дела, судебная коллегия Верховного Суда Республики Крым
УСТАНОВИЛА:
Истец Верменич Л.С. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. г. Симферополе Республики Крым о возложении обязанности по перерасчету страховой пенсии.
В обоснование требований указала, что с 09.06.2018 года является получателем страховой пенсии, вместе с тем при назначении пенсии ответчиком не учтена представленная справка N 57 от 10.08.2017 года о размере заработной платы, ввиду отсутствия указания денежной единицы в которой начислялась заработная плата, а также ответчиком не принято решение об установлении факта постоянного проживания на территории Республики Крым по состоянию на 18.03.2014 года, в связи с чем при назначении страховой пенсии к ней не применимы нормы Федерального закона от 21.07.2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя". В связи с этим ответчик не нашел основания для перерасчета истцу пенсии с учетом спорных периодов и справки о заработной плате. Полагая незаконным решение об отказе в перерасчете пенсии, без учета данных обстоятельств, истец обратилась с настоящим иском в суд.
Решением Киевского районного суда г. Симферополь Республики Крым от 24 апреля 2019 года требования Верменич Л.С. удовлетворены, на ответчика возложена обязанность по перерасчету страховой пенсии Верменич Л.С. с 09.06.2018 года с учетом справки о заработной плате N 57 от 10.08.2017 с применением положений Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Не согласившись с указанным решением, представитель ответчика подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
Истец Верменич Л.С. в судебном заседании участия не принимал, был уведомлен надлежащим образом, причину неявки не сообщил.
Представитель истца - Жегунова Е.В. в судебном заседании возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.
Представитель ответчика УПФР в г. Симферополе, представитель третьего лица - УМВД России по г.Симферополю в судебном заседании участия не принимал, был уведомлен надлежащим образом, причину неявки не сообщил.
Заслушав судью-докладчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда отмене не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года, за исключением случаев, предусмотренных частью 6.1 настоящей статьи (часть 6 статья 11 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя").
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального Закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С 1 января 2015 года основания назначения указанной пенсии предусмотрены Федеральным закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку согласно частей 1 и 3 статьи 36 данного закона со дня его вступления в силу Федеральный Закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным законом в части, не противоречащей данному закону.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Право на страховую пенсию по старости, как предусмотрено частью 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно статье 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года!4 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Как установлено судом и следует из материалов дела, Верменич Л.С. обратилась с заявлением в ГУ УПФ России в г. Симферополе Республики Крым о назначении страховой пенсии по старости.
С 09.06.2018 года Верменич И.А. является получателем страховой пенсии по старости. При расчете размера пенсии ответчиком не учтена справка о заработной плате N 57 от 10.08.2017 года, поскольку не указана денежная единица в которой начислялась заработная плата, что следует из ответа ПФ России в г. Симферополе Республики Крым N 18-3-000470/420 от 27.11.2018 года (л.д.10-15).
Кроме того, при назначении пенсии ответчик произвел расчет стажа без учета периода работы истца 01.12.1991 года по 31.12.2014 года, так как, по мнению пенсионного органа, у истца не имеется подтверждения постоянного проживания на территории Республики Крым. Поскольку предоставленное Верменич И.А. решение суда об установлении факта проживания на территории Республики Крым было принято без привлечения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, ответчик не считает его безусловным подтверждением факта постоянного проживания на территории Республики Крым на 18.03.2014 года.
Исследовав материалы дела, судебная коллегия соглашается с выводом суда относительно того, что решение ответчика об отказе в перерасчете пенсии является незаконным по следующим основаниям.
Федеральный закон N 208 от 21 июля 2014 является специальным, перечень лиц, на которых он распространяется (часть 1 статьи 1 Закона), а также перечень документов, подтверждающих факт постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя (часть 3 статьи 2 Закона) является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.
Так, согласно ч. 3 ст. 2 указанного закона подтверждением постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года является отметка в паспорте гражданина о его регистрации по месту жительства на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на указанную дату либо свидетельство о его регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции.
Для граждан, проживающих по состоянию на 18.03.2014 года на территории Республики Крым и г. Севастополя, стаж работы в период с 01.01.2002 года по 16.03.2014 года на территории Украины, с 17.03.2014 года по 31.12.2014 года - Республики Крым или города Севастополя учитывается в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2014 года N 208 -ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города Федерального значение Севастополя"
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Центрального районного Республики Крым от 17 декабря 2014 года установлен факт постоянного проживания Верменич Л.С. на территории Республики Крым по состоянию на 18 марта 2014 года.
Обращаясь с заявлением о назначении страховой пенсии, истцом были представлены в том числе, копия решения Центрального районного Республики Крым от 17 декабря 2014 года.
Согласно копии паспорта гражданина Российской Федерации серия 3914 N 864804, выданным отделом УФМС России по Республике Крым в Центральном районе г. Симферополя от 28.04.2015 года, Верменич Л.С. имеет регистрацию на территории Республики Крым с 29.04.2015 года (л.д. 19).
В силу положений части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Имеющееся в материалах дела решение суда, указывающее на факт проживания Верменич Л.С. на территории Республики Крым на 18 марта 2014 года, является обязательным для всех административных органов, учреждений и юридических лиц, для исполнения.
Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод относительного того, что дополнительного установления факта постоянного проживания Верменич Л.С. на территории Республики Крым по состоянию на 18.03.2014 года не требуется, отказ УПФР в г. Симферополе Республики Крым в перерасчете пенсии по данному основанию признан незаконным.
Кроме этого, как следует из трудовой книжки на имя Верменич Л.С. с 15.07.1991 года по 04.05.2000 года работала в Геническом межколхозном комбикормовом заводе (л.д. 25-38).
Ответчиком не оспаривался факт осуществления трудовой деятельности истца в спорные периоды.
В силу части 1 статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовая книжка установленного образца является основным документов о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Записи о периодах работы, указанные в трудовой книжке истца согласуются с данными, указанными в архивной справке N 57 от 10.08.2017 года (л.д.24).
Согласно Указаниям Минсоцзащиты Российской Федерации от 18.01.1996 года N 1-1-У и от 20.08.1992 года N 1068-У, справка о заработной плате, учитываемая при исчислении пенсии, должна содержать информацию о денежных единицах (национальной валюте), в которых выплачивалась сумма заработка.
Указаниями Минсоцзащиты Российской Федерации N 1-68-У от 20 августа 1992 года "О порядке оформления справки о заработке для назначения государственной пенсии" предприятиям, организациям, учреждениям разъяснено, что при оформлении справки периоды, принятые в подсчет заработка (денежного довольствия), следует указывать раздельно по каждому календарному году.
Если предприятие (учреждение или организация), в котором работал обращающийся за пенсией, ликвидировано или прекратило свое существование по другим причинам, то справки о заработке для исчисления пенсии выдаются его правопреемником или архивами, принявшими на хранение бухгалтерские документы. Справки подписываются должностными лицами предприятий, учреждений, организаций или архивов.
В тех случаях, когда архивные органы на основании имеющихся материалов не имеют возможности выдать справку по рекомендуемой форме, они могут выдавать справки, соответствующие сведениям, имеющимся в архивных фондах, без соблюдения этой формы.
До вступления в законную силу Федерального закона "О страховых пенсиях" N400-ФЗ от 28 декабря 2013 года правовые основания и условия назначения пенсий регулировались нормами Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N173-Ф3 от 17 декабря 2001 года.
С 1 января 2015 года основания назначения пенсии предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях" N400-ФЗ от 28 декабря 2013 года, поскольку согласно частям 1 и 3 статьи 36 названного Федерального закона со дня его вступления в силу (т.е. с 1 января 2015 года) Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей ему.
Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" определял, что справка о заработной плате предоставляется в следующем порядке: до введения национальной валюты - только в советских рублях, после дня введения национальной валюты - в национальной валюте.
В декабре 1991 года в обороте Украины использовались рубли бывшего СССР. С 1 апреля 1992 года были введены купоны многоразового использования. Курс купона не установлен Центробанком РФ, это переходная денежная единица. С 12 ноября 1992 года единственным законным средством платежа стал украинский карбованец. Обмен советских рублей на украинский карбованец производился 1:1.
На основании Указа Президента Украины от 25 августа 1996 года N 762/96 "О денежной реформе на Украине", опубликованном 29 августа 1996 года, с 02 сентября 1996 года в Украине была проведена денежная реформа - введение в обращение, национальной валюты Украины, которой является гривна и ее сотая часть - копейка.
Украинские карбованцы подлежали обмену на гривны по курсу 10000000 карбованцев на 1 гривну.
Начиная с 24:00 часов 16 сентября 1996 года на территории Украины функционирование украинского карбованца прекращено. С этого момента единственным законным платежом на территории Украины является гривна.
Официальной информацией, опубликованной на сайте Центрального Банка России в сети Интернет (www.cbr.ru раздел "Курсы валют"), подтверждается наименование денежных единиц, действующих на территории до 10.01.1992г. и по настоящее время.
Данная информация не требует дополнительного письменного подтверждения, является официальной и общепризнанной.
Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" в случае, если среднемесячный заработок (доход) указан в национальной денежной единице Украины - гривнах, он пересчитывается в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на 1 января 2002 года (56,6723 рубля за 10 украинских гривен). Среднемесячный заработок (доход) за период с апреля по ноябрь 1992 года включительно, указанный в переходной денежной единице - купонах, при назначении и перерасчете пенсий пересчитывается в рубли по курсу 1:1.
Пенсионный орган располагает информацией о наименовании, сроках введения и периоде действия национальных валют (переходных денежных единиц) в государствах, ранее входивших в состав СССР, изложенной в Указании Министерства социальной защиты населения РФ от 18.01.1996года N 1-1-У. Сведения об изменениях денежных единиц в странах СНГ являются открытой официальной информацией, в связи с этим ответчик вправе был сам определить денежную единицу, указанную в справках.
В связи с этим, выводы суда первой инстанции о возложении обязанности на ответчика по перерасчету пенсии Верменич Л.С. с учетом справки о заработной плате N 57 от 10.08.2017 года являются обоснованными.
Таким образом, суд правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, разрешилдело в соответствии с представленными доказательствами и требованиями закона. Все доводы жалобы сводятся к переоценке доказательств, являлись предметом исследования судом первой инстанции, в связи с этим оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права судом первой инстанции при рассмотрении дела допущено не было.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Киевского районного суда г. Симферополь Республики Крым от 24 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым, без удовлетворения.
Председательствующий И.И. Мотина
Судьи И.А. Подлесная
А.М. Синани
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.