судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Мотиной И.И,
судей: Синани А.М,
Харченко И.А,
при секретаре Побережной Д.Н,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Сеттарова Решата Рустемовича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым о признании решения незаконным, понуждении совершить определенные действия, по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым на решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 18 июня 2019 года,
установила:
в мае 2019 года Сеттаров Р.Р. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым о признании решения незаконным, понуждении совершить определенные действия, мотивируя свои требования тем, что решением ГУ-УПФ РФ в Джанкойском района Республики Крым от 09.10.2018 N18000033890/486294/18 ему назначена пенсия по старости. Решением от 21.02.2019 N122240/19 ему отказано в перерасчете пенсии в соответствии с нормами Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя" ввиду отсутствия сведений о постоянном проживании на территории Республики Крым по состоянию на 18 марта 2014 года, поскольку им предоставлен паспорт гражданина Российской Федерации, выданный 02.07.2014 с регистрацией по месту жительства - "адрес" с 20.05.2015. Просил признать решение ГУ-УПФ РФ в Джанкойском районе Республики Крым от 21.02.2019 N 122240/19 в части назначения пенсии по старости без учета положений ч. 4 ст. 5 ФЗ от 21.07.2014 N208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя" незаконным, и обязать ответчика произвести перерасчет пенсии с даты обращения - 18.07.2018.
Решением Джанкойского районного суда Республики Крым от 18 июня 2019 года иск удовлетворен частично. Решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым N 122240/19 от 21.02.2019 об отказе в перерасчете пенсии в соответствии с ч. 4 ст. 5 ФЗ от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя" признано незаконным. Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым обязано произвести перерасчет ранее назначенной Сеттарову Р.Р. пенсии с учетом положений Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь" с 17 августа 2018 года с выплатой недополученной суммы пенсии.
В обоснование апелляционной жалобы Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит решение отменить, в удовлетворении иска отказать. Указывает, что из справки от 01.02.2019 N, выданной Администрацией Изумрудновского сельского поселения и архивным сведениям адресно-справочного отдела по вопросам миграции МО МВД России "Джанкойский" от 07.02.2019 N, усматривается, что заявитель по состоянию на 18.03.2014 значится зарегистрированным по месту жительства, однако не прослеживается факт его постоянного проживания.
Исследовав материалы дела, судебная коллегия пришла к выводу, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судом установлено, что 09.10.2018 ГУ-УПФ РФ в Джанкойском районе Республики Крым принято решение N 18000033890/486294/18 о назначении Сеттарову Р.Р. пенсии по старости в соответствии со ст.8 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 17.08.2018.
14 февраля 2019 года истец обратился в ГУ-УПФ РФ в Джанкойском районе Республики Крым с заявлением о перерасчете пенсии в соответствии с нормами Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Решением ГУ- УПФ РФ в Джанкойском района Республики Крым (межрайонное) от 21 февраля 2019 года N 122240/19 Сеттарову Р.Р. отказано в перерасчете пенсии ввиду отсутствия сведений о постоянном проживании на территории Республики Крым по состоянию на 18 марта 2014 года.
02.07.2014 Сеттарову Р.Р. Отдел УФМС России по Республики Крым в г. Джанкой выдан паспорт гражданина РФ серии N N, код подразделения N, с регистрацией в "адрес" с 27.06.2018.
Согласно паспорту гражданина Украины серии N, выданному Бахчисарайским РО ГУ МВД Украины 01.12.2005, Сеттаров Р.Р. проживал с регистрацией по договору найма до 03.11.2015 в "адрес" 04.11.2010.
Согласно справке от 01.02.2019 N, выданной Администрацией Изумрудновского сельского поселения и архивным сведениям адресно-справочного отдела по вопросам миграции МО МВД России "Джанкойский" от 07.02.2019 N, Сеттаров Р.Р. по состоянию на 18.03.2014 значится зарегистрированным по месту жительства.
