Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Максимовой Е.В,
судей Князева А.А, Антоновой Н.В,
при секретаре Гурко К.И,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Антоновой Н.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Садовниковой Г.А. по доверенности Аксеновой М.А. на решение Тверского районного суда г. Москвы от 24 января 2019 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Садовниковой Г.А. к Главному управлению специальных программ Президента Российской Федерации о признании незаконным решения жилищной комиссии о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях и отказе в предоставлении жилого помещения, обязании восстановить на учете, выделить жилое помещение отказать,
УСТАНОВИЛА:
Истец Садовникова Г.А. обратилась в суд с иском к Главному управлению специальных программ Президента Российской Федерации, в котором просит признать незаконным решение комиссии по жилищным вопросам Главного управления специальных программ Президента РФ о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях и отказе в предоставлении жилого помещения, обязать комиссию по жилищным вопросам восстановить на учете нуждающихся в жилых помещениях и выделить двухкомнатную квартиру.
Истец Садовникова Г.А. и ее представитель в судебное заседание явились, исковые требования поддержали, от замены ответчика на Управление делами Президента РФ отказались, настаивали на рассмотрении иска к Главному управлению специальных программ Президента Российской Федерации.
Представители ответчика Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации по доверенности Утин Ю.Н, Шуплецов С.В. в судебное заседание явились, против удовлетворения заявленных требований возражали по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Представитель третьего лица Управления делами Президента РФ по доверенности Брагин Д.А. в судебное заседание явился, полагал исковые требования Садовниковой Г.А. не подлежащими удовлетворению, представил письменные возражения.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель истца Садовниковой Г.А. по доверенности Аксенова М.А, указывая, что решение суда постановлено с нарушением норм материального и процессуального права.
Истец Садовникова Г.А. и ее представители по доверенности Евграфова Т.Б, Аксенова М.А. в заседание судебной коллегии явились, доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации по доверенности Горшков А.С. в заседание судебной коллегии явился, возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Представитель третьего лица Управления делами Президента РФ в заседание судебной коллегии не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен, в связи с чем, руководствуясь положениями ст. 167 ГПУ РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с законом и фактическими обстоятельствами дела.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Садовникова Г.А. зарегистрирована с 16.04.1991г. и проживает в отдельной трехкомнатной квартире общей площадью *** кв.м, расположенной по адресу: ***. Также на данной жилой площади зарегистрированы по месту жительства ***. (супруг истца) - с *** г, *** (дочь истца) - с *** г, *** (сын истца) - с *** г, ***, *** р. (внук истца) - с *** г. Также в период с 12.05.2011г. по *** г. на данной жилой площади был зарегистрирован зять истца - ***.
Квартира по вышеуказанному адресу принадлежит на праве общей долевой собственности (каждому в ? доле) ***. и ***. на основании договора определения долей и дарения долей в праве собственности на квартиру от 20.02.2014г, заключенного между Садовниковой Г.А, ***, Мищенко Ю.В, ***, согласно которого были определены доли указанных лиц (каждого в размере ? доли) в праве собственности на указанную квартиру, и Садовникова Г.А. подарила принадлежащую ей ? долю квартиры ***, ***. подарил принадлежащую ему ? долю квартиры *** Изначально данная квартира принадлежала Садовниковой Г.А, ***, ***, *** В. на праве общей совместной собственности на основании договора передачи N ***, оформленного Администрацией НПО им. С.А. Лавочкина 22.07.1993г.
Из материалов дела следует, что решением жилищной комиссии Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации от 11.10.2011г. Садовникова Г.А. была принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях государственных гражданских служащих ГУСПа.
Решением комиссии по жилищным вопросам комиссии Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации от 14.03.2012г. Садовникова Г.А. снята с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании п. 17 Правил принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях федеральных государственных гражданских служащих Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации, утвержденных приказом ГУСПа от 31.01.2012г. N 9, и п.п. "д" п. 29 Положения о порядке предоставления жилых помещений, управление и распоряжение которыми возложено на Управление делами Президента Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации N 1867 от 28.12.2008г, в соответствии с которым очередник снимается с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении в случае выявления сведений, содержащихся в представленных в соответствии с п. 11 Положения документах и свидетельствующих об отсутствии оснований для принятия на учет.
