Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи
Лозового С.В.
Судей
Чистяковой Т.И.
Гоцкалюка В.Д.
при секретаре
Садыховой К.С.
заслушав в открытом судебном заседании в городе Симферополе по докладу судьи В.Д. Гоцкалюка гражданское дело по иску заместителя прокурора города Керчи к Государственному унитарному предприятию "Крымтеплокуммунэнерго" о понуждении совершить определенные действия,
по апелляционной жалобе Государственного унитарного предприятия "Крымтеплокуммунэнерго" на решение Керченского городского суда Республики Крым от 24 июня 2019 года,
установила:
Заместитель прокурора города Керчи обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Государственному унитарному предприятию Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго", о понуждении совершить определенные действия, а именно о возложении обязанности по принятию мер, направленных на оборудование приборами учета отпуска тепловой энергии котельных по адресам: "адрес", "адрес", "адрес", в соответствии с п.п. 2.5.1 приказа Минэнерго России от 24 марта 2003 года N 115 "Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок", в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивированы тем, что проведенной прокуратурой города проверкой в октябре 2018 года установлено, что филиалом ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" в г. Керчи эксплуатация тепловых сетей, осуществляется с нарушениями требований п. 2.5.1 Правил, а именно, в котельных по адресам: "адрес", "адрес", "адрес" не оборудованы приборы учета отпуска тепловой энергии. В связи с выявленными нарушениями, повлекшими за собой неготовность муниципального образования городской округ Керчь к отопительному сезону, с целью их устранения и привлечения виновных лиц к дисциплинарной ответственности, прокуратурой города 22 октября 2018 года в адрес генерального директора ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" внесено представление.
Согласно ответа филиала ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" от 02 ноября 2018 года на указанное представление, выявленные прокуратурой города нарушения не устранены. Указанное бездействие привело к неготовности муниципального образования городской округ Керчь к отопительному сезону, что также подтверждается актом Службы по экологическому и технологическому надзору Республики Крым о проверки готовности к отопительному периоду 2018-2019 годов N 06.1-46-23/03П от 31 октября 2018 года.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 24 июня 2019 года иск заместителя прокурора города Керчи удовлетворен.
На ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" возложена обязанность по принятию мер, направленных на оборудование приборами учета отпуска тепловой энергии котельных по адресам: "адрес", "адрес", "адрес", в соответствии с п.п. 2.5.1 приказа Минэнерго России от 24 марта 2003 года N 115 "Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок", в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
С ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" взыскана госпошлина в доход государства в размере 6000 руб.
В апелляционной жалобе ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новое решение, об отказе в удовлетворении иска. Считает, что судом первой инстанции при вынесении решения не были учтены требования норм материального права, были неправильно определены и истолкованы обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по сути, выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам по делу.
Заслушав докладчика, пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы в пределах требований ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приход к следующему.
В силу статьи 327.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобах (часть 1).
Как следует из разъяснения, содержащегося в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Из материалов дела следует, что 21 сентября 2018 года службой по экологическому надзору Республики Крым Государственному унитарному предприятию "Крымтеплокоммунэнерго" вынесено предписание N 06.1-17- 34/18П об устранении выявленных нарушений в процессе проведенной внеплановой выездной проверки согласно приказу Крымтехнадзора от 11 сентября 2018 года N 185-КН во исполнение Поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 26 июня 2018 года N ВМ-П9-3773.
Прокуратурой города Керчи в октябре 2018 года проведена проверка соблюдения филиалом ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" требований законодательства о теплоснабжении.
В своем исковом заявлении прокурор указывает, что в результате проведенной прокуратурой проверки установлено, что филиалом ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" в г. Керчи эксплуатация тепловых сетей, осуществляется с нарушениями требований и. 2.5.1 Правил, а именно, в котельных по адресам: "адрес", "адрес", "адрес" не оборудованы приборы учета отпуска тепловой энергии. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой города 22 октября 2018 года в адрес генерального директора ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" внесено представление об устранении нарушений законодательства о теплоснабжении.
