Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Мотиной И.И.
судей Подлесной И.А, Харченко И.А.
при секретаре Побережной Д.Н.
рассмотрела 30 сентября 2019 года в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Борисенко Ирины Владимировны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии, о возложении обязанности по включению периодов работы, о возложении обязанности по назначению досрочной страховой пенсии,
по апелляционной жалобе представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 11 апреля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Мотиной И.И, исследовав материалы дела, судебная коллегия Верховного Суда Республики Крым
УСТАНОВИЛА:
Истец Борисенко И.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым о признании незаконным и отмене решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии от 08.11.2018 года N 503166/18; о возложении на ответчика обязанности по включению в специальный стаж периодов работы в кратном исчислении два года за один год работы 10.07.2003 года по 31.12.2014 года, период работы с 22.09.1997 года по 31.12.2005 года в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, период с 27.03.2006 года по 21.04.2006 года, с 17.01.2012 года по 13.02.2012 года, с 12.04.2016 года по 11.05.2016 года нахождения периода на курсах повышения квалификации и назначению истице досрочной страховой пенсию по старости с 24.07.2018 года.
В обоснование своих требований истец указала, что по законодательству, действовавшему в период ее работы с 10.07.2003 года по 31.12.2014 года, период работы в инфекционных учреждениях (отделениях), подлежала зачету в специальный стаж в двойном размере. С учетом льготного стажа, по мнению истца,. она имеет специальный стаж более 34 лет, что дает ей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона н Закона от 28.12.2013г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 11.04.2019 года иск удовлетворен.
Решением суда на ответчика возложена обязанность по включению в специальный стаж Борисенко И.В. период работы с 10.07.2003 года по 31.12.2014 года в кратном исчислении один год работы за два года работы, по включению в специальный стаж период работы с 22.09.1997 года по 31.12.2005 года, периода нахождения на курсах повышения квалификации с 27.03.2006 года по 21.04.2006 года, с 17.01.2012 года по 13.02.2012 года, с 12.04.2016 года по 11.05.2016 года и по назначению досрочной страховой пенсии с 24.07.2018 года.
Не согласившись решением суда представитель Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новое об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на то, что законодательство РФ не предусматривает зачет стажа истицы в спорные периоды работы в двойном размере, а нормами пенсионного законодательства Украины предполагалось, что условием для назначения пенсии за выслугу лет являлось наличие одновременно двух условий: специального стажа, дающего право на назначение такого вида пенсии и прекращение работы по специальности. В соответствии в п.2 ч.1 со ст. 30 Федерального закона N400-ФЗ "О страховых пенсиях" пенсия женщинам назначается не ранее 50 лет, однако истец не достигла указанного возраста.
В заседание суда апелляционной инстанции явились истец и её представитель, которые возражали против доводов апелляционной жалобы, полагая их необоснованными.
Представитель ответчика не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом; о причинах неявки не сообщил.
Судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя ответчика, что не противоречит положениям ст.167 ГПК РФ.
Заслушав истицу и ее представителя, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ и проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и посёлках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и посёлках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Борисенко И.В, 1977 года рождения, 24.07.2018 года обратилась с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии.
Решением пенсионного органа от 08.11.2018 года N 503166/18 Борисенко И.В. отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ так как стаж по Списку N 2 составил 12 лет 04 месяца 02 дня, кроме того, право на данную пенсию возникает при достижении возраста 50 лет. В назначении пенсии по п.20 ч.1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ ответчик так же отказал, так как специальный стаж работы Борисенко И.В. составил 22 года 04 месяца 09 дней.
Согласно расчету пенсионного органа работы истца с 22.09.1997 года по 26.03.2006 года, с 22.04.2006 года по 16.01.2012 года, с 14.02.2012 года по 31.12.2014 года включен в специальный стаж в календарном исчислении.
В специальный стаж не включены период нахождения на курсах повышения квалификации с 27.03.2006 года по 21.04.2006 года, с 17.01.2012 года по 13.02.2012 года, с 12.04.2016 года по 11.05.2016 года.
В соответствии с ч.2 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. "б" ст.1 постановления правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы "(деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и-показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
Согласно Списку N 2 раздел XXIV "Учреждения - здравоохранения и социального обеспечения", утвержденного постановлением Кабинета Министров ССР от 26.01.1991 года N10, а также ранее действовавшему Списку N2, раздел XXVI "Учреждения здравоохранения", утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года N 1173, правом на льготное пенсионное обеспечение на основании п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" пользуется средний и младший медицинский персонал, непосредственно обслуживающий больных в туберкулезных и инфекционных учреждениях, отделениях, кабинетах.
