Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Мотиной И.И.
судей Синани А.М, Харченко И.А.
при секретаре Побережной Д.Н.
рассмотрела 25 сентября 2019 года в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Аджимамбетовой Лили Изеетовны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Черноморском районе РК (межрайонное), Управлению труда и социальной защиты населения администрации Раздольненского района Республики Крым о возложении обязанности по перерасчету пенсии, взыскании компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе Аджимамбетовой Лили Изеетовны на решение Раздольненского районного суда Республики Крым от 04 июня 2019 года.
Заслушав доклад судьи Мотиной И.И, исследовав материалы дела, судебная коллегия Верховного Суда Республики Крым
УСТАНОВИЛА:
Истец Аджимамбетова Л.И. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Черноморском районе Республики Крым (межрайонное), Управлению труда и социальной защиты населения администрации Раздольненского района Республики Крым. С учетом уточнений исковых требований истец просил о возложении обязанности по выплате ежемесячной денежной выплате в размере 500,0 рублей, назначенной в соответствии со ст. 3 Закон Республики Крым N218-ЗРК как лицу, относящемуся к категории реабилитированных, и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в соответствии с Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", о взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований указала, что является неработающей пенсионеркой. В связи с назначением пенсии ниже прожиточного минимума в Республике Крым, ей производится федеральная социальная доплата до величины прожиточного минимума в Республике Крым. Размер социальной доплаты к пенсии устанавливается с учетом размера общей суммы материального обеспечения пенсионера. По мнению истца, пенсионный орган неправильно определилобщую сумму материального обеспечения, в которую включил ежемесячную денежную выплату в размере 500,0 рублей, назначенную истцу, как лицу, пострадавшему от политических репрессий. Истец считает, что данная социальная выплат не должна входить в подсчет общей суммы материального обеспечения пенсионера. Считая действия ответчика незаконными, обратилась с рассматриваемым иском в суд.
Решением Раздольненского районного суда Республики Крым от 04 июня 2019 года исковые требования Аджимамбетовой Л.И. оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, АджимамбетоваЛ.И. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила отменить решение суда первой инстанции и принять новое об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение процессуальных норм и неправильное применение норм материального права, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела.
Истец Аджимамбетова Л.И. в судебном заседании участия не принимала, была уведомлена надлежащим образом, причину неявки не сообщила.
В судебном заседании представитель истца Садыков С. доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, принять новое, которым исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика УПФР в Черноморском районе Республики Крым Сейдаметова А.Ш. в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Представитель ответчика Управление труда и социальной защиты населения администрации Раздольненского района Республики Крым в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заслушав явившихся лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу, что решение суда отмене не подлежит.
Частью 1 ст. 12.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ установлено, что общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 названной нормы федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации.
Размеры социальных доплат к пенсии, установленных в соответствии с данной статьей, пересматриваются при изменении величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации и (или) в соответствующем субъекте Российской Федерации, устанавливаемой в соответствии с п. п. 4 и 4 ст. 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", при изменении, индексации, увеличении размеров денежных выплат, перечисленных в ч. 2 данной статьи, а также при изменении денежных эквивалентов мер социальной поддержки и денежных компенсаций, перечисленных в ч. 3 данной статьи (ч. 8).
Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.
Судом установлено, что Аджимамбетова Л.И. является получателем пенсии, а также ежемесячной денежной выплаты в размере 500,0 рублей, назначенной в соответствии со ст. 3 Закон Республики Крым N218-ЗРК как лицу, относящемуся к категории реабилитированных, и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в соответствии с Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий".
01 января 2016 года Аджимамбетовой Л.И. в автоматическом режиме как неработающему пенсионеру была установлена федеральная социальная доплата к пенсии до величины прожиточного минимума, установленного на соответствующий год в Республике Крым.
В декабре 2018 года в Отделение пенсионного фонда Республики Крым из Управления труда и социальной защиты населения администрации Раздольненского района Республики Крым поступила информация о назначении Аджимамбетовой Л.И. меры социальной поддержки в сумме 500,0 рублей.