При этом, прокурор указывает, что согласно ответу филиала ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" N 09/5959 от 02 ноября 2018 года на указанное представление, выявленные прокуратурой города нарушения не устранены. 31 октября 2018 года службой по экологическому надзору Республики Крым составлен Акт проверки готовности к отопительному периоду 2018-2019 г.г. N 06.1-46-23/03П, согласно которому комиссия пришла к выводу о неготовности Муниципального образования городской округ Керчь к отопительному периоду.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с частями 1, 9 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов, обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения.
С целью обеспечения надежной, безопасной и рациональной эксплуатации теплоустановок и содержания их в исправном состоянии приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24 марта 2003 года N 115 утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок.
В соответствии с пунктом 1.1 приказа Минэнерго России от 24 марта 2003 года N 115 "Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок" правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок устанавливают требования по технической эксплуатации тепловых энергоустановок, в том числе, производственных, производственно-отопительных и отопительных котельных с абсолютным давлением пара не более 4,0 МПа и с температурой воды не более 200 градусов на всех видах органического топлива, а также с использованием нетрадиционных возобновляемых энергетических ресурсов.
В силу требований пункта 2.5.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 года N 115, для эффективной эксплуатации тепловых энергоустановок организация обеспечивает, в том числе, учет топливно- энергетических ресурсов.
Порядок организации коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя установлен Правилами N 1034.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства от 18 ноября 2013 года N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя", коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя не определена иная точка учета.
Пункт 15 Правил N 1034 предусматривает, что коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя организуется во всех точках поставки и точках приема.
Согласно пункта 17 Постановления Правительства от 18 ноября 2013 года N 1034 организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено положениями настоящих Правил, включает: а) получение технических условий на проектирование узла учета; б) проектирование и установку приборов учета; в) ввод в эксплуатацию узла учета; г) эксплуатацию приборов учета, в том числе процедуру регулярного снятия показаний приборов учета и использование их для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя; д) поверку, ремонт и замену приборов учета.
Таким образом, суд первой инстанции разрешая спор по существу пришел к выводу о том, что бездействие ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" в городе Керчи привело к нарушению федерального законодательства и, как следствие, несоблюдению законодательства при проведении отопительного сезона.
Однако с такими выводами суда первой инстанции не может согласится судебная коллегия.
21 сентября 2018 года службой по экологическому надзору Республики Крым ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" действительно вынесено предписание N 06.1-17-34/18П об устранении выявленных нарушений в процессе проведенной внеплановой выездной проверки.
Согласно Предписанию N 06.1-17-34/18П ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" ввиду выявленных нарушений необходимо:
- в котельной, расположенной по адресам: "адрес":
- провести техническое освидетельствование здания котельной;
- обеспечить приборный учет фактического расхода подпиточной воды в котельной;
- в котельной, расположенной по адресам: "адрес":
- провести техническое освидетельствование здания котельной;
- в соответствии с рекомендациями, по результатам технического освидетельствования стальной дымовой трубы, обеспечить дальнейшую эксплуатацию в исправном состоянии;
- обеспечить приборный учет фактического расхода подпиточной воды в котельной;
- в котельной, расположенной по адресам: "адрес":
- провести техническое освидетельствование здания котельной;
- оборудовать ограждение котельной;
- обеспечить приборный учет фактического расхода подпиточной воды в котельной;
Таким образом, из данного предписания не следует, что службой по экологическому надзору Республики Крым выявлены нарушения указанные прокурором, а именно котельные ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" по адресам: "адрес", "адрес", "адрес" не оборудованы приборы учета отпуска тепловой энергии.
Прокуратурой города Керчи в октябре 2018 года проведена проверка соблюдения филиалом ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" требований законодательства о теплоснабжении.