Необходимым условием для включения оспариваемых периодов в стаж на соответствующих видах работ является занятость работника в течение полного рабочего дня на работах с тяжелыми условиями труда.
Согласно п.5 Разъяснения Министерства труда РФ от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, работ, дающих в соответствии со ст. 12, 78, 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию в связи с особыми условиями труда, такое право имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80% рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
В силу п. 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в пенсионный фонд.
Согласно п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 г. N 555, - основным документом, подтверждающим период работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Как предусмотрено ч.1 ст.66 ТК РФ, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
В трудовую книжку, в частности, вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора.
Как определено п.4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 N 258н, - в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др, - для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В соответствии с Федеральным конституционным законом N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" от 21 марта 2014 г. N6-ФКЗ Республика Крым принята в Российскую Федерацию.
Согласно ст.6 указанного Закона со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года.
Размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме отдельным категориям граждан и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не могут быть ниже размеров пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме и выплачиваемых этим категориям граждан и лиц по состоянию на 21 февраля 2014 года. При изменении порядка и условий реализации льгот, представлявшихся этим категориям граждан и лиц до 21 февраля 2014 года в натуральной форме, а также порядка и условий осуществления выплат, производимых до указанной даты, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия их предоставления не могут быть ухудшены. Размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме, приводятся в соответствие с размерами таких социальных выплат и гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в течение переходного периода.
При изменении органами государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя в пределах своих полномочий порядка и условий реализации льгот, представлявшихся отдельным категориям граждан и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, до 21 февраля 2014 года в натуральной форме, а также порядка и условий осуществления выплат, производимых до указанной даты, может предусматриваться необходимость предоставления таких льгот и осуществления таких выплат с учетом критерия нуждаемости. Указанные изменения принимаются органами государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, до 1 января 2015 года.
Особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополь, установлены Федеральным законом от 21 июля 2014 N 208-ФЗ208 "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан РФ проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Согласно ст.4 Федерального закона Российской Федерации "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя), имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
В соответствии со ст. 60 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" от 05.11.91года N1931 - XII, действовавшего на территории Республики Крым в период с 10.07.2003 года по 31.12.2014 года, - работа в лепрозорных и противочумных учреждении охраны здоровья, в учреждениях (отделениях) по лечению лиц, заражённых вирусом иммунодефицита человека или больного СПИДом, в других инфекционных учреждениях (отделениях) охраны здоровья, в патологоанатомических, реанимационных отделениях учреждений охраны здоровья, а также психиатрических учреждениях охраны здоровья засчитывается в стаж работы в двойном размере.
В силу ч.ч.3,4 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что для учета периодов работы истицы, имевшей место до 31.12.2014 года, применяется порядок исчисления специального стажа, предусмотренный пенсионным законодательством, действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений.
Судом первой инстанции были проанализированы особенности правового регулирования спорных правоотношений и сделаны правильные выводы о том, при изменении порядка и условий реализации льгот, которые были предоставлены гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики, признанных гражданами Российской Федерации в соответствии с Законом N6-ФКЗ, или приобретшим гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве до февраля 2014 года, - условия предоставления льгот не могут быть ухудшены.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Борисенко И.В. с 22.09.1997 года принята на работу медсестрой в Детскую инфекционную клиническую больницу г. Симферополя, что подтверждается копией приказа о приеме на работу (л.д. 17), с 01.05.2001 года Борисенко И.В. переведена на должность медицинской сестры отделения реанимации, с 01.01.2003 года отделение реанимации переименовано в отделение анестезиологии с койками интенсивной терапии, с 02.01.2006 года должность медицинской сестры переименована на должность сестры медицинской отделения анестезиологии с койками интенсивной терапии, с 01.01.2015 года отделение переименовано в отделение анестезиологии и реанимации, с 05.01.2015 года должность сестры медицинской переименована на должность медицинской сестры-анестезистки по настоящее время, данные сведения отражены в трудовой книжке серии УКР N N (л.д. 10-13).
Указанные сведения также подтверждаются справкой N 77 от 18.07.2018 года, выданной ГБУЗ РК "Республиканская детская инфекционная клиническая больница" (л.д. 18).
