Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего В.В. Ставича,
судей В.В. Лукьянченко, С.И. Коневой,
при секретаре М.А. Емельяновой, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Лукьянченко апелляционную жалобу Москомстройинвеста на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 24 июня 2019 года по делу по административному иску Нестерова Валерия Ивановича к Комитету г. Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (Москомстройинвест) об оспаривании уведомления от 13.02.2019 N77-17-20/9-9 об отказе во включении В.И. Нестерова в Реестр пострадавших граждан города Москвы, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома и чьи права нарушены по объекту долевого строительства - однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: г. Москва, СЗАО, Южное Тушино, мкр. 11, корп. 4, секция 4, этаж 15, условный номер 199, общей площадью 40, 05 кв.м, о возложении на Москомстройинвест включить В.И. Нестерова в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома и чьи права нарушены по объекту долевого строительства однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: г. Москва, СЗАО, Южное Тушино, мкр. 1 корп. 4, секция 4, этаж 15, условный номер 199, общей площадью 40, 05 кв.м, которым заявленные требования удовлетворены частично,
установила:
Административный истец обратился в суд с указанным выше административным иском к Москомстройинвесту, не соглашаясь с уведомлением административного ответчика об отказе во включении в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительств многоквартирного дома и чьи права нарушены на стадии приема документов.
Требования мотивированы фактом предоставления им полного пакета документов на основании рассмотрения которого, по мнению административного истца, должна быть оказана государственная услуга "Признание гражданина, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими".
Решением Пресненского районного суда г. Москвы от 24 июня 2019 года постановлено: Иск удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства N 77-17-20/9-9.
Возложить обязанность на Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства рассмотреть вопрос о включении В.И. Нестерова в Реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Взыскать с Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства в пользу В.И. Нестерова 300 руб. в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины.
В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.
В апелляционной жалобе Москомстройинвеста ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии административный истец В.И. Нестеров и его представитель по доверенности А.А. Дмитриева просили решение суда оставить без изменения.
Представитель Москомстройинвеста по доверенности Ю.А. Литвинова доводы апелляционной жалобы поддержала.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле,
обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных ч. 2 ст. 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда.
Как усматривается из материалов дела, 28 июня 2010 года между ЗАО "Энергостройкомплект-М", в лице Генерального директора А.Н. Кручинина (продавец), и Н.С. Федоровой (покупатель) заключен предварительный договор 28.06.2010 ЖОТ-ЭСКМ-ПД/4-15-199 на продажу объекта долевого строительства однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: г. Москва, СЗАО, Южное Тушино, мкр. 11, корп. 4, секция 4, этаж 15, условный номер 199, общей площадью 40,05 кв. м, перечислив на расчетный счет покупателя 2002500 рублей, о заключении в будущем Основного договора на покупку квартиры в жилом доме по адресу: г. Москва, Южное Тушино, мкр. 11, что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру от 29.06.2010 N 252 и кассовой квитанцией от 29.06.2010 N1143 на 2 002 500 руб, справкой ЗАО "Энергостройкомплект-М" от 10.12.2010 исх. N 1269, финансовым письмом ЗАО "Энергостройкомплект-М" от 10.12.2010 исх.N1270.
10 марта 2011 года между Н.С. Федоровой (цедент) и В.И. Нестеровым (цессионарием) заключен договор уступки прав ЮТ-ЭСКМ/4-15-199-1 от 10.03.2011 объекта долевого строительства - однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: г. Москва, СЗАО, Южное Тушино, мкр. II, корп.4, секция 4, этаж 15, условный номер 199, общей площадью 40,05 кв.м, стоимостью 2002500 рублей по которому все права требования к ЗАО "Энергостройкомплект-М" переходят к В.И. Нестерову, что подтверждается актом выполнения обязательств по Договору уступки прав ЮТ-ЭСКМ/4-15-199-1 от 10.03.2011 составленному Нестеровым В.И. и Федоровой Н.С, справкой ЗАО "Энергостройкомплект-М" от 10.03.2011 исх. N 152, справкой ЗАО "Энергостройкомплект-М" от 11.03.2011 исх.N185, распиской Федоровой Н.С. от 10.03.2011 в получении от Нестерова В.И. 2300000 рублей по Договору уступки прав ЮТ-ЭСКМ/4-15-199-1 от 10.03.2011.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 5.07.2010 по делу N А40-27589/08-74-86"Б" в отношении должника ЗАО "Энергостройкомплект-М" введена процедура наблюдения.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17.10.2011 по делу N А40-27589/08-74-86"Б" ЗАО "Энергостройкомплект-М" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
16 апреля 2012 года следователем следственной группы 1 отдела СЧ ГСУ ГУ МВД России по г. Москве майором юстиции Н.Л. Болтуций, В.И. Нестеров признан потерпевшим по уголовному делу N 664612 возбужденному в отношении Генерального директора ЗАО "Энергостройкомплект-М" А.Н. Кручинина.
