Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Юсуповой Л.А-В,
судей Агина В.В, Хожаиновой О.В.
при секретаре Оплачко А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дышлевого И.И. к заместителю прокурора г. Ялта Гуревичу М.Г, прокурору г. Ялта Юдину М.Е, прокуратуре г. Ялта, прокуратуре Республики Крым о признании действий незаконными
по апелляционному представлению прокуратуры г. Ялта Республики Крым на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 11 июля 2019 года, которым исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Юсуповой Л.А-В, объяснения представителя прокуратуры Республики Крым - прокурора Дорогавцевой М.Ю, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
административный истец Дышлевой И.И. обратился в Ялтинский городской суд Республики Крым с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия заместителя прокурора г. Ялта Теплякова В.А, выразившиеся в перенаправлении его обращения от 15 ноября 2018 года письмом N 3098ж-14 от 26 ноября 2018 года, возложении обязанности на прокурора г. Ялта Республики Крым принять к рассмотрению его жалобу на неправомерное бездействие должностного лица от 15 ноября 2018 года.
Исковые требования мотивированы тем, что 19 ноября 2018 года Формус Ю.В, действуя в интересах Дышлевого И.И, обратился в прокуратуру г. Ялта с жалобой на неправомерное бездействие должностных лиц администрации г. Ялта, в которой просил возбудить дело об административном правонарушении по фактам умышленного и неоднократного неисполнения требований трудового законодательства, выразившегося в не предоставлении истребованных им документов. Вместе с тем, письмом заместителя прокурора г. Ялта Теплякова В.А. от 26 ноября 2018 года его жалоба была направлена для рассмотрения в Инспекцию по труду Республики Крым. Истец считает указанные действия незаконными, поскольку прокурор обязан был принять его жалобу к рассмотрению и реализовать надзорные функции, понудив должностных лиц администрации г. Ялта выдать истцу истребованные им документы.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 11 июля 2019 года исковые требования удовлетворены в полном объёме.
Не согласившись с решением суда, прокуратурой г. Ялта Республики Крым подано апелляционное представление, в котором просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Дышлевого И.И. в полном объёме.
В судебном заседании представитель прокуратуры Республики Крым Дорогавцева М.Ю. доводы апелляционного представления поддержала в полном объёме, просила решение суда отменить.
Иные лица в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, правильность применения судом первой инстанции процессуального законодательства в соответствии со статьёй 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объёме, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьёй 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчинённости орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчинённости лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Судом первой инстанции установлено, что 19 ноября 2019 года Формус Ю.В, действуя в интересах Дышлевого И.И, обратился к прокурору г. Ялта Юдину М.Е. с жалобой на неправомерное бездействие должностного лица. В своем обращении просил возбудить дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.39 КоАП РФ, ссылаясь на то, что глава администрации г. Ялта не представляет ему испрашиваемые документы.
Письмом заместителя прокурора города Ялты Теплякова В.А. от 26 ноября 2018 года N 3098ж-14 жалоба Формус Ю.В, в интересах Дышлевого И.И. была переадресована Инспекции по труду Республики Крым на основании части 3 статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (л.д. 10).
Не согласившись с указанной переадресацией своего обращения, истец обратился в суд.
В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закреплённого за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В силу статьи 2 названного Федерального закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закреплённого за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Согласно статьи 9 указанного Закона обращение, поступившее в государственный орган или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. Государственный орган обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, даёт письменный ответ на поставленные вопросы (ст. 10). Письменное обращение, поступившее в государственный орган или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (ст. 12).
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", прокуратура осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. При реализации возложенных функций прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 названного Федерального закона, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона, обращаться в суд в защиту публичных интересов.
Согласно статье 26 Закона N 2202-1 предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В целях установления в органах прокуратуры Российской Федерации единого порядка рассмотрения обращений и организации приёма граждан, утверждена и введена в действие Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации.
Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приёма граждан в органах прокуратуры Российской Федерации от 30 января 2015 года N 45 предусмотрен единый порядок рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных и иных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории Российской Федерации, а также порядок приема граждан, должностных и иных лиц в органах прокуратуры Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", данный закон не распространяется на обращения граждан, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
В силу части 1 статьи 28.4 КоАП РФ возбуждение дел об административных правонарушениях указанной категории отнесено к компетенции прокурора.
Порядок рассмотрения сообщений об административных правонарушениях установлен статьёй 28.1 КоАП РФ.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 28.1 КоАП РФ указанные сообщения подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.
Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 данной статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (ч.3 ст.28.1 КоАП РФ).
В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (ч.5 ст.28.1 КоАП РФ).
Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении может быть обжаловано заявителем (ч.4 ст.30.1 КоАП РФ).
Разрешая заявленный спор суд первой инстанции пришёл к выводу, что обращение Дышлевого И.И. подлежало разрешению в специальном порядке, установленном КоАП РФ, так как из содержания обращения Дышлевого И.И. усматривается, что он просил прокурора возбудить в отношении главы администрации г. Ялта Республики Крым дело об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 5.39 КоАП РФ (отказ в предоставлении информации), что в силу части 1 статьи 28.4 КоАП РФ относится к компетенции прокурора.
Судебная коллегия, с учётом приведённых выше законоположений соглашается с выводами суда первой инстанции, и не находит оснований к отмене по сути правильного решения.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, направлены на иное толкование норм материального права, не опровергают вышеизложенных выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, и не влияют на правильность принятого судом решения.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 11 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционное представление прокуратуры г. Ялта Республики Крым - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий: Л.А-В. Юсупова
Судьи: В.В. Агин
О.В. Хожаинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.