Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего Д.В. Шаповалова,
судей В.В. Лукьянченко, С.И. Коневой,
с участием переводчика А.И. Ромащенко, при секретаре А.В. Цыганковой, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Лукьянченко апелляционную жалобу Опара Стэнли Чуквума на решение Басманного районного суда г. Москвы от 14 мая 2019 года по делу по административному исковому заявлению С.Ч. Опара о признании незаконным решения ГУВМ МВД России от 3 декабря 2018 года об отказе в удовлетворении жалобы на решение ГУ МВД России по Московской области от 27 сентября 2018 года об отказе в предоставлении временного убежища на территории РФ, которым в удовлетворении заявленных требований отказано,
установила:
С.Ч. Опара обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, мотивируя свое обращение незаконностью оспариваемого решения государственного органа, поскольку для предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, по его мнению, имелись гуманные основания, заключающиеся в наличии опасности для жизни и здоровья административного истца в случае возвращения на родину в Республику Нигерия. Указал, что опасается преследования со стороны членов племени "Итуки" в стране гражданской принадлежности по причине отказа от продолжения дела умершего отца (нежелания стать шаманом культа поклонения Богу Грома), а также в связи с исповедованием им иной религии - христианства.
Решением Басманного районного суда г. Москвы от 14 мая 2019 года постановлено: в удовлетворении административного искового заявления С.Ч. Опара отказать.
В апелляционной жалобе С.Ч. Опара ставится вопрос об отмене решения суда.
В заседании судебной коллегии С.Ч. Опара и его представитель по доверенности и ордеру И.Г. Васильев поддержали доводы жалобы.
Представитель ГУ МВД России по доверенности С.В. Уткин просил решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 310 КАС РФ для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Из материалов дела усматривается, что гражданин Республики Нигерия, Опара Стэнли Чуквума, 20 октября 1984 года рождения, гражданин Республики Нигерия, уроженец г. Лагос. По национальности - нигериец, вероисповедание - христианин (православие). Родной язык - английский, русским языком не владеет, может объясняться на языке игбо. Образование, с его слов, начальное. Военную службу не проходил.
По данным АС ЦБДУИГ, на территорию Российской Федерации Опара Стэнли Чуквума прибыл 22 июня 2018 г. посредством авиатранспорта через пункт пропуска Государственной границы Российской Федерации "Домодедово" на основании многократной визы (паспорта болельщика) MB ЕЕР791665. цель въезда - спортивные связи.
Личность заявителя удостоверена национальным паспортом гражданина Республики Нигерия N А07459032, выдан МВД Алауса Лагос, 10 июня 2016 года сроком действия до 9 июня 2021 года.
Мать, два брата и три сестры заявителя пребывают в Республике Нигерия.
Семейное положение - холост. Детей не имеет.
Прежнее постоянное место жительства заявителя - Республика Нигерия, штат Имо, деревня Икедуру Оуолла Авуву.
На миграционном учете не состоит. С его слов, в настоящее время фактически пребывает по адресу: Московская область, г. Балашиха, Бульвар Нестерова, дом 1. Трудовую деятельность не осуществляет. Источник средств к существованию - личные сбережения.
26 июля 2018 г. С.Ч. Опара обратился в УВМ ГУ МВД России по Московской области с заявлением о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
Свое заявление обосновал нежеланием возвращаться в страну гражданской принадлежности в связи с преследованием его в родном племени "Итуки" в д. Икедуру по религиозным мотивам. Сообщил, что его племя является языческим, а он сам по вероисповеданию христианин. После смерти отца заявителю в племени предложили стать служителем "Бога Грома", кем ранее являлся его отец, но из-за своей принадлежности к христианству заявитель отказался, в связи с чем его решили принести в жертву богам (убить). Испугавшись за свою жизнь, заявитель бежал из страны воспользовавшись правом безвизового пересечения Государственной границы Российской Федерации для болельщиков Чемпионата мира по футболу 2018.
27 сентября 2018 года ГУ МВД России по Московской области вынесено решение об отказе С.Ч. Опара в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации в связи с отсутствием оснований, предусмотренных подпунктом 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона "О беженцах". Указанное решение административный истец обжаловал в установленном порядке в ГУВМ МВД России.
В своей жалобе в адрес ГУВМ МВД России заявитель указывает, что на территории Нигерии заявителю угрожает его родное племя "Итуки", в связи с чем он не желает возвращаться в страну гражданской принадлежности.
Решением ГУВМ МВД России от 3 декабря 2018 года N 984 в удовлетворении жалобы административного истца было отказано, решение ГУ МВД России по Московской области признано правомерным и оставлено в силе.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении административного истца, суд руководствовался законностью оспариваемого решения ГУВМ МВД России, по причине отсутствия причин гуманного характера, требующих предоставления С.Ч. Опара разрешения на временное убежище на территории России.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Федеральный закон "О беженцах", устанавливая среди прочего правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (преамбула), рассматривает беженца как лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой, вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (подпункт 1 пункта 1 статьи 1). Данный Федеральный закон, помимо предоставления иностранному гражданину или лицу без гражданства статуса беженца (статья 3), предусматривает также возможность предоставления данным лицам временного убежища (статья 12).
Пунктом 1 статьи 12 Закона предусмотрено, что предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона РФ "О беженцах" временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации, либо не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.
Причинами, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, являются: тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности; реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено; реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
В соответствии с пунктом 7 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 9.04.2001 N 274, решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членов его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию Российской Федерации либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья), до устранения таких причин или изменения правового положения лица.
Согласно пункту 12 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, временное убежище, предоставляется на срок до одного года, который (срок предоставления временного убежища) может продлеваться на каждый последующий год решением территориального органа Федеральной миграционной службы при наличии обстоятельств, послуживших основанием для предоставления лицу временного убежища.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что при вынесении оспариваемого решения ГУВМ МВД России учтено, что административный истец не отвечает критериям, определяющим понятие "беженец", и из отсутствия оснований полагать, что в случае возвращения на родину административный истец может быть подвергнут негуманному обращению.
Каких-либо данных, свидетельствующих о том, что С.Ч. Опара в настоящее время находится на территории России легально, соблюдает правила миграционного учета, не имеется.
При вынесении решения, судом первой инстанции правильно приведен анализ всех обстоятельств дела связанных с просьбой административного истца, как личных, так и общественно-политических, и правомерно сделан вывод об отсутствии у него гуманных причин для предоставления временного убежища.
Довод апелляционной жалобы о том, что административный истец может подвергнуться негуманному обращению в случае возвращения на родину, судебная коллегия находит несостоятельным.
При указанных обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение соответствует национальному законодательству и нормам международного права, содержит мотивы принятого решения, рассмотрено уполномоченным должностным лицом.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда,
определила:
решение Басманного районного суда г. Москвы от 14 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.