Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего
Хожаиновой О.В,
судей
при секретаре
Юсуповой Л.А-В, Шидаковой О.А,
Колесник Е.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Османовой Дилары Ибрагимовы к Администрации города Судака Республики Крым, заинтересованные лица - Тахтаров Арсен Нусрединович, Тахтарова Диляра Аметовна, действующие в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, Османова Эльнара Нусрединовна, действующая в своих интересах и интересах ФИО3, ФИО4, Орган опеки и попечительства муниципального образования городского округа Судак Республики Крым, о признании незаконным и отмене постановления,
по апелляционной жалобе Администрации города Судака Республики Крым на решение Судакского городского суда Республики Крым от 21 мая 2019 г, которым заявленные требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Хожаиновой О.В, объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым
установила:
Османова Д.И. обратилась в Судакский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением к административному ответчику, в котором просила признать незаконным и отменить постановление Администрации города Судака Республики Крым от 10 сентября 2018 г. N 1060.
Заявленные требования мотивированы тем, что на основании решения исполнительного комитета Судакского городского совета от 3 ноября 2009 г..N 504 Османовой Д.И. был выдан ордер N 12 на право занятия жилого помещения, жилой площадью 28,3 кв.м, общей площадью 40,3 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", и заключён договор найма коммунального жилого помещения, составом семьи нанимателя Османова Д.И, Тахтаров Э.Н, Тахтаров А.Н. 9 февраля 2016 г..административный истец обращалась к административному ответчику с заявлением о заключении договора социального найма с включением в него всех членов её семьи фактически с ней проживающими. Указанное заявление по существу Администрацией города Судака Республики Крым рассмотрено не было. 28 февраля 2018 г..Османова Д.И. обратилась к административному ответчику с заявлением о внесении изменений в её учётное дело и просила дополнительно включить в состав семьи фактически проживающую вместе с ней жену сына Тахтарову Д.А. и внуков ФИО1, ФИО9 оглы, ФИО3, на что также не получила ответ. В результате бездействия Администрации города Судака Республики Крым, Османова Д.И. обратилась в суд с иском о признании права пользования квартирой и возложении обязанности заключить договор социального найма квартиры. Решением Судакского городского суда Республики Крым от 16 июля 2018 г..по гражданскому делу N 2-465/2018 исковые требования Османовой Д.И. были удовлетворены полностью, после чего Администрация города Судака Республики Крым 27 августа 2018 г..заключила с ней договор социального найма квартиры N расположенной по адресу: "адрес" Однако, в указанный договор не были включены все проживающие с ней члены её семьи. После изучения учётного дела Османовой Д.И.
Администрацией города Судака Республики Крым установлено, что на основании решения исполнительного комитета Судакского городского совета от 28 января 2005 г..N 9 ФИО5 была принята на квартирный учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и включена в список депортированных лиц составом семьи 4 человека: ФИО5 - заявитель (мать истца), Османова Д.И. - дочь, Тахтаров А.Н. - внук, Тахтарова Э.Н. - внучка. Решением исполнительного комитета Судакского городского совета от 14 декабря 2006 г..N 625 учётное дело квартирного учёта ФИО5 переоформлено в связи с её смертью на Османову Д.И. составом семьи 3 человека. На основании постановления Администрации города Судака Республики Крым от 13 октября 2016 г..N 1529 Османова Д.И. с составом семьи из 3-х человек включена в список граждан, состоящих на учёте, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории городского округа Судак Республики Крым и прошедших перерегистрацию в Администрации города Судака Республики Крым по состоянию на 1 сентября 2016 г..Однако, при заключении договора социального найма ответчиком не были включены все члены семьи административного истца, в связи с чем последняя обратилась в администрацию за внесением изменений в договор социального найма. 27 сентября 2018 г..заявление Османовой Д.И. было удовлетворено, но, несмотря на указанное, административный ответчик ошибочно пришёл к выводу, что состав семьи Османовой Д.И. составляет только три человека, в связи с чем её обеспеченность жильём - более учётной нормы. Вместе с тем, семья Османовой Д.И. состоит из 8 человек и норма обеспеченности её жилой площадью значительно ниже учётной нормы. С учётом изложенного, административный истец считает постановление Администрации города Судака Республики Крым от 10 сентября 2018 г..N 1060, которым она снята с учёта качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, нарушающим её права и законные интересы.
