Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Юсуповой Л.А-В,
судей Терентьевой Н.А, Хожаиновой О.В,
при секретаре Оплачко А.Е,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-716/2019 по административному исковому заявлению Максимова Алексея Алексеевича к администрации Глазовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым, заинтересованные лица: администрация Ленинского района Республики Крым, сельский совет Глазовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым, о признании отказа незаконным, возложении обязанности совершить определённые действия
по апелляционной жалобе Максимова Алексея Алексеевича на решение Ленинского районного суда Республики Крым от 15 апреля 2019 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Юсуповой Л.А-В, судебная коллегия
установила:
Максимов А.А. обратился в Ленинский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в котором просил признать незаконным отказ администрации Глазовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым на его заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, и возложить на административного ответчика обязанность выполнить требования подпункта 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации и обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельного участка в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения и разместить извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в отношении испрашиваемого административным истцом земельного участка.
В обоснование заявленных требований указал, что 3 августа 2018 года им подано в адрес административного ответчика заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка с целью его дальнейшего получения для строительства жилого дома. К указанному заявлению была приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в границах кадастрового квартала 90:07:090301, в таблице указаны координаты поворотных точек, а также имеются координаты точек земельного участка и визуальное отображение места расположения земельного участка. Между тем, в нарушение требований действующего законодательства Российской Федерации поданное Максимовым А.А. заявление административным ответчиком оставлено без ответа.
Решением Ленинского районного суда Республики Крым от 15 апреля 2019 года в удовлетворении административного искового заявления Максимова А.А. отказано.
В апелляционной жалобе, поданной Максимовым А.А. ставится вопрос об отмене судебного акта ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам административного дела, а также нарушения норм материального и процессуального права.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что адрес административного ответчика, по которому производился поиск и был дан ответ, имеет наименование "адрес". Указанный адрес не соответствует адресу "адрес", на который административный истец отправлял своё заявление, в связи с чем, по мнению подателя апелляционной жалобы, административным ответчиком не доказан факт не поступления заявления Максимова А.А. Более того, должностное лицо могло удалить поступившее по электронной почте заявление административного истца. Материалы административного дела не содержат сведений о том, что информацию о поступлении обращений на электронный адрес представил администратор - Министерство внутренней политики, информации и связи Республики Крым в лице Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтехнологии". По мнению подателя апелляционной жалобы, письмо от 31 января 2019 года N 16-1/123/01-68/2 является недопустимым доказательством, поскольку оно получено с нарушением процессуального закона. Также, по мнению административного истца, причина отсутствия данных о получении административным ответчиком письма по электронной почте может заключаться в сбое работы почтового сервиса. Никаких пояснений относительно данного сбоя и его возможной ответственности, административным ответчиком не представлено.
Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены заблаговременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещённых надлежащим образом.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, суд принимает в том случае, если признает их соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права и законные интересы административного истца.
Таким образом, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления принципиальное значение имеет выявление совокупности двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов административного истца.
Из материалов административного дела следует, что 3 августа 2018 года в 13:32 с адреса электронной почты " "адрес"" Максимов А.А. на адрес электронной почты администрации Глазовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым " "адрес"" осуществил отправку заявления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории N площадь земельного участка - 1499 кв.м.; описание местоположения земельного участка - участок имеет общие границы с участками с кадастровым номером N ( "адрес") и N ( "адрес"), расположен между этими участками; цель использования земельного участка - личное подсобное хозяйство или (при невозможности ЛПХ) индивидуальное жилищное строительство. К данному заявлению были приложены: схема расположения земельного участка с глоданными и видом расположения в кадастровом квартале, на спутниковом снимке и на карте; кадастровый план территории, на котором утверждается схема.
Не получив ответа по результатам рассмотрения поданного заявления, административный истец обратился в суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из отсутствия в материалах административного дела доказательств, с достоверностью подтверждающих факт обращения Максимова А.А. 3 августа 2018 года посредством электронной почты в телекоммуникационной сети "Интернет" в администрацию Глазовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка.