Решением жилищной комиссии Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации от 18.11.2013г. Садовникова Г.А. была восстановлена на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении с учетом судебной практики по аналогичному вопросу, рассмотренному в Солнцевском районном суде г.Москвы.
Решением жилищной комиссии Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации от 25.05.2015г. на основании представления Главной военной прокуратуры от 24.02.2015г. N 5ув-143/15/653 и в соответствии с Положением о порядке предоставления жилых помещений, управление и распоряжение которыми возложено на Управление делами Президента Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации N 1867 от 28.12.2008г, отменены решения жилищной комиссии от 11.10.2011г. и от 18.11.2013г. в части, касающейся Садовниковой Г.А. С 25.05.2015г. Садовникова Г.А. снята с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях.
Решением комиссии по жилищным вопросам Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации от 18 июня 2015г. Садовникова Г.А. поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях, с датой постановки на учет 18.06.2015г.
Решением комиссии по жилищным вопросам Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации от 13 июля 2017г. постановлено выделить Садовниковой Г.А. на состав семьи 2 человека (она, муж Садовников В.М.) двухкомнатную квартиру общей площадью *** кв.м. по адресу: г ***, предоставленную на основании распоряжения Управления делами Президента Российской Федерации от 25.06.2016г. N 16.99.52508 "О передаче жилой площади"
Решением комиссии по жилищным вопросам Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации от 14 декабря 2017г. постановлено перерегистрировать учетное дело Садовниковой Г.А. как очередника ГУСПа за N 1 с составом семьи 5 человек (Садовникова Г.А, муж ***, сын *** дочь ***, внук *** ).
Решением комиссии по жилищным вопросам Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации от 07 ноября 2018г. на основании решений Главного управления жилищного и социально-бытового обеспечения Управления делами Президента РФ от 20 декабря 2017 года N УДИ-54560 и 13 февраля 2018 года N УДИ-5-532 и с учетом п. 16 Положения о порядке предоставления жилых помещений, управление и распоряжение которыми возложено на Управление делами Президента Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации N 1867 от 28.12.2008г, отменены указанные выше решения комиссии по жилищнмым вопросам ГУСПа от 18 июня 2015г. и от 13 июля 2017г. в части, касающейся Садовниковой Г.А.
Из материалов дела также следует, что с 26.06.2014г. муж дочери Садовниковой Г.А. постоянно зарегистрирован в приватизированной квартире общей площадью *** кв.м. по адресу: ***, принадлежащей на праве собственности ему ( ? доля в праве) и иным лицам.
В период с 12.05.2011г. до 26.06.2014г. (с учетом принадлежащей мужу дочери Садовниковой Г.А. ? доли в праве собственности в квартире по адресу: *** ) обеспеченность жилыми помещениями Садовниковой Г.А. и совместно проживающих членов ее семьи превышает учетную норму ( *** кв.м).
В соответствии с п.п. 16, 17 Положения о порядке предоставления жилых помещений, управление и распоряжение которыми возложено на Управление делами Президента Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации N 1867 от 28.12.2008г, смена места жительства мужем дочери Садовниковой Г.А. (снятие с регистрационного учета из квартиры по адресу: *** ), квалифицировано как действие, совершенное с намерением приобретения права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с пп. 2 п. 2 Положения об Управлении делами Президента Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 17.09.2008 N 1370, социально-бытовое обслуживание, а также обеспечение жилыми помещениями федеральных государственных гражданских служащих Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации, отнесено к задачам Управления делами Президента Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 28 декабря 2018г. N 1867 утверждено Положение о порядке предоставления жилых помещений, управление и распоряжение которыми возложено на Управление делами Президента Российской Федерации, которое устанавливает порядок принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной службы в федеральных органах государственной власти и иных государственных органах, и предоставления им жилых помещений, управление и распоряжение которыми возложено на Управление делами Президента Российской Федерации.
