Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В.,
судей Тиханской А.В, Михайловой Р.Б,
при секретареЦыганковой А.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тиханской А.В. административное дело N 2а-719/19 по апелляционной жалобе административного истцаЕлаева И.А.на решение Тверскогорайонного суда г. Москвы от 23 мая 2019 года в редакции определения об исправлении описки от 27 июня 2019 года, которым постановлено:
В удовлетворении административного иска ЕлаеваИ.А.об оспаривании действий сотрудников полиции отказать,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Елаев И.А. обратился в суд с административным иском к УВД по ЦАО г. Москвы, ОВД по Тверскому району ЦАО г. Москвы, в котором просил признать незаконным воспрепятствование проведения 25 апреля 2018 года одиночного пикета в городе Москве по ул. Охотный ряд перед Государственной Думой РФ с применением физического насилия и его доставление во взаимосвязи с этим в отдел полиции, нарушающим его конституционное право проводить пикеты, мотивируя требования тем, что им 25 апреля 2018 года проводилось одиночное пикетирование с плакатом по вышеуказанному адресу, однако после начала пикета сотрудники полиции препроводили его в машину и доставили в отделение полиции, применив физическое насилие.
Административный истец Елаев И.А. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен, в исковом заявлении содержится просьба о рассмотрении дела без участия административного истца.
Административные ответчики в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены, ОМВД России по Тверскому району города Москвы представлены возражения на административный иск.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы проситадминистративный истец со ссылкой на то, что нарушены нормы материального права: не применен закон, подлежащий применению, неправильно истолкован закон, дело рассмотрено в незаконном составе судей.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав представителя административного ответчика УВД по ЦАО ГУ МВД России по Москве, действующую на основании доверенности Войцеховскую Е.А, возражавшую против доводов жалобы, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие административного истца,административного ответчика ОМВД России по Тверскому району г. Москвы, извещенных надлежащим образом,судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Применительно к названным нормам процессуального права и предписаниям ч. 3 ст. 62 КАС РФ суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установилследующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Судом установлено, что 25 апреля 2018 года по адресу: г. Москва, ул. Охотный ряд, дом 1, перед зданием Государственной Думы РФ был задержан и доставлен в Отдел МВД России по Тверскому району г. Москвы Елаев И.А, который осуществлял одиночное пикетирование у входа в Государственную Думу, тем самым мешал проходу граждан, отказался предъявить сотрудникам полиции документы, удостоверяющие личность.
По данному факту сотрудником полиции ОР ППСП ОМВД России по Тверскому району г. Москвы Усольцевым С.Н. был составлен соответствующий рапорт. Физическая сила и специальные средства в ходе доставления административного истца в Отдел МВД России по Тверскому району г. Москвы не применялись.
Согласно книге учета лиц, доставленных в дежурную часть Отдела МВД России по Тверскому району г. Москвы, гражданин Елаев И.А. был доставлен для установления личности и проведения профилактической беседы в 18ч. 30мин. В связи с плохим самочувствием Елаев И.А. в 19ч. 10 мин. был отправлен в ГБУЗ "ГКБ им. С.П. Боткина".
Разрешая исковые требования и отказывая в их удовлетворении, суд пришел к выводу о том, что действия административных ответчиков законные права и интересы Елаева И.А. не нарушали, соответствовали требованиям Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции".
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом.
В силу пункта 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" на полицию возлагается обязанность обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах. Кроме того в обязанность так входит пресечение административных правонарушений и осуществление производства по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции(пункт 9 ч. части 1 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции");
Согласно пункту 13 части 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте); установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести; защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни и здоровью в случае, если он не способен позаботиться о себе либо если опасности невозможно избежать иным способом, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом, - с составлением протокола в порядке, установленном данным Федеральным законом.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (статья 31). Данное право, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (постановления от 18 мая 2012 года N 12-П, от 14 февраля 2013 года N 4-П, от 13 мая 2014 года N 14-П и от 10 февраля 2017 года N 2-П; определения от 2 апреля 2009 года N 484-О-П, от 7 июля 2016 года N 1428-О и др.), является одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в Российской Федерации как демократическом правовом государстве, в числе основ конституционного строя которого признаются идеологическое и политическое многообразие и многопартийность и на котором лежит обязанность обеспечивать защиту, включая судебную, прав и свобод человека и гражданина ( статья 1, часть 1; статья 2; статья 13, части 1 и 3; статья 45, часть 1; статья 46, части 1 и 2; статья 64 Конституции Российской Федерации).
