Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего
Кучеренко Н.В,
судей
при секретаре
Кураповой З.И, Павловского Е.Г,
Дубровой А.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Никитенко Ильи Владимировича к Администрации города Судака Республики Крым об отмене постановления, о возложении обязанности выдать акт о соответствии перепланировки помещений,
по апелляционной жалобе Никитенко Ильи Владимировича на решение Судакского городского суда Республики Крым от 10 июня 2019 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Кучеренко Н.В, объяснения представителя административного истца, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
Никитенко И.В. обратился в Судакский городской суд Республики Крым с административным иском к Администрации города Судака Республики Крым, в котором просил отменить постановление Администрации города Судака Республики Крым от 19 марта 2019 года N312 "Об отказе приема выполненной перепланировке нежилых помещений, расположенных по адресу: РК, "адрес", с кадастровыми номерами N и N", обязать Администрацию города Судака Республики Крым выдать акт о соответствии перепланировки помещений с кадастровыми номерами N и N по адресу: РК, "адрес", постановлению Администрации города Судака Республики Крым от 07 марта 2018 года N256 "О согласовании перепланировки нежилых помещений, расположенных по адресу: РК, "адрес", с кадастровыми номерами N и N".
Требования мотивированы тем, что Никитенко И.В. в соответствии с постановлением Администрации города Судака Республики Крым от 07 марта 2018 года N256 осуществлена перепланировка нежилых помещений в многоквартирном доме, принадлежащих ему на праве собственности, расположенных по адресу: "адрес", с кадастровыми номерами N и N. Указанная перепланировка осуществлена в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с проектом перепланировки. В соответствии с постановлением Администрации города Судака Республики Крым от 20 декабря 2018 года N1506 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Согласование проведения переустройства и (или) перепланировки жилого (нежилого) помещения" Никитенко И.В. обратился в Администрацию города Судака Республики Крым с заявлением о завершении выполненной перепланировки. Постановлением от 19 марта 2019 года N312 административным ответчиком административному истцу отказано в приеме выполненной перепланировки в связи с тем, что перепланировка выполнена с отступлением от проекта, согласно поступающих обращений собственников помещений в данном многоквартирном жилом доме нарушает права и законные интересы граждан, перепланировка осуществлена частично за пределами помещений с кадастровыми номерами N и N с размещением сооружений на земельном участке с кадастровым номером N, являющимся общим имуществом, без согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме. Отказ Администрации города Судак Республики Крым административный истец считает незаконным и необоснованным, в том числе, как принятое на основании нормативов отменённого постановления от 27 июня 2016 года N1066. Никитенко И.В. указывает, что Администрация города Судака Республики Крым должна была руководствоваться положениями Постановления от 20 июня 2018 года N1506.
Решением Судакского городского суда Республики Крым от 10 июня 2019 года в удовлетворении исковых требований Никитенко И.В. отказано.
В апелляционной жалобе административного истца ставится вопрос об отмене судебного акта и о направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Апелляционная жалоба мотивирована незаконностью решения суда первой инстанции. В частности, указано, что обстоятельства, приведенные судом в обоснование отказа в удовлетворении требования относительно квалификации осуществленных работ как реконструкция нежилых помещений, а также несоответствие размеров выполненной перепланировки, не соответствуют действительности.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Никитенко И.В. по доверенности - Майер Г.В. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Судебная коллегия, с учётом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых и неявившихся участников процесса, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Никитенко И.В. на праве собственности принадлежат нежилые помещения, площадью 43,70 кв.м, кадастровый N, и 101,90 кв.м, кадастровый N, расположенные по адресу: "адрес", на цокольном этаже (л.д. 8-9, 10-11, 12, 13).
