Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Юсуповой Л.А-В,
судей Агина В.В, Хожаиновой О.В.
при секретаре Оплачко А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Заведей Николая Терентьевича к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Короченцевой Екатерине Васильевне о признании решения незаконным, понуждении совершить определённые действия
по апелляционной жалобе Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 24 июня 2019 года, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Юсуповой Л.А-В, объяснения представителя Заведей Т.Н. - Мневец А.Н, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
административный истец Заведей Н.Т. обратился в Ялтинский городской суд Республики Крым с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 14 февраля 2019 года N 90/021/152/2018-2532 об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", возложить на ответчика обязанность внести в Единый реестр недвижимости сведения о ранее учтённом объекте недвижимости.
Исковые требования мотивированы тем, что он является собственником земельного участка площадью 400 кв. метров, кадастровый N, на основании решения исполнительного комитета Ялтинского городского Совета от 29 мая 1992 года. Истец обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым за регистрацией права собственности на земельный участок, однако её проведение было приостановлено, а в последующем ему было отказано в регистрации права в связи с тем, что из представленного на регистрацию решения исполкома не усматривается, что заявленный объект недвижимости передан ему в собственность. Указывает, что решение регистратора противоречит пункту 3 статьи 3 Федерального закона N 137-Ф3 от 25 октября 2001 года "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьи 8-2 Закона Республики Крым N 38-3PK, а также нарушает его права как собственника земли, в связи с чем подлежит признанию судом незаконным.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 24 июня 2019 года административное исковое заявление удовлетворено частично, признано незаконным решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 14 февраля 2019 года об отказе Заведей Н.Т. в регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес" и возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Заведей Н.Т. от 30 октября 2018 года о регистрации права собственности на вышеуказанный объект недвижимого имущества, в остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с решением Ялтинского городского суда от 24 июня 2019 года, заместителем председателя - начальником Ялтинского городского управления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Бибиковой Н.К. в интересах Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым подана апелляционная жалоба, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым отказать Заведей Н.Т. в удовлетворении исковых требований в полном объёме.
В судебном заседании представитель административного истца Заведей Н.Т. - Мневец А.Н. против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признавал их явку обязательной.
Судебная коллегия, руководствуясь указанными положениями статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц, извещённых надлежащим образом.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судом первой инстанции установлено, что решением исполнительного комитета Ялтинского городского совета N 425 (1) от 29 мая 1992 года был предоставлен ОП "Крымспецстрой" земельный участок общей площадью 9,8 га из земель запаса/ гора Дарсан от телевышки до здания горгаза/ под строительство индивидуальных жилых домов. Произведен отвод земельных участков в районе горы Дарсан/ от телевышки до горгаза/ в размере 0,04 га каждый в пожизненное наследуемое владение для строительства и обслуживания жилых домов гражданам коллективов ОП "Крымспецстрой" и Ялтинского производственного управления газового хозяйства.
Пунктом 3 решения Архитектурно - планировочному управлению дано указание произвести отвод земельных участков в натуре.
Согласно списку работников ОП "Крымспецстрой", утверждённому решением Ялтинского горисполкома N 425 от 29 мая 1992 года, под номером 25 значится Заведей Николай Терентьевич.
Решением исполнительного комитета Ялтинского городского Совета N 1088 от 14 июня 2007 года внесены наименования улиц жилого квартала ЖСЭТ ОП "Крымспецстрой" на "адрес", согласно схемы земельных участков, в том числе улица N 4 поименована "адрес".
Согласно списку членов ЖСЭТ "Крымспецстрой", Заведей П.Т. отведён земельный участок N 8 площадью 0,04 га, расположенный на "адрес", согласно схемы земельных участков.
30 октября 2018 года Заведей П.Т. обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлениями об осуществлении кадастрового учёта земельного участка путём внесения сведений о ранее учтённом объекте недвижимости, а также о государственной регистрации на него права собственности.
В качестве правоустанавливающего документа истцом было представлено решение исполнительного комитета Ялтинского городского совета N 425 (1) от 29 мая 1992 года.
На основании заявления истца и вышеуказанного решения органа местного самоуправления, в Единый государственный реестр недвижимости были внесены сведения о ранее учтённом объекте недвижимости - земельном участке площадью 400 кв. метров, расположенном в "адрес", с присвоением ему кадастрового номера N (дата присвоения кадастрового номера 29 мая 1992 года).
При этом уведомлением от 15 ноября 2018 года проведение действий по государственной регистрации права собственности на земельный участок было приостановлено до 14 февраля 2019 года на основании пункта 5 части 1 статьи 26 Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Основанием приостановления указано, что согласно сведениям, содержащимся в предоставленном на государственную регистрацию решении N 425 от 29 мая 1992 года, не усматривается, что заявленный объект недвижимости передан заявителю в собственность.
11 февраля 2019 года истцом были дополнительно представлены: решение исполнительного комитета N 1088 от 14 июня 2017 года "О наименовании улиц ЖСЭТ "Крымспецстрой" "адрес" со списком членов ЖСЭТ "Крымспецстрой", а также схема земельных участков.
Сообщением государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 14 февраля 2019 года в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером N истцу было отказано в связи с истечением срока приостановления и не устранением указанных в уведомлении причин, а именно отсутствием в решении исполкома Ялтинского городского совета N 425 от 29 мая 1992 года указания на то, что заявленный объект недвижимости передан заявителю в собственность.
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции пришёл к выводу, что представленное для государственной регистрации права собственности на земельный участок решение исполнительного комитета Ялтинского городского совета за 1992 год и иные документы, свидетельствующие об отведении истцу в пожизненное наследуемое владение земельного участка площадью 0,04 га, для строительства и обслуживания жилого дома, является в силу положений действующего законодательства надлежащими документами, на основании которых за ним может быть зарегистрировано право собственности на земельный участок, в связи с чем отказ государственного регистратора признан незаконным и необоснованным.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда в силу следующего.
Порядок и основания регистрации прав на объект недвижимого имущества, отказа в регистрации установлены Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ), в соответствии со статьёй 1 которого государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно пункту 2 вышеуказанной статьи, основаниями для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав являются в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 4 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ, к заявлению о государственном кадастровом учёте и (или) государственной регистрации прав прилагаются, в том числе документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (п. 5 ст. 18 Федерального закона N 218-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального Закона N 218-ФЗ, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение нрава и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определённых законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно абзацу второму пункта 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором представлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
В соответствии со статьёй 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений в сфере кадастрового учёта недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В соответствии со статьёй 8-2 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" государственная регистрация права собственности гражданина Российской Федерации на земельный участок, предоставленный до принятия Федерального конституционного закона для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающем или удостоверяющем право гражданина Российской Федерации на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй.
Пунктом 2 указанной статьи основанием для государственной регистрации права собственности гражданина Российской Федерации на указанный в части 1 настоящей статьи земельный участок является следующий документ:
акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
решение исполнительного комитета сельского, поселкового, городского совета независимо от утверждения его решением сессии сельского, поселкового, городского совета, в том числе без указания сведений о праве, на котором земельный участок передается такому гражданину, при условии, что данное решение не отменено;
иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок, изданный в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого документа на момент его издания, кроме договора аренды, документа о передаче земельного участка во временное пользование.
С учётом изложенного, представленным на государственную регистрацию решении исполкома Ялтинского городского совета N 425 от 29 мая 1992 года и иные документы, свидетельствуют о том, что истцу передан испрашиваемый земельный участок в размере 0,04 га в пожизненное наследуемое пользование.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом также не допущено.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 24 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий: Л.А-В. Юсупова
Судьи: В.В. Агина
О.В. Хожаинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.