19 апреля 2012 года В.И. Нестеровым в Префектуру СЗАО подано заявление о принятии копий документов от 18.04.2012 б/н, подтверждающих приобретение квартиры с условным номером 199 в корпусе 4 секции 4 микрорайона 11 Южное Тушино СЗАО.
Согласно содержанию ответа первого заместителя Префекта СЗАО от 25.04.2012 N 12-04-2894/2 заявление административного истца на предоставление жилой площади в домах, предусмотренных к строительству и вводу в 2012 году на ул. Вяземской (район Можайского шоссе) и документы, подтверждающие приобретение жилого помещения в мкр. 11 района Южное Тушино рассмотрены, данные В.И. Нестерова занесены в реестр граждан-соинвесторов пострадавших от недобросовестных действий ЗАО "Энергостройкомплект-М".
Вступившим в законную силу решением Пресненского районного суда города Москвы от 10 октября 2018 года на Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, приняв и рассмотрев в установленном порядке поданное В.И. Нестеровым заявление от 14 мая 2018 года.
В соответствии с вступившим в законную силу решением суда В.И. Нестеров 31 января 2019 года повторно обратился в Москомстройинвест с ранее поданным заявления о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены с приложением всех ранее поданных документов и судебных актов (расписка в принятии документов прилагается).
13 февраля 2019 года Москомстройинвестом В.И. Нестерову отказано во включении в реестр пострадавших граждан в соответствии с п.п. 5 п. 10 Правил ведения реестра пострадавших граждан, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 августа 2016 г. N 560/пр, в связи с непредставлением или представлением не в полном объеме документов из числа предусмотренных пунктом 6 настоящих правил, а именно: п.п. 2. 3. 4 п. 6 Приложения N 2 к приказу (отсутствует копия договора участия в долевом строительстве, подтверждающего возникновение правоотношений между пострадавшим гражданином и застройщиком проблемного объекта, не исполнившим обязательства по передаче жилого помещения пострадавшему гражданину, заключенному в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ; отсутствуют копии платежных документов, подтверждающих полное исполнение пострадавшим гражданином обязательств по договору участия в долевом строительстве, заключенному в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ; отсутствует копия вступившего в законную силу судебного акта о включении требований пострадавшего гражданина к застройщику проблемного объекта в реестр требований кредиторов о передаче жилых помещений, с отметкой о вступлении в законную силу).
Разрешая спор и частично удовлетворяя требования о признании незаконным оспариваемого уведомления Москомстройинвеста, суд признал вывод органа государственной власти по спорному вопросу необоснованным.
Удовлетворяя в части заявленные требования, суд пришел к выводу о том, что решение Москомстройинвеста не позволило административному истцу получить государственную услугу, по поводу которой он обращался.
Данные выводы соответствуют установленным судом обстоятельствам административного дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления) регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Под государственной услугой в статье 2 указанного Закона понимается услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), а именно деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
При этом административный регламент - это нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
Нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2010 года N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг").
В силу ст. 5 этого же Закона при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги, а также получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг.
Согласно п.п. 7, 8 ст. 14 того же Закона требования к стандарту предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривают, в частности, исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги; исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги.
В п. 2.5.1.5 Административного регламента предоставления государственной услуги "Признание гражданина, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшим, включение такого гражданина в реестр пострадавших граждан, внесение изменений в указанный реестр, а также исключение гражданина из реестра пострадавших граждан" в городе Москве и внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 26 апреля 2011 г. N 157-ПП", утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 03.11.2015 N 713-ПП указаны документы, необходимые для предоставления государственной услуги, и которые должны быть представлены заявителем.
В п.п. 2.8.1.1 - 2.8.1.8. Административного Регламента указаны основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги:
Представленные заявление и иные документы, необходимые для предоставления государственной услуги, не соответствуют требованиям, установленным правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы, Едиными требованиями, настоящим Регламентом.
Представленные документы утратили силу, в случае если срок действия документа указан в самом документе либо определен законодательством Российской Федерации и города Москвы.
Заявителем представлен неполный комплект документов, указанных в Регламенте в качестве документов, подлежащих обязательному представлению заявителем.
Представленные документы содержат недостоверные и (или) противоречивые сведения.
Подача заявления от имени заявителя не уполномоченным на то лицом.
Обращение за предоставлением государственной услуги лица, не являющегося получателем государственной услуги в соответствии с настоящим Регламентом.
Обращение заявителя за государственной услугой, предоставление которой Комитетом не осуществляется.
Отказ заявителя представить подлинники документов, необходимых для предоставления государственной услуги (для судебных актов - отказ представить копии судебных актов, заверенные судом).
Данный перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, установленный пунктом 2.8.1 настоящего Регламента, является исчерпывающим (п. 2.8.2).
Согласно п. 2.8.3. Административного Регламента письменное уведомление об отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, оформляется по форме согласно приложению 4 к настоящему Регламенту по требованию заявителя, подписывается уполномоченным должностным лицом Комитета и выдается (направляется) заявителю с указанием причин отказа в срок не позднее одного рабочего дня с даты регистрации заявления и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги.
