Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи: Аврамиди Т.С.
судей: Авериной Е.Г, Гоцкалюка В.Д.
при секретаре: Медвидь А.И.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Авериной Е.Г. апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 9 июля 2019 года по гражданскому делу по исковому заявлению Алирзаевой Найле Рифатовне к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым о признании решения незаконным и об обязательстве осуществить определенные действия,
УСТАНОВИЛА:
Алирзаева Н.Р. обратилась в суд с указанным иском к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым, указав тем, что ответчик необоснованно отказал ей во включении в подсчет специального льготного страхового стажа периоды работы с 20.01.1992 по 25.12.1999 года в должности медсестры Чалтучайской сельской участковой больницы Сырдарьинской ЦРБ в Республике Узбекистан, с 02.01.2000 по 01.03.2001 в должности медсестры медпункта поселка Ахунбабаева Сырдарьинской ЦРБ в Республике Узбекистан, с 23.05.2013 по 02.02.2014 в должности медицинской сестры КРУ "ТМО "Противотуберкулезный диспансер в с.Пионерское", с 18.02.2004 по 17.03.2004 года период нахождения на курсах повышения квалификации, а также с 03.02.2014 по 11.05.2015 и с 09.06.2015 по 23.07.2018 года в должности медицинской сестры приемного отделения Противотуберкулезного диспансера в с.Пионерское с последующим назначением ей досрочной страховой пенсии по старости с 24.07.2018 года.
Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 9 июля 2018 года исковые требования Алирзаевой Н.Р. удовлетворены частично. Судом признано незаконным решение Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым N 500333/18 от 16.01.2019 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости Алирзаевой Найле Рифатовне, на ответчика возложена обязанность включить в специальный льготный страховой стаж Алирзаевой Н.Р. периоды ее работы: с 20.01.1992 по 25.12.1999 года в должности медсестры Чалтучайской сельской участковой больницы Сырдарьинской ЦРБ в Республике Узбекистан, в том числе и с учетом положений п.20 ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013 N400-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 (в кратном исчислении как год за год и три месяца до 01.11.1999 года); с 02.01.2000 по 01.03.2001 в должности медсестры медпункта поселка Ахунбабаева Сырдарьинской ЦРБ в Республике Узбекистан, в том числе и с учетом положений п.20 ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ с 18.08.2003 по 23.05.2013 года в должности медсестры Пионерской сельской участковой больницы, включая период с 18.02.2004 года по 17.03.2004 года, нахождения на курсах повышения квалификации, в том числе и с учетом положений п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013N400-ФЗ с 23.05.2013 года в порядке перевода и по 23.07.2018 года в должности медицинской сестры в КРУ "ТМО "Противотуберкулезный диспансер" с.Пионерское, в том числе и с счетом положений п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 N400-ФЗ и назначить ей досрочную страховую пенсию по старосте на льготных условиях в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 года N400-ФЗ с 24.07.2018 года.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчиком Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым подана апелляционная жалоба, в которой ставиться вопрос об отмене решение суда первой инстанции и принятии по делу нового решения, об отказе в удовлетворении искового заявления в полном объеме.
В качестве доводов апеллянт указал, что судом неправильно применены нормы материального права, необоснованно отменено решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым, поскольку отсутствуют сведения необходимые для подтверждения факта льготной работы.
На заседание судебной коллегии представитель Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, причина неявки не известна. При указанных обстоятельствах в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.
Заслушав докладчика, истца Алирзаеву Н.Р. и ее представителя Зубкову Н.А, возражавших против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проверив законность и обоснованность решения, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Из материалов дела и обстоятельств, установленных судом первой инстанции следует, что 24.07.2018 года истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым N500333/18 от 16.01.2019 года Управление отказало истцу во включении в специальный льготный страховой стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 18.02.2004 по 17.03.2004 года и с 12.05.2015 по 08.06.2015 года, а также работы в республике Узбекистан с 20.01.1992 по 25.12.1999 и с 02.01.2000 по 01.03.2001 года в должности медсестры в сельских и поселковых учреждениях здравоохранения, по причине не подтверждения его компетентными органами иностранного государства.
Разрешая спор, суд первой инстанции, исходя из возникших между сторонами правоотношений и закона, подлежащего применению к этим отношениям, пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для включения в специальный стаж истца оспариваемых ответчиком периодов.
Судебная коллегия, соглашаясь с данным выводом суда первой инстанции, признает доводы апелляционной жалобы представителя ответчика несостоятельными, исходя из следующего.
