Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Климовой С.В.
и судей Пильгановой В.М, Рачиной К.А,
при секретаре Утешеве С.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области на решение Лефортовского районного суда города Москвы от 14 мая 2019 года, которым постановлено:
исковые требования Зенкевич Е.В. к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью удовлетворить,
признать за Зенкевич Е.В. право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях",
обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области включить в подсчет стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" Зенкевич Е.В. периоды работы: с 01.10.1991 г. по 31.08.1993 г, с 13.09.1993 г. по 08.12.1994 г, с 25.08.1998 г. по 31.12.2000 г,
обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области назначить Зенкевич Е.В. досрочную страховую пенсию по основаниям п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" с *** г,
УСТАНОВИЛА:
Зенкевич Е.В. 31.01.2019 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области (далее - ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области), в котором с учетом уточнения в порядке ст. 39 ГПК РФ (л.д. 65-66) просила о признании незаконным решения ответчика N *** от *** об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязании включить в специальный стаж для назначения льготной пенсии периоды работы с 01.10.1991 по 31.08.1993 в должности воспитателя в детском комбинате Поречского консервного завода, с 13.09.1993 по 08.12.1994 и с 25.08.1998 по 31.12.2000 в должности воспитателя в Дошкольном учреждении N 1947, признании права на досрочную страховую пенсию по старости на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях", мотивируя обращение тем, что оснований для отказа в назначении пенсии не имелось, а специальный стаж подтвержден необходимыми доказательствами.
В судебном заседании истец требования поддержала, представитель ответчика иск не признала.
14.05.2019 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит ответчик ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области п о доводам апелляционной жалобы от 28.05.2019, подписанной представителем по доверенности Терешкиной К.А.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области по доверенности Ноздря А.И. доводы апелляционной жалобы поддержал, истец Зенкевич Е.В. против удовлетворения жалобы возражала.
Исследовав материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы ответчика.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Зенкевич Е.В, *** года рождения, 27.06.2018 обратилась в ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях".
Решением ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области от *** N *** в назначении досрочной страховой пенсии по старости Зенкевич Е.В. отказано в связи с отсутствием необходимого стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по старости (не менее 25 лет), поскольку такой стаж составляет 19 лет 10 месяцев; при этом в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, ответчиком включен период работы истца воспитателем в ГБОУ Школа N 415 с 21.03.2001 по 27.08.2017 за исключением периодов отпусков по уходу за ребенком и без сохранения заработной платы.
В подсчет специального стажа истца не включены периоды ее работы в должности воспитателя с 01.10.1991 по 31.08.1993 в детском комбинате Поречского консервного завода, так как наименование учреждения не предусмотрено соответствующими Списками, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463 и Постановлениями Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067 и от 29.10.2002 N 781, с 13.09.1993 по 08.12.1994 и с 25.08.1998 по 31.12.2000 в Дошкольном учреждении N 1947, так как в результате документальной проверки не подтвержден вид учреждения, указан только его тип - дошкольное учреждение, что не соответствует требованиям Списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, Устав ГОУ начальная школа - детский сад компенсирующего вида N 1761 зарегистрирован 21.03.2001, а также периоды нахождения в отпусках по уходу за ребенком и без сохранения заработной платы.
Как установлено судом и следует из трудовой книжки истца, Зенкевич Е.В. работала с 01.10.1991 по 31.08.1993 в должности воспитателя в детском комбинате Поречского консервного завода, с 13.09.1993 по 27.08.2017 в должности воспитателя в Яслях-саду N 1947 (с 14.07.2000 - ГОУ Начальная школа - детский сад компенсирующего вида N 1761, с 20.12.2011 - ГБОУ Начальная школа - детский сад компенсирующего вида N 1761, с 29.10.2013 - ГБОУ СОШ N 415, с 21.03.2015 - ГБОУ Школа N 415).
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях" в редакции, действовавшей на момент обращения в пенсионные органы, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно подп. "м" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по
31.12.2001 включительно, Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений п. 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно.
Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463, предусматривалась должность воспитателя в детских дошкольных учреждениях всех типов (детские сады, сады-ясли, детские ясли).
В Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденном постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067, предусматривалась должность воспитателя в образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста: начальная школа - детский сад, начальная школа - детский сад компенсирующего вида и в дошкольных образовательных учреждениях: детский сад, детский сад компенсирующего вида.
Действующим Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, предусмотрена должность воспитателя в образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста: начальная школа (школа) - детский сад, в том числе компенсирующего вида и в дошкольных образовательных учреждениях: детские сады всех наименований, ясли-сад (сад-ясли), детские ясли.
Согласно архивной справке от ***, выданной Архивным отделом Управления делами Администрации Ростовского муниципального района Ярославской области, в приказах по личному составу Консервного завода "Поречский" за 1991-1993г. имеются сведения о приеме истца на работу в д/комбинат на должность воспитателя на основании приказа от *** N *** и увольнении 31.08.1993 с должности воспитателя приказом от *** N ***; в ведомостях по заработной плате работников детского комбината Консервного завода "Поречский" за 1991-1993гг. значится истец без указания должности с октября 1991 г. по август 1993 г. включительно (л.д. 20).
