Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Кураповой З.И,
судей Кучеренко Н.В,
Павловского Е.Г,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Могильной А.С, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Алушты Республики Крым на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 14.05.2019 г. по делу N2а-671/2019 по административному исковому заявлению ООО "База отдыха "Старый Замок" к администрации города Алушты Республики Крым о признании нормативно-правового акта недействующим в части,
заслушав доклад судьи Кураповой З.И,
УСТАНОВИЛА:
Представитель ООО "База отдыха "Старый Замок" Дударев Д.С. обратился в Алуштинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня принятия пп. 4, 8 п. 2.6 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Переоформление прав на земельные участки, на которые возникли права до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", утвержденного постановлением администрации города Алушты Республики Крым от 06.09.2017 г. N1933 "Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Переоформление прав на земельные участки, на которые возникли права до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", которое опубликовано 14.9.2017 г. на официальном сайте муниципального образования городской округ Алушта https:// alushta- adm. ru/ post/ postanovleniia- admimistratsii-2017- god, а также в газете "Алуштинский вестник" за N37 от 21.09.2017 г, как противоречащие нормативно-правовому акту большей юридической силы, а именно - Постановлению Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 г. N313 "Об утверждении Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым", а также принятое в отсутствие полномочий.
Вышеуказанное заявление мотивировано тем, что с целью приведения договора аренды земли от 31.12.2009 г, которым административному истцу сроком до 2058 года передан земельный участок площадью 900 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", в соответствие с законодательством Российской Федерации, административный истец обратился с соответствующим заявлением в администрацию города Алушты Республики Крым, однако письмом от 19.12.2018 г. ему было отказано в переоформлении договора аренды, с указанием на непредоставление документов, указанных в пп. 4, 8 п. 2.6 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Переоформление прав на земельные участки, на которые возникли права до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", тогда как Порядком переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденным Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 г. N313, предоставление таких документов не предусмотрено.
Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 14.05.2019 г. по делу N2а-671/2019 административное исковое заявление ООО "База отдыха "Старый Замок" удовлетворено частично; признаны недействующими со дня вступления решения в законную силу пп. 4, 8 п. 2.6 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Переоформление прав на земельные участки, на которые возникли права до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", утвержденного постановлением администрации города Алушты Республики Крым от 06.09.2017 г. N1933; в удовлетворении административного иска в иной части отказано.
Не согласившись с указанным решением, администрация города Алушты Республики Крым обратилась в Верховный Суд Республики Крым с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 14.05.2019 г. по делу N2а-671/2019 и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Апелляционная жалоба обоснована тем, что на момент обращения административного истца пп. 4 п. 2.6 Административного регламента соответствовал пп. 5 п. 7 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, действовавшего до 02.04.2019 г. Кроме того, пп. 8 п. 2.6 Административного регламента имеет ограничения в его использовании - "если таковые имеются", а также аналогичные требования содержатся в пп. 8 (в редакции постановления от 02.04.2019 г. N190 - пп. 7) Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым.
В судебном заседании 07.10.2019 г. представитель администрации города Алушты Республики Крым Стерехов Н.А. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Иные стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о дне, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями ч. 2 ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Исследовав материалы дела, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, исследовав правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и было установлено судом первой инстанции, на основании договора аренды от 31.12.2009 г, прошедшего государственную регистрацию 03.09.2010 г, у ООО "База отдыха "Старый замок" в аренде находится земельный участок, кадастровой N, несельскохозяйственного назначения, земли рекреационного назначения, расположенный по адресу: "адрес"; срок действия договора - 49 лет.
С целью предоставления земельного участка в порядке переоформления по действующему законодательству указанного договора аренды, ООО "База отдыха "Старый замок" направило соответствующее заявление в администрацию города Алушты Республики Крым, приложив копии свидетельства ЕГРЮЛ, ИНН, копию Устава, подлинник договора аренды, кадастровый паспорт земельного участка.
