Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи фио
судей фиофио
при помощнике фио
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио
гражданское дело N 2- 22452 по апелляционной жалобе ответчика ОАО "РЖД" на решение Мещанского районного суда адресотдата, которым постановлено:
Иск Северного транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ОАО "Российские железные дороги"об обязании выполнить мероприятия по обеспечению беспрепятственного пользования объектами транспортной инфраструктуры инвалидами и иными маломобильными группами населения удовлетворить.
Обязать ОАО "Российские железные дороги" в течение 1 года 6 месяцев с момента вступления настоящего решения суда в законную силу устранить нарушения в сфере социальной защиты инвалидов на железнодорожном остановочном пункте Рижская, а именно, разместить информационные указатели направления движения и знаки доступности для маломобильных групп населения на платформах N 1, 2, указывающие путь к ближайшему доступному элементу для маломобильных групп населения, знаки обозначения входа и выхода, доступных для МГН, пути эвакуации инвалидов; оборудовать на платформах N 1, 2 тактильные указатели для пассажиров с недостатком зрения, обеспечивающая указание направления движения, идентификацию мест и возможность получения услуги в соответствии с п. 6.5.2 СП 59-13330.2016; границы опасной зоны у края платформы выделить тактильным обозначением, а визуальное обозначение восстановить в соответствии с п. 8.4.12 СП 59-13330.2016; нанести на ступени лестничных маршей на входах и выходах на платформы NN 1, 2 контрастные полосы; со стороны платформы N 2 около турникетного павильона пандус оборудовать поручнями, завершающие горизонтальные части поручней лестничного марша сделать длиннее марша лестницы и убрать травмирующее завершение, поручни сделать округлой формы; пороги у турникетных павильонов выполнить плавным понижением с уклоном не более 1:20 (5%) или обустроить съездами в соответствии с п. п. 5.2.4 СП 59.13330.2016; привести ступени лестничного марша со стороны платформы N 2 в соответствие с п. 5.2.4 СП 59.13330.2016.
Взыскать с ОАО "Российские железные дороги" в доход бюджета г. Москвы государственную пошлину в размере сумма.
УСТАНОВИЛА:
Истец обратился в суд с иском к ОАО "Российские железные дороги", в котором, просит обязать ответчика устранить нарушения в сфере социальной защиты прав пассажиров с ограниченными физическими возможностями, а именно, на железнодорожном остановочном пункте Рижская разместить информационные указатели направления движения и знаки доступности для маломобильных групп населения на платформах N 1, 2, указывающие путь к ближайшему доступному элементу для маломобильных групп населения, знаки обозначения входа и выхода, доступных для МГН, пути эвакуации инвалидов; оборудовать на платформах N 1, 2 тактильные указатели для пассажиров с недостатком зрения, обеспечивающая указание направления движения, идентификацию мест и возможность получения услуги в соответствии с п. 6.5.2 СП 59-13330.2016; границы опасной зоны у края платформы выделить тактильным обозначением, а визуальное обозначение восстановить в соответствии с п. 8.4.12 СП 59-13330.2016; нанести на ступени лестничных маршей на входах и выходах на платформы NN 1, 2 контрастные полосы; со стороны платформы N 2 около турникетного павильона пандус оборудовать поручнями, завершающие горизонтальные части поручней лестничного марша сделать длиннее марша лестницы и убрать травмирующее завершение, поручни сделать округлой формы; пороги у турникетных павильонов выполнить плавным понижением с уклоном не более 1:20 (5%) или обустроить съездами в соответствии с п. п. 5.2.4 СП 59.13330.2016; привести ступени лестничного марша со стороны платформы N 2 в соответствие с п. 5.2.4 СП 59.13330.2016.
В обоснование требований истец указывает, что Северной транспортной прокуратурой совместно с представителями Московского регионального участка - структурного подразделения Октябрьской дирекции пассажирских обустройств - структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО "РЖД", ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту", ОСЗН района Алексеевский СВАО дата в период с 14 час. 50 мин. по 15 час. 15 мин. проведена проверка соблюдения законодательства о защите прав маломобильных групп населения на предмет доступности инвалидам и иным маломобильным группам населенияобъектов остановочного пункта Рижская, в ходе которой выявлены указанные нарушения, об устранении которых просит истец. Как указывает истец, данные нарушения имеют особое общественное значение, поскольку ограничивают права неопределенного круга лиц на беспрепятственный доступ к объектам транспортной инфраструктуры.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал. Представители ответчика ОАО "Российские железные дороги" возражали против удовлетворения исковых требований, предоставили письменные возражения.