В соответствии с архивной справкой Архивного отдела Управления делами Администрации Ростовского муниципального района Ярославской области от *** в имеющихся на хранении архивных документах архивного фонда N 98 (ГУП КЗ "Поречский" и КТ МУП КЗ "Поречский" и Ко) в приказах по личному составу за 1991-1993 гг. имеются сведения о приеме, переводе, увольнении, изменении личных данных работников "ясли-сада"/"я/сада", сведения о приеме на работу в "ясли-детсад", "ясли-комбинат", "детский комбинат"/"д/комбинат" в вышеуказанных приказах, в числе прочего, значатся работники в должности воспитателей; в приказе от *** N *** о приеме на работу завхоза, запись "д/комб." исправлена на "д/сад"; в ведомостях по начислению заработной платы в сводных ежемесячных ведомостях по консервному заводу "Поречский" за июль 1991 г. - декабрь 1993 г. в списке наименований структурных подразделений числится "д/сад"/"дет.сад", среди структурных подразделений, представленных в сводных ежемесячных ведомостях за указанный период структурное подразделение "детский комбинат" не значится (л.д. 64).
В архивной справке от ***, выданной ГКУ ЦОА УСО, указано, что истец работала в начальной школе - детском саду N 1947 (б. ясли-сад N 1947) ЮВОУО на полную ставку в должности воспитателя с 13.09.1993, приказы по указанному учреждению с 2007 года на хранение в архив не поступали (л.д. 19).
Согласно уставу Дошкольного учреждения (ДУ) N 1947 ЮВОУ Московского Департамента образования г. Москвы от ***, основными целями деятельности ДУ N 1947 являются удовлетворение потребностей семьи и общества за детьми, сохранение и укрепление их здоровья, в физическом развитии, разностороннее развитие и воспитание ребенка на основе региональных особенностей и условий ДУ, обеспечение непрерывности системы образования, в которой ДУ является первой ступенью (л.д. 21-33).
Как указано в Уставе ГОУ Начальная школа-детский сад компенсирующего вида N 1761, целью учреждения является осуществление образовательного процесса путем обеспечения преемственности между дошкольным и начальным общим образованием и коррекцией нарушений речи, формирование нового уклада школьной жизни, способствующему воспитанию физически здоровой, духовно нравственной, образованной личности с учетом индивидуальных способностей и возможностей каждого ребенка, предметом деятельности учреждения являются коррекция нарушений речи, воспитание и обучение детей в возрасте от 3 до 11 лет, выбор, разработка и реализация образовательных программ, программ коррекционного воспитания и обучения с учетом требований государственных образовательных стандартов и прочее (л.д. 47-63).
Согласно п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.); при этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается. В этом же Постановлении разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подп. 19 и 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
Исходя из п. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет. В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подп. 19 и 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Разрешая требования истца об обязании ответчика включить в специальный стаж периоды работы воспитателем с 01.10.1991 по 31.08.1993 в детском комбинате Поречского консервного завода, с 13.09.1993 по 08.12.1994 и с 25.08.1998 по 31.12.2000 в Дошкольном учреждении N 1947, на основании собранных по делу доказательств, в том числе трудовой книжки истца, архивных справок, уставов работодателя, суд первой инстанции правильно применил положения Постановлений Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463 и Постановлений Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067 и от 29.10.2002 N 781, при этом исходил из того, что основанием для включения периодов работы в специальный стаж является характер трудовой деятельности, осуществление определенных трудовых функций педагогическими работниками и пришел к правильному выводу об их удовлетворении, поскольку в спорные периоды истец осуществляла педагогическую деятельность в должности воспитателя в учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими Списками; при этом суд правомерно учел, что в связи с переименованием учреждения цели его деятельности и характер работы истца не изменились, принимая во внимание, что период работы истца воспитателем в ГБОУ Школа N 415 с 21.03.2001 по 27.08.2017 за исключением периодов отпусков по уходу за ребенком и без сохранения заработной платы включен ответчиком в специальный стаж.
Поскольку включение спорных периодов работы истца с 01.10.1991 по 31.08.1993, с 13.09.1993 по 08.12.1994 и с 25.08.1998 по 31.12.2000 (05 лет 06 месяцев 03 дня) с учетом периодов, включенных ответчиком в специальный стаж истца (19 лет 10 месяцев), составляет необходимую продолжительность специального стажа, дающего право истцу на досрочную страховую пенсию по старости (не менее 25 лет), суд обоснованно обязал ГУ-ГУ ПФР N 3 по Москве и Московской области назначить Зенкевич Е.В. страховую пенсию по старости со дня обращения за ее назначением, т.е. с ***.
Обжалуя решение суда, в апелляционной жалобе ответчик ссылается на те же доводы, что и в решении комиссии об отказе в назначении пенсии N *** от ***, указывая, что спорные периоды не подлежат включению в льготный стаж работы, поскольку учреждения, в которых истец осуществляла трудовую деятельность, не предусмотрены соответствующими Списками.
Данные доводы ответчика являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании подлежащего применению пенсионного законодательства и иной оценке доказательств характера работы истца и типа учреждений для детей, в которых она осуществляла педагогическую деятельность, и не опровергают выводы суда о праве истца на включение вышеуказанных периодов работы в специальный стаж и назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Судом все обстоятельства дела были проверены с достаточной полнотой, выводы суда соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона. Нарушений судом норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, допущено не было, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы ответчика не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лефортовского районного суда города Москвы от 14 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.