В связи с поступившей информацией о назначении Аджимамбетовой Л.И. меры социальной поддержки в размере 500,0 рублей, пенсионный фонд на основании ст. 12.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ пересмотрел размер социальной доплаты к пенсии, включив 500,0 рублей в расчет общей суммы материального обеспечения истца.
Доводы истца о том, что данная мера социальной поддержки не должна учитываться при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера, судебная коллегия считает основанными на неверном толковании законодательства.
Федеральный закон "О государственной социальной помощи" от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ не устанавливает размер социальной пенсии, а регламентирует размеры социальной помощи определенной категории граждан (статья 12.1).
При этом установленная законодателем привязка к величине прожиточного минимума относится к общей сумме материального обеспечения пенсионера.
Частью 2 ст. 12.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ установлен механизм подсчета общей суммы материального обеспечения.
Так, при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации:
1) пенсий, в том числе сумма полагающейся страховой части трудовой пенсии по старости в случае отказа пенсионера от ее получения в соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации");
2) дополнительного материального (социального) обеспечения;
3) ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг);
4) иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).
В соответствии со ст.3 Закона Республики Крым от 18 февраля 2016 года N 218-ЗРК/2016 "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий", реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, ежемесячная денежная выплата в размере 500,0 рублей. Финансовое обеспечение мер социальной поддержки, установленных настоящим Законом, осуществляется за счет средств бюджета Республики Крым.
На основании указанной нормы, выплачиваемая истцу ежемесячная денежная выплата в размере 500,0 рублей, является иной мерой социальной поддержки, установленных законодательством Республики Крым в денежном выражении.
В соответствии с п.2. Разъяснения Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 года "По вопросам определения общей суммы материального обеспечения пенсионера при установлении социальных доплат", в отношении иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов Российской Федерации, предусмотренных пп. 4 ч.2 ст. 12.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ указано, что основанием для включения в состав общей суммы материального обеспечения пенсионера конкретных выплат, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, является наличие у выплаты одновременно трех характерных признаков: принадлежность к мерам социальной поддержки (помощи), регулярность, денежная форма.
В силу указанных норм назначенная истцу ежемесячная денежная выплата в размере 500,0 рублей, обладает характерными признаками, указанными в Разъяснениях Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 года.
Поскольку ежемесячные денежные выплаты, как меры социальной поддержки, установленные законодательством субъектов Российской Федерации в силу ст. 12.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ подлежат учету при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера, следовательно, ответчик обоснованно включил в подсчет общей суммы материального обеспечения Аджимамбетовой Л.И. ежемесячную денежную выплату в размере 500,0 рублей, назначенную истцу в соответствии со ст.3 Закона Республики Крым от 18 февраля 2016 года N 218-ЗРК/2016 "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий".
Принимая во внимание вышеизложенное, при рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что размер общей суммы материального обеспечения (с учетом пенсии и мер социальной поддержки) с 01.12.2018 года увеличился, в связи с этим с 01.12.2018 года размер федеральной социальной доплаты уменьшился, при этом общий размер пенсии не изменился.
Поскольку порядок установления истцу федеральной социальной доплаты в спорный период УПФР в Черноморском районе Республики Крым нарушен не был, размер указанной доплаты ответчиком обоснованно определялся с учетом получаемой истцом пенсии по старости, а также ежемесячной денежной выплаты в размере 500,0 рублей, следовательно, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Так же судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации морального вреда.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу разъяснений, содержащихся в п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" о том, что поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений п. 2 ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется, иск Б. в части компенсации морального вреда, в том числе с учетом фактических обстоятельств дела, удовлетворению не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы, направленные к иному толкованию норм материального и процессуального права, примененных судом при разрешении дела, ошибочны и не могут служить основанием для его отмены.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, при разрешении спора судом правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального закона судом не допущено, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Раздольненского районного суда Республики Крым от 04 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Аджимамбетовой Лили Изеетовны, без удовлетворения.
Председательствующий И.И. Мотина
Судьи А.М. Синани
И.А. Харченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.