Не согласившись с вышеуказанным решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Мещанского районного суда адресотдата по доводам апелляционной жалобы.
На заседание судебной коллегии истец, третье лицо не явились, уважительных причин неявки не представили, ходатайств об отложении не поступало. В соответствии со ст. ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, поскольку они извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом. Представитель ответчика в судебное заседание явился, доводы апелляционной жалобы поддержал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика фио, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и материалами дела.
В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона N 17-ФЗ от дата "О железнодорожном транспорте" железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, стандартов, правил и технических нормам.
Обязанность по обеспечению безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в с соответствии с частью 2 статьи 20 указанного Закона возложена на владельцев инфраструктур и других участников перевозочного процесса в пределах установленной законодательством России о железнодорожном транспорте компетенции.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от дата N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов" правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей.
Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. Организации машиностроительного комплекса, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование указанных средств специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.
В судебном заседании установлено, что Северной транспортной прокуратурой совместно с представителями Московского регионального участка - структурного подразделения Октябрьской дирекции пассажирских обустройств - структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО "РЖД", ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту", ОСЗН района Алексеевский СВАО дата в период с ***. проведена проверка соблюдения законодательства о защите прав маломобильных групп населения на предмет доступности инвалидам и иным маломобильным группам населенияобъектов остановочного пункта Рижская.
Свод правил СП 59.13330.2016 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (далее - СП 59-13330.2016), предыдущая редакция СП 59-13330.2012, предусматривает:
- на платформах должны быть информационные указатели направления, указывающие путь к ближайшему доступному элементу для маломобильных групп населения, знаки обозначения входа и выхода, доступных для МГН, пути эвакуации инвалидов, безопасные зоны (п. 6.5.1 СП 59-13330.2016);
- технические средства информирования, ориентирования и сигнализации, размещаемые в помещениях, предназначенных для пребывания различных категорий инвалидов и МГН, и на путях их движения, должны быть унифицированы и обеспечивать визуальную, звуковую, радио- и тактильную информацию и сигнализацию, обеспечивающие указание направления движения, идентификацию мест и возможность получения услуги (п. 6.5.2 СП 59-13330.2016);
- граница опасной зоны у края платформы со стороны путей должна иметь визуальное и тактильное обозначение, выполненное контрастной по отношению к покрытию пассажирской платформы противоскользящей сигнальной полосой шириной не менее 0,15 м, располагающейся на расстоянии 0,75 м (без учета ширины полосы) от края платформы, и предупреждающие тактильные указатели (п. 8.4.12
СП 59-13330.2016);
- на проступях краевых ступеней лестничных маршей должны быть нанесены одна или несколько противоскользящих полос, контрастных с поверхностью ступени, как правило, желтого цвета, общей шириной 0,08-0,1 м (6.2.8 СП 59-13330.2016);
- вдоль обеих сторон всех пандусов и открытых лестниц, а также у всех перепадов высот горизонтальных поверхностей более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни следует располагать на высоте 0,9 м, у пандусов - дополнительно и на высоте 0,7 м. Верхний и нижний поручни пандуса должны быть расположены в одной вертикальной плоскости. Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей ее высоте, завершающие горизонтальные части поручня должны быть длиннее марша лестницы или наклонной части пандуса на 0,3 м и иметь травмобезопасное исполнение. Оптимальным вариантом для охвата рукой являются поручни округлого сечения диаметром от 0,03 до 0,05 м (п. 6.2.11, п. 6.2.12 СП 59-13330.2016);
- в местах изменения высот поверхностей пешеходных путей их выполняют плавным понижением с уклоном не более 1:20 (5%) или обустраивают съездами. При устройстве съездов их продольный уклон должен быть не более 1:20 (5%), около здания - не более 1:12 (8%), а в местах, характеризующихся стесненными условиями, - не более 1:10 на протяжении не более 1,0 м. Перепад высот между нижней гранью съезда и проезжей частью не должен превышать 0,015 м (п. 5.2.4 СП 59.13330.2016);
- покрытие пешеходных дорожек, тротуаров, съездов, пандусов и лестниц должно быть из твердых материалов, ровным, не создающим вибрацию при движении по нему.. Все ступени лестниц в пределах одного марша должны быть одинаковыми по форме в плане, по размерам ширины проступи и высоты подъема ступеней. Ступени лестниц должны быть ровными, без выступов и с шероховатой поверхностью. Ребро ступени должно иметь закругление радиусом не более 0,05 м. Боковые края ступеней, не примыкающие к стенам, должны иметь бортики высотой не менее 0,02 м или другие устройства для предотвращения соскальзывания трости или ноги (п. 5.1.11, 6.2.8 СП 59-13330.2016).