Письмом администрации города Алушты Республики Крым от 19.12.2018 г. N3224/02-19-5779 в оформлении договора аренды было отказано на том основании, что к договору не представлена кадастровая выписка без отметки о необходимости уточнения границ земельного участка, графический материал испрашиваемого земельного участка, выписка из ЕГРЮЛ, тогда как это предусмотрено п. 2.6 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Переоформление прав на земельные участки, на которые возникли права до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Административный регламент).
Действительно пп. 4, 8 п. 2.6 Административного регламента установлено, что для предоставления муниципальной услуги необходимо предоставить кадастровый паспорт земельного участка без отметки о необходимости уточнения границ земельного участка и с указанием сведений об объектах местности, упрощающих понимание места расположения земельного участка, имеющихся в Государственном кадастре недвижимости (с обязательным указанием вида разрешенного использования земельного участка); схематический план земельного участка (масштаб: 1:200 мм, 1:500 мм, 1:1000 мм, 1:2000 мм) с указанием ограничений в его использовании (если таковые имеются).
Вместе с тем, административный истец отмечает, что указанные пп. 4, 8 п. 2.6 Административного регламента противоречат Постановлению Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 г. N313 "Об утверждении Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым", что и послужило основанием для обращения с названным административным исковым заявлением в суд.
Проанализировав положения вышеуказанных нормативных правовых актов, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый в части муниципальный нормативный правовой акт увеличивает количество документов, необходимых для переоформления прав на земельные участки, что не предусмотрено региональным законодательством Республики Крым, в частности п. 2.7 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 г. N313, а установленный в нем перечень является исчерпывающим, в связи с чем признал недействующими указанные пп. 4, 8 п. 2.6 Административного регламента.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции не в полной мере была дана оценка обжалуемым пп. 4, 8 п. 2.6 Административного регламента на предмет их соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем решение суда подлежит отмене в части, на основании следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно п. 3 ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, в том числе соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 г. N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Частью 3 ст. 7 указанного Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" определено, что Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31.07.2014 г. N38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", принятым Государственным Советом Республики Крым 30.07.2014 г. (далее - Закон N38-ЗРК).
Частью 14 ст. 3 Закона N38-ЗРК установлено, что в случае если земельный участок, в отношении которого до вступления в силу Федерального конституционного закона заключен и зарегистрирован в действовавшем на момент его заключения порядке договор аренды, договор об установлении сервитута, находится в государственной или муниципальной собственности, орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение таким земельным участком, обязан по заявлению лица, с которым заключен соответствующий договор, заключить с таким лицом соответственно договор аренды, договор об установлении сервитута в отношении соответствующего земельного участка.
Порядок подачи и рассмотрения заявлений о заключении договора аренды или договора об установлении сервитута на земельные участки в соответствии с частью 14 настоящей статьи устанавливается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым (ч. 17 ст. 3 Закона N38-ЗРК).
Пунктом 7 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 г. N313, в редакции, действующей на момент обращения ООО "База отдыха "Старый замок" с заявлением о предоставлении земельного участка в порядке переоформления (далее - Порядок N313), установлено, что к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются:
1) для физических лиц - копия документа, подтверждающего личность гражданина;
2) для юридических лиц: копия устава, заверенная данным юридическим лицом; копия документа, подтверждающего соответствующие полномочия представителя юридического лица; копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица, заверенная данным юридическим лицом; копия свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом органе Российской Федерации;
3) подлинник правоустанавливающего (подтверждающего) документа либо копия судебного решения, заверенная судом, свидетельствующие о наличии у заявителя подлежащего переоформлению права;
4) копия решения органа местного самоуправления или органа исполнительной власти, дающего право на завершение оформления прав на земельный участок, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона;
5) кадастровый паспорт земельного участка или кадастровая выписка о земельном участке, содержащий сведения о его границах;
6) документ, подтверждающий право на приобретение земельного участка в соответствии с требованиями статей 3 и 13 Закона, если такое право не вытекает из документов, перечисленных в подпунктах 1 - 4 настоящего пункта;
7) документ, подтверждающий соответствующие полномочия заявителя (при подаче заявления представителем заявителя);
8) материалы документации по землеустройству, разработанной на основании решения, указанного в подпункте 4 настоящего пункта, в том числе графический материал, позволяющий определить место расположения земельного участка (при наличии).