Постановлением Администрации города Судака Республики Крым от 07 марта 2018 года N256 "О согласовании перепланировки нежилых помещений с кадастровыми номерами N и N, расположенных по адресу: "адрес"" дано согласие на перепланировку нежилых помещений с кадастровыми номерами N и N, расположенных по адресу: "адрес", в соответствии с представленным проектом "Перепланировка нежилых помещений, расположенных в жилом доме по адресу: "адрес"". В постановлении установлен срок производства ремонтно-строительных работ с 15 марта 2018 года по 01 декабря 2018 года. Данным постановлением заявитель обязан осуществить перепланировку нежилых помещений в соответствии с вышеуказанным проектом и с соблюдением требований Порядка согласования переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений на территории городского округа Судак, утверждённого постановлением администрацией города Судак N1066 от 27 июня 2016 года. Установлено, что Межведомственная комиссия по вопросам переустройства и (или) перепланировки жилых (нежилых) помещений осуществляет приемку выполненных работ и подписание акта о завершении переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений (квартира) в порядке, установленном Постановлением администрации города Судака N1066 от 27 июня 2016 года (л.д. 6).
Административным истцом в материалы дела представлен проект "Перепланировка нежилых помещений, расположенных в жилом доме по адресу: "адрес"" (л.д. 15-75).
19 марта 2019 года Администрацией города Судака Республики Крым постановлением N312 отказано в приеме выполненной перепланировки нежилых помещений, расположенных по адресу: "адрес", цокольный этаж, с кадастровыми номерами N и N в связи с тем, что перепланировка выполнена с отступлением от проекта, согласно поступающих обращений собственников помещений в данном многоквартирном жилом доме нарушает права и законные интересы граждан, перепланировка осуществлена частично за пределами помещений с кадастровыми номерами N и N с размещением сооружений на земельном участке с кадастровым номером N, являющимся общим имуществом, без согласия собственников помещений в многоквартирном доме (л.д. 7).
Названным постановлением утверждён Акт приемочной комиссии перепланировки нежилых помещений, расположенных по адресу: Российская Федерация, Республика Крым, городской округ Судак Республики Крым, "адрес", от ДД.ММ.ГГГГ. Из указанного Акта следует, что в ходе проведения обследования вышеуказанных помещений установлен ряд несоответствий. Так, в нежилом помещении с кадастровым номером N согласно проекту перепланировки нежилых помещений, помещение N7 совместили с помещением N1 (отсутствует перегородка между вышеуказанными помещениями). Высота приямка от поверхности земли составляет 600 мм, вместо заявленных в проекте 300 мм. Высота приямка от пола на отметке -3,050 составляет 1450 мм, вместо заявленных в проекте 1100 мм. Кроме того, в нежилом помещении с кадастровым номером N согласно проекту между помещением N2 и помещением N3 отсутствует перегородка с дверным проемом. В помещении N10 возведена перегородка, которая не предусмотрена проектом, а фасад не соответствует проектным решениям. Отсутствуют перегородки, формирующие помещение сан. узла N10 согласно экспликации. Приемочной комиссией принято решение об отказе в приёме выполненной перепланировки нежилых помещений (л.д. 99).
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из необоснованности заявленных требований.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, исходя из следующего.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, задачами административного судопроизводства являются, в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Одним из принципов административного судопроизводства является законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 названного кодекса).
Таким образом, законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит по общему правилу из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения (часть 1 статьи 4, часть 1 статьи 218, часть 9 статьи 226, статья 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В силу части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Согласно части 2 статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации, перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
Частью 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
В силу части 5 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации, орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Предусмотренный частью 5 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме (часть 6).
Завершение переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме подтверждается актом приемочной комиссии (часть 1 статьи 28 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктами 3.3 и 3.4 Порядка согласования переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений на территории городского округа Судак, утверждённого постановлением Администрации города Судака N1066 от 27 июня 2016 года, органом, осуществляющим выдачу постановления о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого или нежилого помещения на территории городского округа Судак, является Администрация города Судака. Функции по определению возможности проведения переустройства и (или) перепланировки в жилых нежилых помещениях, расположенных в жилых домах, осуществление приемки выполненных ремонтно-строительных работ, а также подписание акта приемочной комиссии проведенного переустройства и (или) перепланировки указанных помещений осуществляется Приемочной комиссии по приемке переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений, расположенных на территории городского округа Судак).
Пунктом 1.7.1 - 1.7.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N170 установлено, что перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров. Переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
Перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается.
В соответствии с частью 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно, в том числе, крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (часть 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, перепланировка вышеуказанных нежилых помещений выполнена с отступлением от согласованного административным ответчиком проекта перепланировки нежилых помещений, а именно: осуществлена частично за пределами помещений с кадастровыми номерами N и N с размещением сооружений на земельном участке с кадастровым номером N, являющимся общим имуществом, без согласия собственников помещений в многоквартирном доме.