Как правомерно указал суд первой инстанции, административным истцом представлен полный пакет документов, установленный п. 2.5.1.1. Административного Регламента.
Кроме того, судебная коллегия учитывает следующее.
В соответствии с ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости" государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган).
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 12 августа 2016 г. N 560/пр утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правила ведения реестра пострадавших граждан.
Согласно п. 2 приложения N 1 к указанному приказу, критериями отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан (далее - критерии) являются:
1) неисполнение застройщиком объекта незавершенного строительства, создание которого осуществляется (осуществлялось) с привлечением денежных средств гражданина - участника долевого строительства на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", обязательств по договору в течение более 9 месяцев с даты, установленной в договоре, при отсутствии прироста вложений в незавершенное строительство такого объекта в течение двух отчетных периодов согласно отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, за исключением следующих объектов строительства:
а) введенных в эксплуатацию многоквартирных домов или не завершенных строительством многоквартирных домов, в которых в отношении одного и того же жилого помещения застройщиком заключены два и более договоров долевого участия;
б) не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором возведен (возводится) такой объект;
в) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке в отсутствие государственной регистрации права собственности застройщика на земельный участок, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка, либо договора безвозмездного пользования земельным участком, предусмотренных Федеральным законом N 214-ФЗ;
г) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного дома;
д) не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) с нарушением требований градостроительного плана земельного участка, требований, установленных в разрешении на строительство, проектной документации, в том числе объекты, право собственности на доли, квартиры в которых признано за физическими и (или) юридическими лицами вступившими в законную силу актами судебных органов.
2) привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина - участника долевого строительства для строительства проблемного объекта осуществлялось на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом N 214-ФЗ;
3) надлежащее исполнение гражданином - участником долевого строительства обязательств по договору участия в долевом строительстве проблемного объекта;
4) неисполнение застройщиком проблемного объекта обязательств по действующему договору участия в долевом строительстве по передаче жилого помещения, расположенного в проблемном объекте, гражданину - участнику долевого строительства;
5) отсутствие лица, являющегося правопреемником прав и обязанностей застройщика по строительству проблемного объекта, к которому может быть заявлено требование об исполнении обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве;
6) необеспечение обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения участнику долевого строительства по договору в порядке, установленном Федеральным законом N 214-ФЗ, либо осуществление выплаты по договору участия в долевом строительстве, обеспеченному поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика не может быть осуществлено ввиду ликвидации соответствующей кредитной или страховой организации;
7) отсутствие заявителя в реестре пострадавших граждан в отношении того же и (или) иного проблемного объекта;
8) отсутствие факта привлечения денежных средств двух и более лиц в отношении одного и того же жилого помещения, расположенного в составе проблемного объекта.
Согласно п.п. 3 Критериев, гражданин-участник долевого строительства проблемного объекта, чьи денежные средства привлечены по договору участия в долевом строительстве многоквартирных домов, после исполнения которого у гражданина возникает право собственности на жилое помещение и право общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, и чьи права нарушены, соответствующий критериям, установленным пунктом 2 настоящего приложения, относится к числу пострадавших граждан.
В соответствии с п.п. 5, 6 Правил ведения реестра пострадавших граждан решение о включении пострадавшего гражданина в реестр принимается контролирующим органом на основании письменного заявления пострадавшего гражданина. К заявлению прилагаются следующие документы:
1) копия документа, удостоверяющего личность;
2) копия договора участия в долевом строительстве, подтверждающего возникновение правоотношений между пострадавшим гражданином и застройщиком проблемного объекта, не исполнившим обязательства по передаче жилого помещения пострадавшему гражданину, и копия договора уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требования по договору);
3) копии платежных документов, подтверждающих исполнение пострадавшим гражданином обязательств по договору участия в долевом строительстве, заключенному в отношении проблемного объекта, и договору уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требования по договору);
4) копия вступившего в законную силу судебного акта о включении требований пострадавшего гражданина к застройщику проблемного объекта в реестр требований кредиторов (при наличии).
Суд обоснованно исходил из того, что В.И. Нестеров представил все необходимые документы для рассмотрения вопроса о включении его в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома на территории г. Москвы и чьи права нарушены по существу.
Административный ответчик, в свою очередь, рассмотрев предоставленные В.И. Нестеровым документы, устранился от рассмотрения вопроса соответствия административного истца вышеуказанным критериям.
На основании изложенного судебная коллегия применительно к ч.ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком не доказано, что порядок принятия оспариваемого решения соблюден, основания для принятия оспариваемого решения имелись, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Напротив, В.И. Нестеров доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.
Вместе с тем, суд обоснованно не усмотрел правомочия по возложению на государственный орган обязанности включить В.И. Нестерова в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома и чьи права нарушены, поскольку вопрос о включении Москомстройинвестом по существу еще не рассматривался, и пришел к выводу о возможности восстановления права административного истца посредством возложения обязанности на Москомстройинвест рассмотреть по существу вопрос о включении В.И. Нестерова в Реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда,
определила:
решение Пресненского районного суда г. Москвы от 24 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.