В соответствии с п. 9 указанного Положения учет работников государственных органов в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется комиссией по жилищным вопросам, образуемой на основании акта государственного органа.
Жилые помещения, поступающие в течение года в управление и распоряжение Управления делами Президента РФ, распределяются пропорционально численности очередников, имеющихся в государственных органах и в подведомственных Управлению делами Президента РФ организациях (п. 31).
Жилищные комиссии в течение 30 рабочих дней со дня получения распоряжения Управления делами Президента РФ о передаче жилых помещений обязаны рассмотреть кандидатуры очередников на предоставление жилых помещений, распределить поступившие жилые помещения и представить в Управление делами Президента РФ решение о предоставлении жилых помещений, а также необходимые документы, перечень которых утверждается Управлением делами Президента РФ (п. 32).
Управление делами Президента РФ в течение 30 рабочих дней со дня получения решения жилищной комиссии о предоставлении жилых помещений очередникам и документов учетного дела осуществляет проверку их соответствия требованиям настоящего Положения. В случае отсутствия нарушений жилищной комиссией требований настоящего Положения издается приказ управляющего делами Президента РФ о предоставлении жилых помещений.
В случае выявления нарушения жилищной комиссией требований настоящего Положения, касающихся принятия работников государственного органа на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и принятия решения о предоставлении им жилых помещений, Управление делами Президента РФ отказывает в предоставлении жилых помещений, о чем письменно уведомляет соответствующую жилищную комиссию в срок, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, с указанием оснований отказа. Данное уведомление является основанием для приведения решения жилищной комиссии в соответствие с требованиями настоящего положения (п. 38).
Главным управлением жилищного и социально-бытового обеспечения Управления делами Президента РФ 20 декабря 2017г. при рассмотрении вопроса о предоставлении Садовниковой Г.А. жилого помещения, выявлены нарушения п.п. 16,17 Положения при постановке Садовниковой Г.А. на учет нуждающихся в жилых помещениях, смена места жительства супруга дочери Садовниковой Г.А. (снятие с регистрационного учета из квартиры по адресу: *** ) квалифицированы как действия, совершенные с намерением приобретения права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, при этом с момента совершения указанных действий не истек пятилетний срок, установленный п. 16 Положения. В связи с чем Садовниковой Г.А. отказано в предоставлении жилого помещения.
Разрешая спор, руководствуясь вышеуказанными положениями закона, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии с положениями ст.67 ГПК РФ, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Садовниковой Г.А. к Главному управлению специальных программ Президента Российской Федерации о признании незаконным решения комиссии по жилищным вопросам Главного управления специальных программ Президента РФ о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях и отказе в предоставлении жилого помещения, обязании комиссии по жилищным вопросам восстановить на учете нуждающихся в жилых помещениях и выделить двухкомнатную квартиру. При этом суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемое истцом решение комиссии по жилищным вопросам Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации об отмене решения комиссии от 18 июня 2015г. о постановке Садовниковой Г.А. на учет нуждающихся в жилых помещениях, отмене решения комиссии от 13 июля 2017г. о выделении Садовниковой Г.А. жилого помещения принято на основании указанного выше уведомления Управления делами Президента РФ о выявленных нарушениях в полном соответствии с требованиями Положения о порядке предоставления жилых помещений, управление и распоряжение которыми возложено на Управление делами Президента Российской Федерации, в целях приведения решений жилищной комиссии в соответствие с данным Положением. Каких-либо нарушений прав истца со стороны Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации не установлено, в связи с чем суд отказал в удовлетворении исковых требований Садовниковой Г.А. в полном объеме.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как они постановлены в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что правовые основания для снятия Садовниковой Г.А. с учета нуждающихся в жилых помещениях отсутствуют, о том, что изменение состава семьи истца в связи с выездом одного из проживающих из занимаемого жилого помещения не относится к действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий в соответствии с п. 17 Положения о порядке предоставления жилых помещений, управление и распоряжение которыми возложено на Управление делами Президента Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 28 декабря 2018г. N 1867; о том, что основанием для постановки истца на учет нуждающихся в жилых помещениях послужило не снятие с регистрационного учета зятя истца ***, а вселение в квартиру 01.07.2014г. внука истца *** г.р, вследствие чего у Садовниковой Г.А. возникла обеспеченность жилой площадью менее учетной нормы ( *** кв.м. на каждого проживающего), при этом вселение несовершеннолетних детей в жилое помещение по месту жительства любого из родителей в силу п.п. "а" п. 18 Положения не является действием, повлекшим ухудшение жилищных условий, в связи с чем истец полагает, что она не совершала действий по намеренному ухудшению жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, в связи с чем, по ее мнению, на нее не распространяется пятилетний срок, установленный п. 16 Положения, были предметом исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не находит. Указанные доводы основаны на неверном применении и толковании норм материального права, противоречат фактическим обстоятельствам, в силу чего не могут являться основанием для отмены постановленного решения.