Администрация города Алушты Республики Крым, в соответствии с предоставленным ей ч. 4 ст. 42 Устава муниципального образования городской округ Алушта правом на принятие муниципальных правовых актов, постановлением от 06.09.2017 г. N1933 утвердила Административный регламент, п. 2.6 которого установлено, что для предоставления муниципальной услуги необходимо предоставить, в том числе:
кадастровый паспорт земельного участка без отметки о необходимости уточнения границ земельного участка и с указанием сведений об объектах местности, упрощающих понимание места расположения земельного участка, имеющихся в Государственном кадастре недвижимости (с обязательным указанием вида разрешенного использования земельного участка) (пп. 4 п. 2.6);
схематический план земельного участка (масштаб: 1:200 мм, 1:500 мм, 1:1000 мм, 1:2000 мм) с указанием ограничений в его использовании (если таковые имеются) (пп. 8 п. 2.6).
Указанные положения Административного регламента, по мнению суда первой инстанции, увеличивают количество документов, необходимых для переоформления прав на земельные участки, что не предусмотрено Порядком N313.
В апелляционной жалобе администрация города Алушты Республики Крым указывает, что пп. 8 п. 2.6 Административного регламента имеет ограничения в его использовании - "если таковые имеются", а также аналогичные требования содержатся в пп. 8 Порядка N313, однако анализ указанных положений нормативных правовых актов не позволяет сделать вывод об их идентичности, поскольку пп. 8 Порядка N313 лишь указано, что графический материал должен позволять определить место расположения земельного участка, тогда как в пп. 8 п. 2.6 Административного регламента указано, что в схематическом плане земельного участка также должны быть указаны ограничения в его использовании.
При этом суд апелляционной инстанции не принимает во внимание довод жалобы о том, что указанный пп. 8 п. 2.6 Административного регламента имеет ограничения в его использовании - "если таковые имеются", поскольку материалы дела свидетельствуют о том, что непредоставление административным истцом графического материала испрашиваемого земельного участка послужило одним из оснований для отказа в оформлении договора аренды.
Вместе с тем заслуживают внимания доводы апелляционной жалобы о соответствии пп. 4 п. 2.6 Административного регламента пп. 5 п. 7 Порядка N313.
Так, в соответствии с пп. 5 п. 7 Порядка N313, в редакции, действующей на момент обращения ООО "База отдыха "Старый замок" с заявлением о предоставлении земельного участка в порядке переоформления (далее - Порядок N313), установлено, что к заявлению о предоставлении земельного участка прилагается кадастровый паспорт земельного участка или кадастровая выписка о земельном участке, содержащий сведения о его границах.
В пп. 4 п. 2.6 Административного регламента содержатся аналогичные требования в части необходимости предоставления кадастрового паспорта земельного участка без отметки о необходимости уточнения границ земельного участка.
Подпункт 4 п. 2.6 Административного регламента не соответствует пп. 5 п. 7 Порядка N313 лишь в части, содержащей требования о необходимости указать сведения об объектах местности, упрощающих понимание места расположения земельного участка, имеющихся в Государственном кадастре недвижимости (с обязательным указанием вида разрешенного использования земельного участка).
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 14.05.2019 г. по делу N2а-671/2019 подлежит отмене в части признания недействующим пп. 4 п. 2.6 Административного регламента в части необходимости предоставления кадастрового паспорта земельного участка без отметки о необходимости уточнения границ земельного участка, поскольку аналогичное требование содержится в пп. 5 п. 7 Порядка N313.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 14.05.2019 г. по делу N2а-671/2019 отменить в части признания недействующим пп. 4 п. 2.6 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Переоформление прав на земельные участки, на которые возникли права до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", утвержденного постановлением администрации города Алушты Республики Крым от 06.09.2017 г. N1933, в части необходимости предоставления кадастрового паспорта земельного участка без отметки о необходимости уточнения границ земельного участка.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Алушты Республики Крым - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий подпись З.И. Курапова
Судьи (подпись) Н.В. Кучеренко
(подпись) Е.Г. Павловский
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.