Согласно указанному Своду правил пандус - сооружение, предназначенное для перемещения с одного уровня горизонтальной поверхности пути на другой, состоящее из маршей (имеющих сплошную наклонную по направлению движения поверхность) и горизонтальных площадок (для отдыха и/или маневрирования).
В ходе судебного разбирательства нашло подтверждение несоответствие объектов инфраструктуры железнодорожного остановочного пункта Рижская указанным нормам:
- в нарушение п. 6.5.1 СП 59-13330.2016 на платформах N 1, 2 отсутствуют информационные указатели направления, указывающие путь к ближайшему доступному элементу для маломобильных групп населения, знаки обозначения входа и выхода, доступных для МГН, пути эвакуации инвалидов;
- в нарушение п. 6.5.2 СП 59-13330.2016 на платформах N 1, 2 отсутствуют тактильные указатели для пассажиров с недостатком зрения, обеспечивающая указание направления движения, идентификацию мест и возможность получения услуги;
- в нарушение п. 8.4.12 СП 59-13330.2016 границы опасной зоны у края платформы не выделены тактильным обозначением, а визуальное обозначение прерывается;
- в нарушение п. 6.2.8 СП 59-13330.2016 на ступенях лестничных маршей отсутствует контрастная полоса на входах и выходах на платформы N 1, 2;
- в нарушение п. 6.2.11, п. 6.2.12 СП 59-13330.2016 со стороны платформы N 2 отсутствуют поручни пандуса около турникетного павильона, поручни лестничного марша не имеют горизонтального продолжения, не соответствует их форма;
- в нарушение п. 5.2.4 СП 59.13330.2016 пороги у турникетных павильонов выше допустимого значения;
- в нарушение п. 5.1.11, п. 6.2.8 СП 59-13330.2016 ступени лестничного марша со стороны платформы N 2 не единообразные, разные по высоте, поверхность шероховатая, неровная.
Суд, удовлетворяя иск прокурора в интересах неопределенного круга лиц, посчитал доказанными его утверждения о том, что выявленные в ходе проверки нарушения имеют особое общественное значение, поскольку ограничивают права неопределенного круга лиц, в том числе инвалидов-колясочников, на беспрепятственный доступ к объектам транспортной инфраструктуры.
Судебная коллегия с правильностью такого вывода соглашается, так как он основан на непосредственном исследовании доказательств, представленных сторонами в порядке статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и соответствует требованиям Федерального закона от дата N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов".
Статьей 6 Федерального закона от дата N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" предусмотрено, что единый хозяйствующий субъект - ОАО "РЖД", осуществляет эксплуатацию, содержание и ремонт объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. Как правильно установлено судом первой инстанции, в нарушение указанной нормы ответчиком не обеспечена безопасность в сфере социальной защиты инвалидов на остановочном пункте Рижская.
Принимая во внимание необходимость проводимых мероприятий по устранению несоответствий Федеральному законуот дата N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", судом установлен срок устранения выявленных недостатков - 1 год 6 месяцев, полагая его разумным.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Довод апелляционной жалобы о том, что объект транспортной инфраструктуры был введен в эксплуатацию до вступления в силу СП 59.13330.2016, не реконструировался, не подвергался капитальному ремонту, в связи с чем положения Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Свод правил 59.13330.2016 не распространяются на ответчика, основанием к отмене решения суда быть не может, поскольку в силу декларативного характера, закрепленного в диспозиции ст. 17 Конституции РФ права маломобильных групп населения и инвалидов не могут быть ограничены одним лишь указание на данное обстоятельство. В суде первой инстанции данный довод являлся предметом рассмотрения и ему дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия не находит оснований не согласиться.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене решения суда, так как направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и доказательств по делу, основаны на ошибочном толковании и применении заявителем норм действующего законодательства, в дополнительной проверке не нуждаются.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мещанского районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "РЖД" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.