В обязанности сестры медицинской отделения анестезиологии и интенсивной терапии согласно должностной Инструкции входило проведение ассистировать при проведении врачом лечебно-диагностических манипуляций и малых операций в амбулаторных и стационарных условиях, оказывать неотложную доврачебную помощь при острых заболеваниях, несчастных случаях и различных видах катастроф с последующим вызовом врача к пациенту или направлением его в ближайшее ЛПУ, вводить лекарственные препараты, противошоковые средства больным по жизненным показаниям в соответствии с установленным порядком действий при данном состоянии, что предполагало непосредственный контакт с больными.
В обязанности медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии-реанимации входило, в частности, ассистировать врачу анестезиологу-реаниматологу при проведении сложных диагностических манипуляций, что также предполагало контакт с больными при осуществлении данного контроля.
Действовавшее в период с 2003 года по 2014 год законодательство устанавливало исчисление специального стажа лицам, работавших в инфекционных учреждениях, в двойном размере, судебная коллегия признала правильными выводы суда первой инстанции о нарушении пенсионных прав истицы, в связи с чем, судебная коллегия отметила, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что период работы Борисенко И.В. с 10.07.2003 года по 31.12.2014 года подлежит зачислению в специальный стаж работы в двойном размере для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Вместе с тем, при вынесении решения уд первой инстанции включил часть период работы истца как специальный стаж в календарном порядке, так в специальный стаж, исчисленный в льготном порядке как один год за два года работы.
В частности суд включил в специальный стаж в льготном исчислении период работы с 10.07.2003 года по 31.12.2014 года, в тоже время период работы с 22.09.1997 года по 31.12.2005 года включен в специальный стаж в календарном исчислении, то есть период работы период работы с 09.07.2003 года по 31.12.2005 года был засчитан судом дважды.
В связи с этим решение суда в части включения периода работы в специальный стаж в календарном исчислении с 22.09.1997года по 31.12.2005 года подлежит изменению. Включению в специальный стаж в календарном исчислении подлежит период работы истца с 22.09.1997 года по 09.07.2003 года.
Так же обоснованными являются выводы суда о том, что период нахождения Борисенко И.В. на курсах повышения квалификации также засчитывается в специальный стаж, так как в спорный период истцу по месту работы сохранялся средний заработок, за работником сохранялось место работы и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд.
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, поэтому он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Аналогичные требования содержались в трудовом законодательстве Украины, действовавшего на территории Республики Крым, в период нахождения истца на курсах повышения квалификации.
В соответствии со ст. 122 КЗоТ Украины при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.
Материалами дела подтверждается, что Борисенко И.В. направлялась на курсы повышения квалификации в связи с ее трудовой деятельностью, за данные периоды за ней сохранялась средняя заработная плата.
В связи с этим время прохождение обучения на курсах должно расцениваться как продолжение профессиональной деятельности истца и включаться в ее специальный стаж наравне с периодами непосредственного исполнения трудовых обязанностей.
С учетом всех указанных периодов в льготном исчислении специальный стаж истицы составит более 30 лет, что является основанием для начисления истице досрочной страховой пенсии по старости согласно п.20 ч.1 сти.30 Федерального закона от 28.12.2013 года N400-ФЗ.
Учитывая вышеизложенное, решение ответчика об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости от 08.11.2018 года N 503166/18 является незаконным и подлежит отмене.
Судебная коллегия, принимая во внимание то, что на день обращения к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии с учетом спорных периодов специальный стаж составляет более 30 лет, указала, что право Борисенко И.В. на назначение досрочной страховой пенсии по старости является нарушенным и подлежит защите путем отмены обжалуемого решения пенсионного органа, включения в специальный стаж спорных периодов и назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Поскольку Борисенко И.В. с учетом подлежащих включению в специальный стаж периодов работы по решению суда, достиг требуемого 30-летнего стажа на момент обращения в Управление, следовательно, иск в части досрочного назначения пенсия с даты обращения к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости судом правомерно удовлетворен.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 11 апреля 2019 года изменить в части включения периода работы Борисенко Ирины Владимировны в специальный стаж с 22.09.1997 года по 31.12.2005 года.
Возложить обязанность на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым включить в специальный стаж период работы Борисенко Ирины Владимировны с 22.09.1997 года по 09.07.2003 года.
В остальной части решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 11 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым, без удовлетворения.
Председательствующий И.И. Мотина
Судьи И.А. Подлесная
И.А. Харченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.