Удовлетворяя исковые требования Сеттарова Р.Р, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с положениями части 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" с 01 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом, частью 2 статьи 2 Федерального закона N 208-ФЗ установлено, что при обращении граждан, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, за назначением пенсии, пенсия назначается с 01 января 2015 года, но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию. При этом заявление о назначении пенсии может быть подано в период с 01 января по 31 декабря 2015 года включительно.
В соответствии с пунктом 2 Приказа Минтруда России от 28 ноября 2014 года N 958н "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению", для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные настоящим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального Конституционного Закона N 6 "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" от 21 марта 2014 года, со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.
Закрепляя данное условие, направленное на предоставление гражданства Российской Федерации тем, находящимся на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя лицам, которые имеют реальную связь с этой территорией или выразили явное стремление к ее установлению и входят в состав постоянного населения соответствующей территории, а значит, с 18 марта 2014 года - и с Российской Федерацией в целом, федеральный законодатель основывался на понимании гражданства Российской Федерации как устойчивой правовой связи лица с Российской Федерацией, выражающейся в совокупности их взаимных прав и обязанностей (статья 3 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации").
Тем самым часть 1 статьи 4 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", обеспечивая наделение статусом граждан Российской Федерации граждан Украины, по состоянию на 18 марта 2014 года постоянно проживавших на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, - и, соответственно, в силу названного Федерального конституционного закона (статьи 4 и 6) и Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (статьи 5 и 6), их интеграцию в состав многонационального народа России в рамках интеграции новых субъектов Российской Федерации в ее экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы, в систему органов государственной власти Российской Федерации, - гарантирует права и законные интересы этих лиц, предоставляя им свободу выбора при решении вопроса о гражданстве.
Признавая лицо гражданином Российской Федерации вследствие решения вопроса о правопреемстве государства, которое имеет свое обычное место жительства на территории, затрагиваемой правопреемством государств, презюмируется, что данное лицо приобрело гражданство государства-преемника с момента такого правопреемства.
Поскольку моментом правопреемства в данном случае следует считать 18 марта 2014 года, гражданам Украины, лицам без гражданства и иным лицам, получившим впоследствии паспорт гражданина Российской Федерации, факт проживания на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или города федерального значения Севастополя, считается удостоверенным выдачей им паспорта гражданина Российской Федерации.
Суд первой инстанции также исходил из того, что положения Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" N 208-ФЗ от 21 июля 2014 года, содержащие льготные условия для назначения пенсии для граждан Российской Федерации, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, исходя из системного анализа указанного Закона, распространяют свое действие лишь на лиц, признанных гражданами Российской Федерации на основании Федерального Конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" N 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Таким образом, граждане Российской Федерации, проживавшие на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя на момент принятия указанных субъектов в состав Российской Федерации и приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве до 18 марта 2014 года, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положениями Федерального закона N 208-ФЗ от 21 июля 2014 года установлены особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Таким образом, собранные по делу доказательства с достаточной полнотой, объективностью и достоверностью подтверждают факт постоянного проживания Сеттарова Р.Р. на территории Республики Крым по состоянию на 18.03.2014. Требования ответчика о предоставлении истцом дополнительного решения суда о его постоянном проживании на территории Республики Крым по состоянию на 18 марта 2014 года с участием в качестве заинтересованного лица территориального органа Пенсионного фонда является незаконными, ущемляющими право на получение пенсии в соответствии с действующим законодательством.
С такими выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия и считает, что они соответствуют обстоятельствам дела и сделаны с соблюдением норм материального и процессуального права.
Доводы, изложенные в жалобе, не содержат ссылок на обстоятельства, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции. По существу апелляционная жалоба является изложением позиции ответчика при рассмотрении дела судом первой инстанции, которая была проверена судом первой инстанции, всем доводам суд дал надлежащую правовую оценку.
Учитывая, что выводы суда основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, основания для отмены обжалуемого судебного решения отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,
определила:
решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 18 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым без удовлетворения.
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.