В соответствии с п. 16 Положения о порядке предоставления жилых помещений, управление и распоряжение которыми возложено на Управление делами Президента Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 28 декабря 2018г. N 1867, работники государственного органа, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным п. 7 настоящего Положения, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В соответствии с уведомлением Главного управления жилищного и социально-бытового обеспечения Управления делами Президента РФ от 20 декабря 2017г. N УДИ-5-4560 Садовникова Г.А. и совместно проживающие члены ее семьи не подлежат обеспечению жилым помещением, поскольку 26 июня 2014 года совершили действия с намерением приобретения права состоять на учете нуждающихся в жилом помещении, что в соответствии с п. 16 Положения влечет невозможность принятия на учет нуждающихся в течение 5 лет со дня совершения указанных действий.
При этом из материалов дела следует, что при сохранении регистрации по месту жительства в жилом помещении, занимаемом истцом, ее зятя ***, имеющего в собственности ? долю квартиры общей площадью *** кв.м. по адресу: ***, в том числе и после вселения в жилое помещение по адресу: ***, несовершеннолетнего внука истца, обеспеченность каждого члена семьи, совместно проживающего с истцом, составляла бы более учетной нормы *** кв.м. (72,4 + /94,5 :4/) : 6 =16,00 кв.м). Без учета жилой площади, причитающейся ***, при снятии его с регистрационного учета, при вселении несовершеннолетнего внука истца, обеспеченность каждого совместно проживающего с истцом члена ее семьи, составляет менее учетной нормы (72,4 :5 = 14,48 кв.м.). В связи с чем судебная коллегия полагает правильными выводы суда первой инстанции о том, что действия по снятию с регистрационного учета по адресу: ***, зятя истца ***, совершенные 26.06.2014г, правильно квалифицированы комиссией по жилищным вопросам Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации от 07 ноября 2018г. на основании решений Главного управления жилищного и социально-бытового обеспечения Управления делами Президента РФ от 20 декабря 2017 года N УДИ-54560 и 13 февраля 2018 года N УДИ-5-532, как действия с намерением приобретения права состоять на учете нуждающихся в жилом помещении, что в соответствии с п. 16 Положения влечет невозможность принятия на учет нуждающихся в течение 5 лет со дня совершения указанных действий.
Оснований не согласиться с указанным выводом суда первой инстанции, о чем ставится вопрос в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит.
Также судебная коллегия отмечает, что при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции представитель ответчика пояснил, что в 2019 году комиссией по жилищным вопросам Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации принято решение о принятии истца на учет нуждающихся в жилых помещений по истечении 5-летнего срока со дня совершения действий, совершенных с намерением приобретения права состоять на учете нуждающихся в жилом помещении.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют правовую позицию истца, изложенную в исковом заявлении и при рассмотрении дела в суде первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу, влияли бы на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, основаны на неверном применении и толковании норм материального права.
При рассмотрении дела судом первой инстанции не было допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, в том числе и тех, на которые имеет место ссылка в апелляционной жалобе, повлекших вынесение незаконного решения, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доводы жалобы не содержат оснований к отмене либо изменению решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тверского районного суда г. Москвы от 24 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.