Судебная коллегия не может не согласиться с указанным выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.
Закон Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и некоторых вопросах земельных отношений" в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" устанавливает порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности на территории Республики Крым, за исключением случаев размещения инженерных сооружений, имеющих государственное или местное значение, переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
В статье 2 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и некоторых вопросах земельных отношений" установлено, что заявления о предоставлении земельных участков, об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, об установлении сервитута, о заключении соглашения о перераспределении земельных участков и иные заявления, связанные с возникновением, изменением, прекращением прав на земельные участки, рассматривают уполномоченный орган местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности соответствующего публичного образования.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен в статье 39.14 Земельного кодекса Российский Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утверждённая схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Требования к образуемым земельным участкам установлены статьёй 11.9 Земельного кодекса Российский Федерации.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка перечислен в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российский Федерации, а именно:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьёй 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Перечень оснований, по которым уполномоченным органом должно быть отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка содержит пункт 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российский Федерации.
Статьёй 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации установлены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В силу пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российский Федерации, в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населённого пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьёй 39.16 настоящего Кодекса.
Из материалов административного дела следует, что в распоряжении администрации Глазовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым имеется два интернет-ресурса, используемые для электронного документооборота: 1) е-mail: " "адрес"" - администратором которого является орган муниципального образования; 2) е-mail: " "адрес"" - администратором которого является Министерство внутренней политики, информации и связи Республики Крым в лице Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтехнологии". При этом любое вмешательство в работу второго Интернет-ресурса удаление, изменение, или переименование сведений и поступившей на него информации, как со стороны отдельных сотрудников администрации, так и со стороны третьих лиц, кроме самого администратора, является технически невозможным.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о возможном удалении должностным лицом администрации Глазовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым поступившего по электронной почте заявления административного истца, является несостоятельным.
Из находящихся в материалах административного дела скриншотов администрации Глазовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым следует, что 3 августа 2018 года на адрес электронной почты " "адрес"" писем от Максимова А.А. не поступало, как и на адрес электронной почты " "адрес"".
Согласно ответу Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтехнологии" от 31 января 2019 года N 16-1/123/01-68/2, данное предприятие является оператором государственной информационной системы "Единая почтовая система исполнительных органов государственной власти Республики Крым", осуществляет деятельность по ее созданию, эксплуатации, контролю, техническому сопровождению и обеспечению функционирования, однако не обладает данными об информации, поступающей на почтовые ящики пользователям Единой почтовой системы, в связи с чем предоставить сведения о поступлении на электронную почту пользователя Единой почтовой системы (в том числе и на почтовый ящик " "адрес"" электронного сообщения с электронного ящика " "адрес"" не представляется возможным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что вышеуказанное письмо является недопустимым доказательством, судебной коллегией отклоняются, поскольку оно является ответом на запрос Верховного Суда Республики Крым от 29 января 2019 года при рассмотрении апелляционной жалобы по делу N (л.д.121).
Более того, аналогичные сведения представлены на запрос суда апелляционной инстанции по настоящему делу.
Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Административным истцом обоснованность обстоятельств, изложенных в административном исковом заявлении не доказана, как и вопреки положениям пункта 1 части 9 статьи 226 названного Кодекса, не доказано нарушения его прав и законных интересов.
Анализ вышеуказанных обстоятельств в совокупности с приведёнными правовыми нормами позволяет прийти к выводу об отсутствии доказательств, с достоверностью подтверждающих факт обращения Максимова А.А. 3 августа 2018 года посредством электронной почты в телекоммуникационной сети "Интернет" в администрацию Глазовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка.
Доводы Максимова А.А, указанные в апелляционной жалобе, не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и выводов суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах, судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права.
Предусмотренные статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда Республики Крым от 15 апреля 2019 года - без изменения, апелляционную жалобу Максимова Алексея Алексеевича - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий Л.А-В. Юсупова
Судьи Н.А. Терентьева
О.В. Хожаинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.