Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего Д.В. Шаповалова,
судей В.В. Лукьянченко, Р.Б. Михайловой,
при секретаре Д.Б. Сангаджиевой рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Лукьянченко апелляционную жалобу Васильева Василия Борисовича на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 5 июня 2019 года по делу по административному исковому заявлению В.Б. Васильева о признании незаконным решения ФГБУ "ФКП Росреестра" от 12.03.2019 N 77/100/366/2019-1344 об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений из Единого государственного реестра недвижимости, о взыскании морального вреда за счет казны Российской Федерации в размере 33000 рублей, которым в удовлетворении заявленных требований отказано,
установила:
В.Б. Васильев, обратился в суд с указанным административным иском. В обоснование заявленных требований указал на незаконность оспариваемого решения государственного органа об отказе в получении сведений из ЕГРН в виде копии правоустанавливающего документа на объект недвижимости бывшего собственника объекта, в отношении которого за В.Б. Васильевым зарегистрировано право собственности, на основании отсутствия у административного истца права на получение информации о бывшем собственнике данного объекта недвижимости.
Решением Мещанского районного суда г. Москвы от 5 июня 2019 года постановлено: в удовлетворении административного иска В.Б. Васильева отказать.
В заседание судебной коллегии лица участвующие в деле не явились.
Судебная коллегия на основании ст.ст. 150, 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц участвующих в деле, заблаговременно извещенных о времени и месте судебного заседания, не сообщивших о причинах своей неявки и не представивших доказательства уважительности этих причин.
Проверив законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 310 КАС РФ для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Как следует из материалов дела, за В.Б. Васильевым зарегистрировано 24.04.2013 право собственности, на основании свидетельства о праве на наследство по закону, в отношении 1/3 доли в праве на земельный участок с кадастровым номером 50:09:0010330:181, о чем в Единый государственный реестр недвижимости 24.04.2013 внесена запись о регистрации N 50-50-09/036/2013-135. 11.03.2019 административный истец через МФЦ района Щукино СЗАО г. Москвы, направил запрос о предоставлении копии правоустанавливающего документа на объект недвижимости с кадастровым номером: 50:09:0010330:181.
Ответом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" филиалом по г. Москве от 12.03.2019 административному истцу отказано в предоставлении копии запрашиваемого документа, со ссылкой на ч. 12 ст. 62 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Считая, данное решение незаконным, В.Б. Васильев обратился в суд с административным исковым заявлением к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" о признании незаконным решения от 12.03.2019.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд указал на отсутствие полномочий у ФГБУ "ФКП Росреестра" по принятию оспариваемого решения, в связи с чем ФГБУ "ФКП Росреестра" является ненадлежащим административным ответчиком по данному административному делу.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется, в связи со следующим.
Предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в том числе объем таких сведений, регулируется статьями 62 и 63 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015 N 968 "Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и порядка уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости".
Согласно ч. 12 ст. 62 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в случае, если в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют запрашиваемые сведения или предоставление запрашиваемых сведений не допускается в соответствии с федеральным законом, орган регистрации прав в срок не более трех рабочих дней со дня получения им запроса о предоставлении сведений направляет уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений или обоснованное решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений, которое может быть обжаловано в судебном порядке.
Информация об осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества содержит сведения, отнесенные частью 13 статьи 62 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к сведениям ограниченного доступа (в частности, о дате получения органом регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов, о содержании правоустанавливающих документов), которые могут быть предоставлены только лицам, указанным в пунктах 1 - 17 названной части, в том числе самим правообладателям либо их представителям.
Так, в соответствии с п.п. 1-5 части 13 статьи 62 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о дате получения органом регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов, о содержании правоустанавливающих документов, обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости, а также сведения в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в Единый государственный реестр недвижимости, сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным предоставляются только: 1) самим правообладателям или их законным представителям; 2) физическим и юридическим лицам, имеющим доверенность от правообладателя или его законного представителя; 3) залогодержателю в отношении объектов недвижимого имущества, которые находятся у него в залоге или права на которые предоставлены ему в залог; 4) руководителям, заместителям руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководителям, заместителям руководителей их территориальных органов, руководителям, заместителям руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, руководителям, заместителям руководителей органов местного самоуправления, если соответствующие сведения необходимы для осуществления полномочий указанных органов в установленной сфере деятельности, в том числе для оказания государственных или муниципальных услуг; 5) руководителям, заместителям руководителей многофункциональных центров в целях предоставления государственных или муниципальных услуг.
