Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Лукашенко Н.И.,
судей Юдиной А.М, Шаровой О.В,
при секретаре Осиповой Е.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лукашенко Н.И. административное дело по апелляционной жалобе Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 03 июня 2019 года, которым постановлено: "Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "ПроЛайн" уд овлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 31460 кв.м. с кадастровым номером **** в размере его рыночной стоимости, равной 124127078 (сто двадцать четыре миллиона сто двадцать семь тысяч семьдесят восемь) руб. и определенной по состоянию на 16 апреля 2018 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 15006 кв.м. с кадастровым номером **** в размере его рыночной стоимости, равной 140967001 (сто сорок миллионов девятьсот шестьдесят семь тысяч один) руб. и определенной по состоянию на 3 апреля 2018 года.
Датой обращения общества с ограниченной ответственностью "ПроЛайн"в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве считать 23 ноября 2018 г.
Применять установленную настоящим решением суда кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **** для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 16 апреля 2018 года по 31 декабря 2018 года, включительно.
Применять установленную настоящим решением суда кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **** для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 3 апреля 2018 года по 31 декабря 2018 года, включительно.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Отказать обществу с ограниченной ответственностью "ПроЛайн" в удовлетворении административного искового заявления к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об установлении кадастровой стоимости:
- земельного участка площадью 31460 кв.м. с кадастровым номером ****, равной его рыночной стоимости по состоянию на 16 апреля 2018 г. в размере 108070000 руб.;
- земельного участка площадью 15006 кв.м. с кадастровым номером **** равной его рыночной стоимости по состоянию на 3 апреля 2018 г. в размере 106950000 руб.".
УСТАНОВИЛА:
Общество с ограниченной ответственностью "ПроЛайн" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об установлении кадастровой стоимости:
- земельного участка площадью 31460 кв.м. с кадастровым номером ****, равной его рыночной стоимости по состоянию на 16 апреля 2018 г. в размере 108070000 руб.;
- земельного участка площадью 15006 кв.м. с кадастровым номером **** равной его рыночной стоимости по состоянию на 3 апреля 2018 г. в размере 106950000 руб.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником земельных участков и не согласен с кадастровой стоимостью, считает её завышенной и несоответствующей рыночной стоимости земельного участка, чем нарушаются права и затрагиваются его интересы, как плательщика земельного налога. В подтверждение заявленной рыночной стоимости земельного участка предоставлен отчет об оценке от 19 ноября 2018 г. NМСК1072, подготовленный оценщиком ООО "Первое бюро оценки и экспертизы".
В судебное заседание представитель административного истца общества с ограниченной ответственностью "ПроЛайн" - Суходольский А.В, действующий по доверенности, не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело без его участия, поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представители административных ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит Департамент городского имущества города Москвы.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители административного истца, Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, Управления Росреестра по Москве, ФГБУ "ФКП Росреестра" не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Судом установлено, что административный истец является собственником спорных земельных участков, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости. При этом земельный участок с кадастровым номером **** поставлен на государственный кадастровый учет 16 апреля 2018 года, а земельный участок с кадастровым номером **** - 3 апреля 2018 года.
П остановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N791-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земель города Москвы по состоянию на 1 января 2016 года" в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером **** утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 16 апреля 2018 года в размере 175239121 руб. 20 коп, а в отношении земельного участка с кадастровым номером **** утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 3 апреля 2018 года в размере 189343156 руб. 98 коп.
Административный истец не согласился с размером кадастровой стоимости спорных земельных участков, 23 ноября 2018 года в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков. Однако решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве от 4 декабря 2018 г. N51-23303/2018 административному истцу отказано в удовлетворении просьбы о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков по основанию установления рыночной стоимости объекта недвижимости.
В подтверждение заявленной рыночной стоимости земельных участков административный истец представил суду отчет об оценке от 19 ноября 2018 г. NМСК1072, подготовленный оценщиком ****. В ходе рассмотрения дела по ходатайству административного истца и на основании статьи 77 Кодекса административного судопроизводства РФ определением Московского городского суда от 19 февраля 2018 г. по административному делу назначена оценочная судебная экспертиза.
По заключению оценочной судебной экспертизы от 5 апреля 2019 г, проведенной экспертом **** :
- отчет об оценке от 19 ноября 2018 г. NМСК1072, подготовленный оценщиком ****, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки;
- рыночная стоимость земельного участка площадью 31460 кв.м. с кадастровым номером ****, по состоянию на 16 апреля 2018 года составляет 124127078 руб.;
- рыночная стоимость земельного участка площадью 15006 кв.м. с кадастровым номером ****, по состоянию на 3 апреля 2018 года составляет 140967001 руб.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость земельных участков должна быть установлена в размере их рыночной стоимости на основании заключения судебной оценочной экспертизы.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Как разъяснено в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении ( статьи 79, 80 ГПК РФ, статьи 77, 78 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости земельных участков в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судебной коллегии не имеется.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Экспертом в заключении дан ответ на поставленный судом вопрос и приведены выводы о размере рыночной стоимости объекта недвижимости.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных, по мнению заявителей апелляционной жалобы, нарушениях экспертом при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Судебная коллегия полагает, что доводы административных ответчиков об отсутствии у административного истца права на оспаривание кадастровой стоимости земельного участка основаны на неправильном толковании норм материального права.
Указанное право предусмотрено в силу требований статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 03 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.