Так, в нежилом помещении с кадастровым номером N согласно проекту перепланировки нежилых помещений, помещение N совместили с помещением N (отсутствует перегородка между вышеуказанными помещениями). Высота приямка от поверхности земли составляет 600 мм, вместо заявленных в проекте 300 мм. Высота приямка от пола на отметке -3,050 составляет 1450 мм, вместо заявленных в проекте 1100 мм. Кроме того, в нежилом помещении с кадастровым номером N согласно проекта между помещением N и помещением N отсутствует перегородка с дверным проемом. В помещении N возведена перегородка, которая не предусмотрена проектом, а фасад не соответствует проектным решениям. Отсутствуют перегородки, формирующие помещение сан. узла N согласно экспликации.
Данные отступления от согласованного проекта, подтверждаются также техническим заключением Феодосийского инженерно-технического центра по созданию объектов градостроительства (филиал) ФГАОУ ВО "КФУ им. В.И. Вернадского" от 08 ноября 2018 года, где указано на то, что изменения в соответствии с решениями АН привели к незначительному изменению площадей отдельных помещений, часть перегородок по решению АН не выполнялась, как и оконный проём в торцовой стене (чертежи АН); площади образовавшихся помещений, соответствуют проекту, с учётом принятых решений авторским надзором; крепление навесов приямками выполнено не к стене первого этажа, а на отметке перекрытия первого этажа.
Множественность субъектов права собственности на одно и то же имущество предполагает необходимость согласования их воли по осуществлению правомочий в отношении него, что предусмотрено пунктом 1 статьи 246, и пунктом 1 статьи 247 Гражданский кодекс Российской Федерации
Согласно подпунктам "а, б, е" пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Как установлено, предписанием от 04 октября 2018 года N680 государственного жилищного инспектора Республики Крым - заведующего отделом лицензирования и лицензионного контроля Инспекции по жилищному надзору Республики Крым, Никитенко И.В. предписано привести в соответствие с проектом многоквартирного "адрес" оконных проемов и фасадной стены в местах обустройства и оборудования дверных проемов. Демонтировать смонтированную конструкцию из металла - козырек навес, обустроенный около помещений 18 и 19. Привести участок земли придомовой территории многоквартирного "адрес" около помещений N, N N, N, N в соответствии с проектом строительства многоквартирного дома и установить уровень земли у фасада и фундамента дома до нормативного, восстановить отмостку фундамента многоквартирного дома.
Апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от 09 апреля 2019 года N33а-2949/2019 Никитенко И.В. отказано в удовлетворении административного искового заявления о признании вышеуказанного предписания незаконным (л.д. 84-89).
При таких обстоятельствах, суде первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что Администрацией города Судака Республики Крым оспариваемое постановление принято в соответствии с требованиями закона и в пределах предоставленных административному ответчику полномочий.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости экспертного заключения по вопросу расхождений в замерах по перепланировке, являются несостоятельными, поскольку факт отступления от проекта, в том числе, установлен в рамках технического заключения Феодосийского инженерно-технического центра по созданию объектов градостроительства (филиал) ФГАОУ ВО "КФУ им. В.И. Вернадского" от 08 ноября 2018 года.
Ссылки представителя административного истца о том, что допущенные отступления от согласованного проекта не являются основанием для отказа в приеме выполненной перепланировки нежилых помещений, также являются несостоятельными, поскольку такие отступления, в том числе затрагивают права собственников общего имущества многоквартирного жилого дома - фасад зданий, земельный участок.
Иные доводы апелляционной жалобы, по своей сути, правильность выводов суда первой инстанции не опровергают, направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств. Оснований для иного применения норм права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции мотивированы, полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, требованиям закона.
Таким образом, предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке отсутствуют.
Ввиду изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым, руководствуясь статьями 177, 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Судакского городского суда Республики Крым от 10 июня 2019 года по административному делу N2а-540/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Никитенко Ильи Владимировича - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий: Н.В. Кучеренко
Судьи: З.И. Курапова
Е.Г. Павловский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.