Данной проверкой установлено, что филиалом ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" в г. Керчи эксплуатация тепловых сетей, осуществляется с нарушениями требований п. 6.2.32, п. 11.1 Правил, а именно: не произведены очередные испытания тепловых сетей на максимальную температуру теплоносителя, не произведены очередные испытания тепловых сетей на определение тепловых и гидравлических потерь; в нарушение требований п.п. 13 п. 11 Правил оценки готовности к отопительному периоду отсутствует график ограничения теплоснабжения при дефиците тепловой мощности тепловых источников и пропускной способности тепловых сетей.
В котельной по адресу: "адрес", в нарушение п. 2.5.1 отсутствует, учет топливно-энергетических ресурсов, а именно: отпуска тепловой энергии и теплоносителя, в нарушение п.п. 3.3.1, 3.3.10 Правил эксплуатации производственное сооружение, а именно стальная труба, содержится в неисправном состоянии, в нарушение п. 6.2.31 Правил эксплуатации не обеспечен приборный учет фактического расхода подпиточной воды.
В нарушение п. 3.2.1 Правил эксплуатации отсутствует ограждение территории котельной, расположенной по адресу: "адрес", а также в нарушение п. 6.2.31 Правил не обеспечен приборный учет фактического расхода подпиточной воды.
В котельной по адресу: "адрес", в нарушение п. 6.2.31 Правил эксплуатации, не обеспечен приборный учет фактического расхода подпиточной воды. Надлежащие меры к устранению вышеуказанных нарушений по состоянию на 22 октября 2018 года не приняты.
Таким образом, и прокурор не выявил указанные в исковом заявлении нарушения, а именно котельные ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" по адресам: "адрес", "адрес" "адрес" не оборудованы приборы учета отпуска тепловой энергии.
В отношении котельной ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" по адресу "адрес", прокурором указано, что в нарушение п. 2.5.1 отсутствует, учет топливно-энергетических ресурсов, а именно: отпуска тепловой энергии и теплоносителя.
В связи с выявленными нарушениями прокуратурой города 22 октября 2018 года в адрес генерального директора ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" внесено представление об устранении нарушений законодательства о теплоснабжении.
Согласно ответу филиала ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" N 09/5959 от 02 ноября 2018 года на указанное представление, выявленные прокуратурой города нарушения не устранены.
31 октября 2018 года службой по экологическому надзору Республики Крым составлен Акт проверки готовности к отопительному периоду 2018-2019 г.г. N 06.1-46-23/03П, согласно которому комиссия пришла к выводу о неготовности Муниципального образования городской округ Керчь к отопительному периоду.
Однако из данного акта проверки не следует, что были выявлены указанные в исковом заявлении прокурора нарушения, поскольку основания по которым комиссия пришла к выводу о неготовности Муниципального образования городской округ Керчь к отопительному периоду, являлись иными.
При этом, согласно Приказу Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок" в п. 2.5. Контроль за эффективностью работы тепловых энергоустановок, в п.п. 2.5.1. для эффективной эксплуатации тепловых энергоустановок организация обеспечивает:
- учет топливно-энергетических ресурсов;
- разработку нормативных энергетических характеристик тепловых энергоустановок;
- контроль и анализ соблюдения нормативных энергетических характеристик и оценку технического состояния тепловых энергоустановок;
- анализ энергоэффективности проводимых организационно-технических мероприятий;
- ведение установленной государственной статической отчетности;
- сбалансированность графика отпуска и потребления топливно-энергетических ресурсов.
В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 401 Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей).
Пунктом 5.3.8 Положения N 401 определено, что Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору проводит проверки (инспекции) соблюдения юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, норм и правил в установленной сфере деятельности.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций определяются Законом N 190-ФЗ.
В соответствии с частями 1, 9 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов, обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения.