Решением Судакского городского суда Республики Крым от 21 мая 2019 г. административное исковое заявление Османовой Д.И. удовлетворено: признано незаконным и отменено постановление Администрации города Судака Республики Крым от 10 сентября 2018 г. N 1060 "О снятии Османовой Д.И. с учёта (в том числе отдельного квартирного учёта депортированных) граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма на территории городского округа Судак Республики Крым".
Не согласившись с решением, Администрация города Судака Республики Крым подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объёме, ссылаясь на нарушение норм материального права, при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции не принято во внимание, что заявление Османовой Д.И, зарегистрированное в журнале регистрации заявлений и жалоб граждан 1 марта 2018 г. за N 0-9/461/2, о включении в состав членов её семьи: Тахтаровой Д.А. (невестки), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1 (внучки), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО9-о. (внука), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3 (внучки), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, было рассмотрено в установленном законом порядке, о чем свидетельствует постановление Администрации города Судака Республики Крым от 4 мая 2018 г. N 518 "О заявлении Османовой Д.И.", которым отказано во включении в состав членов её семьи указанных лиц. Таким образом, на момент вынесения обжалуемого постановления Администрации города Судака Республики Крым, Османова Д.И. состояла на учёте граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, составом семьи 3 человека. Во включении других граждан в состав семьи ей было отказано постановлением Администрации города Судака Республикики Крым от 4 мая 2018 г. N 518, которое Османова Д.И. не обжаловала. Османова Д.И. была обеспечена жилым помещением, согласно договору социального найма от 27 августа 2018 г. N 51, ей предоставлена квартира площадью 39,9 кв.м, расположенная по адресу: "адрес".
Османова Д.И. возражала против доводов апелляционной жалобы и просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Заинтересованное лицо Тахтаров А.Н, действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО9-о, поддержал позицию административного истца и простил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель Администрации города Судака Республики Крым, Тахтарова Д.А, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО9-о, ФИО4, действующая в своих интересах и интересах ФИО3, ФИО4, представитель Органа опеки и попечительства муниципального образования городского округа Судак Республики Крым не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще, о причинах неявки суд не известили, ходатайств об отложении рассмотрения дела суду не предоставили.
От Администрации города Судака Республики Крым, Тахтаровой Д.А. поступили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Судебная коллегия, с учётом положений части 6 статьи 226, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых лиц, участвующих в деле, их представителей, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих регламентировано главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что решением исполнительного комитета Судакского городского совета АР Крым от 14 декабря 2006 г. N 625 "О переоформлении учётного дела ФИО5 на Османову Д.И" переоформлено учётное дело квартирного учёта ФИО5 на дочь Османову Д.И, в связи со смертью матери. Османова Д.И. исключена из списка первоочерёдников в связи с выбытием из состава семьи лица, пользующегося льготой участника войны и включена на квартирный учёт и в список депортированных в общей очереди.
4 ноября 2009 г. на основании решения исполнительного комитета Судакского горсовета от 3 сентября 2009 г. N 504 Османовой Д.И. с семьёй из трёх человек выдан ордер N 12 на право занятия жилого помещения, жилой площадью 28,3 кв.м, из одной комнаты в квартире N, расположенной в "адрес".
В этот же день между исполнительным комитетом Судакского городского совета и Османовой Д.И. заключён договор найма коммунального жилого помещения сроком до 1 ноября 2012 г.
Дополнительным соглашением N 1 к договору найма коммунального жилого помещения от 4 ноября 2009 г. от 18 октября 2012 г. продлён срок действия договора до 1 ноября 2015 г.
Согласно договору N 51 социального найма жилого помещения от 27 августа 2018 г. и акту приёма жилого помещения от 27 августа 2018 г. административному истцу передано в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Судак Республики Крым, состоящее из однокомнатной квартиры, общей площадью 39,2 кв.м, жилой площадью 18,1 кв.м, расположенное по адресу: "адрес", для проживания в нем.
Постановлением Администрации города Судака Республики Крым от 10 сентября 2018 г. N 1060 "О снятии Османовой Д.И. с учёта (в том числе отдельного квартирного учёта депортированных) граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на территории городского округа Судак Республики Крым" Османова Д.И. составом семьи 3 человека снята с учёта, в том числе отдельного квартирного учёта депортированных граждан, в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на территории городского округа Судак Республики Крым.