Право на свободу мирных собраний определено также в статье 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Европейский Суд по правам человека в своей практике исходит из того, что в демократическом обществе свобода собраний является фундаментальным правом и наряду со свободой мысли, совести и религии составляет основу такого общества (постановления от 25 мая 1993 года по делу "Коккинакис (Kokkinakis) против Греции", от 20 февраля 2003 года по делу "Джавит Ан (Djavit An) против Турции", от 23 октября 2008 года по делу " Сергей Кузнецов против России" и др.); оно касается как закрытых, так и публичных собраний, а равно собраний в определенном месте и публичных шествий и может осуществляться отдельными их участниками и организаторами (постановление от 31 марта 2005 года по делу "Адали (Adali) против Турции"); государство, в свою очередь, должно воздерживаться от применения произвольных мер, могущих нарушить это право ( постановление от 26 июля 2007 года по делу "Баранкевич против России").
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в от 17.03.2017 N 8-П "По делу о проверке конституционности положения пункта 13 части 1 статьи 13 Федерального закона "О полиции" в связи с жалобой гражданина В.И. Сергиенко" гарантированное Конституцией Российской Федерации и названными международно-правовыми актами как составной частью правовой системы Российской Федерации ( статья 15, часть 4, Конституции Российской Федерации) право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, не являясь абсолютным, может быть ограничено федеральным законом, который должен обеспечивать возможность полноценной реализации указанного права и одновременно - соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности без ущерба для здоровья и нравственности граждан на основе баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и третьих лиц - с другой, исходя из необходимости государственной защиты прав и свобод всех лиц (как участвующих, так и не участвующих в публичном мероприятии) путем введения разумных мер предупреждения и предотвращения нарушений общественного порядка и безопасности, а также защиты названных лиц от возникающих угроз их правам, жизни и здоровью.
Обязанность по обеспечению надлежащих условий для организации и проведения гражданами публичных мероприятий, прав, свобод, безопасности граждан и общественного порядка при их проведении возложена на соответствующие исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления ( статьи 12 - 14 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"), в том числе на органы внутренних дел, включая полицию, предназначение которой состоит в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействии преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечении общественной безопасности; полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств ( части 1 и 2 статьи 1 Федерального закона "О полиции").
Полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; ее деятельность, направленная на ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц, допустима только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом ( часть 2 статьи 6, часть 1 статьи 7 Федерального закона "О полиции").
Согласно Федеральному закону "О полиции" действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан; при обращении к гражданину, в том числе проводящему одиночное пикетирование, сотрудник полиции обязан: назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения; в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина; сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса ( части 4 и 5 статьи 5, часть 2 статьи 9).
В соответствии с частью 1 статьи 12 указанного Федерального закона на полицию, в частности, возлагаются следующие обязанности: прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия (пункт 2); обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах (пункт 5); обеспечивать совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий безопасность граждан и общественный порядок (пункт 6).
Для выполнения возложенных на нее обязанностей полиции предоставляется ряд прав, в том числе право доставлять граждан в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции в целях соблюдения общественного порядка.
Закрепленное право полиции доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции представляет собой меру административного принуждения, направленную исключительно на защиту прав и законных интересов как доставляемых, так и иных лиц.
Поскольку Елаев И.А. при осуществлении одиночного пикетирования нарушал общественный порядок, препятствуя проходу граждан, на законные требования сотрудников полиции не реагировал, действия административных сотрудников полиции при отсутствии объективной возможности иными законными действиями устранить нарушение в полной мере отвечали полномочиям, возложенным на полицию Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", при этом доказательства применения физического воздействия к Елаеву И.А. не представлены.
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие доказательств, подтверждающих факт нарушения прав административного истца, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что срок рассмотрения административного дела был нарушен, вынесенное судьей определение об оставлении административного дела без движения было отменено апелляционной инстанцией, не свидетельствуют о заинтересованности судьи в исходе дела, а потому на законность вынесенного решения не влияют.
Вопреки доводам апелляционной жалобы о том, что Елаев И.А. не был извещен о дате судебного заседания, материалы дела содержат достоверные сведения о направлении судебной повести административному истцу 19.04.2019 года, которая на была вручена последнему по причинам, не зависящим от суда, вместе с тем, возложенную обязанность по извещению суд выполнил. Риск неблагоприятных последствий в данном случае в силу статьи 165.1 ГК РФ возложен на получателе корреспонденции. Кроме того, судебная коллегия отмечает, что исковое заявление содержало просьбу административного истца о рассмотрении дела без его участия.
Иные изложенные в апелляционной жалобе доводы аналогичны тем, что указаны в административном исковом заявлении, в связи с чем по существу направлены на переоценку доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в соответствие с требованиями статьи 84 КАС РФ, и поэтому не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения.
Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено или изменено, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствие с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тверского районного суда г. Москвы от 23 мая 2019 года в редакции определения об исправлении описки от 27 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобуадминистративного истца Елаева И.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.