Согласно статье 4.1 указанного Закона под федеральным государственным энергетическим надзором в сфере теплоснабжения понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в рамках предусмотренных настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения полномочий, которая направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями требований безопасности в сфере теплоснабжения, установленных настоящим Федеральным законом, техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, и осуществляется посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, привлечению нарушивших обязательные требования лиц к ответственности, и деятельность указанных уполномоченных органов по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований.
Таким образом, из определенных Положением N 401 функций следует, что управление имело право при проведении первоначальной проверки, по результатам которой заявителю выдано предписание, проверить только соблюдение обществом как теплосетевой и теплоснабжающей организацией требований безопасности в сфере теплоснабжения, влияющих на выполнение требований по готовности эксплуатируемых им котельных к работе в том числе в отопительный период (обязательных требований).
21 сентября 2018 года службой по экологическому надзору Республики Крым ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" действительно по результатам проведенной проверки вынесено предписание N 06.1-17-34/18П об устранении выявленных нарушений.
Однако, как уже указывалось ранее, в указанном предписании отсутствуют нарушения указанные прокурором в исковом заявлении.
В соответствии с пунктом 5 статьи 19 Закона N 190-ФЗ владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В силу пункта 7 указанной статьи коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом требований технических регламентов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года N1034 утверждены Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, в соответствии с пунктом 15 которых коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя организуется во всех точках поставки и точках приема.
При этом из материалов дела следует, что ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" как собственник топлосетей по которым осуществляет поставку тепловой энергии, представил в суд сведения о наличии приборов учета тепловой энергии в точках балансовой принадлежности (точках поставки и точках приема).
Прокуратурой города Керчи в октябре 2018 года проведена проверка соблюдения филиалом ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" требований законодательства о теплоснабжении, которая установила, что в котельной ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" по адресу "адрес", в нарушение п. 2.5.1 Правил N 115 отсутствует, учет топливно-энергетических ресурсов, а именно: отпуска тепловой энергии и теплоносителя.
Пункт 2.5.1 Правил N 115 для эффективной эксплуатации тепловых энергоустановок организация обеспечивает учет топливно-энергетических ресурсов.
Пункт 9.1.43 Правил N 115 предусматривает, что для контроля расхода тепловой энергии, теплоносителя, утечки сетевой воды, возврата конденсата в тепловых пунктах устанавливаются теплосчетчики и счетчики теплоносителя.
Установка приборов коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя в котельной необходима для учета тепловой энергии.
Установленные требования об обязательной установке данных приборов не относится к требованиям безопасности в сфере теплоснабжения, влияющих на выполнение требований по готовности котельной к работе, в том числе в отопительный период. Ввиду чего, никоем образом не влияют на права неопределенного круга лиц потребителей тепловой энергии на получение тепловой энергии.
Требования коммерческого учета ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" выполнены, поскольку как собственник топлосетей по которым осуществляет поставку тепловой энергии, осуществляет начисление за отпущенный объем тепловой энергии согласно показателей приборов учета тепловой энергии в точках балансовой принадлежности (точках поставки и точках приема).
Ссылка прокурора как на основание обращения с указанным иском, на нарушение ответчиков прав неопределенного круга лиц на получение тепловой энергии, поскольку данные нарушения приводят к срыву отопительного сезона, по мнению судебной коллегии является несостоятельной.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решение суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материально права или норм процессуального права.
При таких обстоятельствах, руководствуясь вышеназванными положениями законодательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований заместителя прокурора города Керчи обратившего в суд в интересах неопределенного круга лиц, потребителей тепловой энергии.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
Решение Керченского городского суда Республики Крым от 24 июня 2019 года отменить, принять по делу новое решение которым в удовлетворении иска заместителя прокурора города Керчи к Государственному унитарному предприятию "Крымтеплокуммунэнерго" о понуждении совершить определенные действия, отказать.
Председательствующий судья Лозовой С.В.
Судьи Чистякова Т.И.
Гоцкалюк В.Д.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.