В силу ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу подпункта 20 пункта 1 статьи 30 названного Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с пунктом 2 статьи 30 этого же Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 2-4 ст. 30 этого же Закона, Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно подпункту "н" пункта Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяется:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из трудовой книжки Алирзаевой Н.Р. ГТ-1 N6265949 усматривается, что она с 20.01.1992 по 25.12.1999 года работала в должности медсестры Чалтучайской сельской участковой больницы в Республике Узбекистан, с 02.01.2000 по 01.03.2001 в должности медсестры медпункта поселка Ахунбабаева в Республике Узбекистан, с 18.08.2003 по 23.05.2013 года в должности медсестры Пионерской сельской участковой больницы, с 23.05.2013 года в порядке перевода и по настоящее время в должности медицинской сестры в КРУ "ТМО "Противотуберкулезный диспансер" с.Пионерское.
Также в материалах дела имеются: справка N123 от 27.10.2016 года, выданная ГБУЗРК "КРКЦФиП о продолжительности работы и характере условий труда в противотуберкулезном диспансере с.Пионерское; справка N103 от 06.09.2018 года, выданная ГБУЗРК "Пионерская участковая больница" о продолжительности работы и характере условий труда; справка N118 от 31.08.2018 года, выданная ГБУЗРК "КРКЦФиП", уточняющая особый характер или условия труда, с указанием периода повышения квалификации с 12.05 по 08.06.2015 года; справка аналогичного содержания от 20.03.2018 года за N45; справка N3468 от 31.08.2018 года, выданная ГБУЗРК "Симферопольская ЦРКБ" об осуществлении лечебной деятельности в Пионерской участковой больнице с указанием на прохождение курсов повышения квалификации с 18.02.2004 по 17.03.2004 года; справка аналогичного содержания от 24.05.2017 года за N1820; личная карточка работника Противотуберкулезного диспансера с указанием периода работы и должности; архивная справка N04-01/458 от 09.02.2017 года, выданная государственным архивом Сырдарьинского района Республики Узбекистан, из которой усматривается период работы заявителя в Чатугайской и Ахунбабаевской СУБ Сырдарьинской ЦРБ; справка, выданная главным врачом Сырдарьинского РМО N 73 от 17.02.2018 года, подтверждающая период работы истца в Республике Узбекистан; архивная справка о заработной плате истца в Республике Узбекистан с 1988 по 2001 годы; штатное расписания КРУ "ТМО "Противотуберкулезный диспансер" с.Пионерское за 2013-2014 годы, с указанием должности заявителя.
Таким образом, Алирзаева Н.Р. в период с 20.01.1992 по 25.12.1999 года, с 02.01.2000 по 01.03.2001 и с 18.08.2003 по 23.05.2013 осуществляла лечебную деятельность и иную работу по охране здоровья населения.
Судебная коллегия считает необходимым отметить, что частично в спорный период работы истца право на досрочное пенсионное обеспечение предусматривалось в соответствии со ст.52 Закона Украины "О пенсионном обеспечении", согласно которому право на пенсию за выслугу лет имеют, в частности, работники охраны здоровья согласно пункту "е" ст.55.
Пунктом "е" ст.55 указанного Закона предусматривалось, что право на пенсию за выслугу лет имеют, в частности, работники охраны здоровья при наличии специального стажа работы от 25 до 30 лет по перечню, который утверждается в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины, независимо от возраста.
Перечнем заведений и учреждений образования, охраны здоровья и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 04.11.1993 года N909, в редакциях на оспариваемый период предусмотрено, что такое право дает работа в должностях врачей и среднего медицинского персонала (независимо от наименования должностей).
В соответствии с данным Постановлением все должности среднего медицинского персонала, независимо от их наименования имели право выхода на пенсию при наличии специального стажа работы не менее 25 лет.
При таких обстоятельствах, периоды работы, учтенные судом первой инстанции, обоснованно включены в подсчет специального стажа истца.
Кроме того, указанный судом период с 20.01.1992 по 25.12.1999 года на основании пункта 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" и пункта 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" обоснованно включен судом первой инстанции в специальный стаж работы истца в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 3 месяца работы.
Вышеуказанный Перечень подлежит применению в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 5 ноября 2002 года N 320-О, согласно которой, выполняя соответствующую работу, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд пришел к правильному выводу о наличии у истца требуемого стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400 "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч.7 ст.21 настоящего Федерального закона.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 2 пункта 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган.
Учитывая указанные нормы законодательства, суд обоснованно обязал пенсионный орган назначить истцу пенсию с момента обращения за ней с 24.07.2018 года.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия находит, что при разрешении возникшего спора суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилрешение, основанное на оценке собранных по делу доказательств и отвечающее требованиям вышеуказанных норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда. Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права коллегией не установлено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 9 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного Учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.