Основанием для принятия оспариваемого постановления в порядке пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации послужил тот факт, что Османова Д.И. утратила основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма, поскольку обеспеченность площадью жилого помещения Османовой Д.И. и членов её семьи составляет 39,2/3=13,07 кв.м на каждого члена семьи, что более учётной нормы, установленной Судакским городским советом в размере 8 и менее квадратных метров на каждого члена семьи, дающих право принятия на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (решение Судакского городского совета от 25 декабря 2015 г. N 377).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 1 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 51, статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходил из того, что в "адрес", зарегистрированы и проживают 8 человек, и каких - либо предусмотренных законом оснований, для снятия семьи Османовой Д.И. с учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, у административного ответчика не имелось.
С указанными выводами судебная коллегия соглашается, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьёй 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учёта.
В силу части 1 статьи 56 Жилищного кодекса российской Федерации граждане снимаются с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма (пункт 2).
Частью 2 названной статьи предусмотрено, что решения о снятии с учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учёт, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учёта с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 11 постановления от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тёти, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
Из материалов дела следует, что 27 сентября 2018 г. между Администрацией города Судака Республики Крым и Османовой Д.А. было заключено дополнительное соглашение N 1 к договору N 51 социального найма жилого помещения от 27 августа 2018 г, согласно которому пункт 3 указанного договора изложен в новой редакции из которой следует, что совместно с нанимателем в жилое помещение вселены члены семьи: ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения - дочь; Тахтаров А.Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения - сын; ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения - внучка; ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения - внучка; ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения - внучка; ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения - внук; Тахтарова Д.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения - невестка.
Указанный состав семьи Османовой Д.И. также подтверждён справкой, выданной ТСН "Айвазовка".
Материалами дела подтверждается, что указанные члены семьи Османовой Д.И. зарегистрированы по месту жительства: "адрес", до принятия административным ответчиком постановления от 10 сентября 2018 г. N 1060.
Таким образом, по смыслу части 1 статьи 69 Жилищного Кодекса Российской Федерации, на дату вынесения оспариваемого постановления 10 сентября 2018 г. N 1060 Османова Э.Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения - дочь; Тахтаров А.Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения - сын; ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения - внучка; ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения - внучка; ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения - внучка; ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения - внук; Тахтарова Д.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения - невестка, как фактически, так и юридически, являлись членами семьи нанимателя - Османовой Д.И.
Учитывая установленные по делу обстоятельства и приведённые выше нормы права, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что основания для получения жилого помещения на условиях договора социального найма Османовой Д.И. не утрачены, поскольку с момента постановки на учёт и до принятия оспариваемого постановления Администрацией города Судака Республики Крым от 10 сентября 2018 г. N 1060 о снятии с учёта - жилищные условия её семьи улучшены не были.
В связи с изложенным, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным по делу доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не было принято во внимание постановление Администрации города Судака Республики Крым от 4 мая 2018 г. N 518 "О рассмотрении заявления Османовой Д.И.", которым административному истцу отказано в включении в состав семьи членов её семьи Тахтаровой Д.А. - невестки, ФИО1 - внучки, ФИО9 - внука, ФИО3 - внучки, не являются основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции, поскольку по смыслу части 1 статьи 69 Жилищного Кодекса Российской Федерации, на дату вынесения оспариваемого постановления 10 сентября 2018 г. N 1060 указанные выше члены семьи как фактически, так и юридически, являлись членами семьи нанимателя - Османовой Д.И.
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что административным ответчиком 27 сентября 2018 г. с Османовой Д.А. было заключено дополнительное соглашение N 1 к договору N 51 социального найма жилого помещения от 27 августа 2018 г, согласно которому пункт 3 указанного договора изложен в новой редакции, из которой следует, что совместно с нанимателем в жилое помещение вселены 7 членов семьи, указанных выше.
Иные доводы апелляционной жалобы о нарушении норм материального права, направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции мотивированы, полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, требованиям закона.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
Ввиду изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Судакского городского суда Республики Крым от 21 мая 2019 г. по административному делу N 2а-455/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Судака Республики Крым - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий О.В. Хожаинова
Судьи Л.А-В. Юсупова
О.А. Шидакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.