Согласно ч. 15 ст. 62 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" правообладателю, его законному представителю, лицу, получившему доверенность от правообладателя или его законного представителя, по их заявлениям выдаются в форме документов на бумажном носителе или электронных образов документов копии договоров и иных документов, которые выражают содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, и содержатся в реестровых делах.
Согласно п. 1.4. Приказа Росреестра от 18.10.2016 N П/0515 "О наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" отдельными полномочиями органа регистрации прав ФГБУ "ФКП Росреестра" наделено полномочиями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение ЕГРН, в том числе по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (за исключением сведений о содержании правоустанавливающих документов, а также копий документов, помещенных в реестровые дела (тома дел) объектов недвижимости, ведение и хранение которых не осуществляется ФГБУ "ФКП Росреестра" в соответствии с настоящим приказом (далее - документы и сведения, не хранящиеся в ФГБУ), а также приему запросов о предоставлении всех видов сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (включая запросы о предоставлении документов и сведений, не хранящихся в ФГБУ), и выдаче документов по результатам рассмотрения таких запросов.
Порядок взаимодействия ГБУ МФЦ города Москвы, Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве и Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" устанавливается Соглашением N МФЦ-12/16-142/33217.
В соответствии с п. 10.1. Приложения N1 к Соглашению МФЦ осуществляет передачу с использованием курьерской службы комплектов документов по предоставлению сведений из Единого государственного реестра недвижимости в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве.
Порядок обработки документов при поступлении запроса о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН о содержании правоустанавливающих документов, а также копий документов, помещенных в реестровые дела (тома дел) объектов недвижимости в Филиал регламентирован Порядком внутриведомственного взаимодействия между Управлением Росреестра по Москве и филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве при предоставлении государственных услуг.
Приложением N4 к Порядку установлена Схема взаимодействия при обработке таких запросов, где Филиал по средствам Программного комплекса приема выдачи документов (далее - ПК ПВД) направляет такие документы в Управление Росреестра по Москве для его рассмотрения и принятия соответствующего решения, после принятия соответствующего решения направляет готовый документ в Филиал с электронно-цифровой подписью уполномоченного лица территориального органа Росреестра принявшего соответствующее решение, работник Филиала производит печать решения на бланке Филиала и подписывает его.
Запросы о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН о содержании правоустанавливающих документов, а также копий документов, помещенных в реестровые дела (тома дел) объектов недвижимости, поступившие в Филиал в отношении объектов недвижимости, расположенных в других регионах, направляются в территориальный орган Росреестра по соответствующей территории и их обработка производится по аналогии.
Как следует из п. 7 ч. 13 ст. 62 Закона о регистрации сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о дате получения органом регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов, о содержании правоустанавливающих документов, обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости, а также сведения в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в Единый государственный реестр недвижимости, сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным предоставляются в частности лицам, имеющим право на наследование недвижимого имущества правообладателя по завещанию или по закону.
Анализируя доводы апелляционной жалобы о незаконности судебного решения, судебная коллегия находит их необоснованными.
Суд пришел к верному выводу о том, что В.Б. Васильев не является лицом, имеющим право на наследование, так как с 24.04.2013 является собственником доли в праве на земельный участок с кадастровым номером 50:09:0010330:181 и запрашиваемые им сведения не могли быть предоставлены.
Более того, суд обоснованно исходил из того, что административный ответчик не принимал оспариваемое решение, так как не наделен такими полномочиями.
В связи с изложенным также являются обоснованными выводы суда об отказе в удовлетворении требований о взыскании морального вреда.
Руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами в совокупности с материалами дела, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
Иные доводы апелляционной жалобы выводов суда по существу не опровергают, оснований к отмене решения не содержат, сводятся к ссылкам на уже исследованные и оцененные надлежащим образом судом первой инстанции доказательства и обстоятельства, основаны на неправильном понимании норм материального права, в связи с чем, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией и являться основанием для отмены постановленного решения.
При таком положении судебная коллегия приходит к выводу о том, что разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда,
определила:
решение Мещанского районного суда г. Москвы 5 июня 2019 года без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.