Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Лукашенко Н.И.
судей Шаровой О.В, Юдиной А.М,
при помощнике судьи Осиповой Е.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лукашенко Н.И.
административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 24 июня 2019г, которым постановлено: "Административное исковое заявление акционерного общества "Лидер-Инвест", общества с ограниченной ответственностью "Абрамцевская 10", общества с ограниченной ответственностью "Вешняковская 18", общества с ограниченной ответственностью "Даев", общества с ограниченной ответственностью "Демьяна Бедного 15", общества с ограниченной ответственностью "Кавказский Плюс", общества с ограниченной ответственностью "Красногвардейский Плюс" уд овлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 3877 кв.м. с кадастровым номером 77:02:0001016:53 по адресу: г.Москва, ул.Абрамцевская, владение 10, в размере его рыночной стоимости, равной 151916000 руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 3569 кв.м. с кадастровым номером ****.
Датой обращения акционерного общества "Лидер-Инвест", общества с ограниченной ответственностью "Абрамцевская 10", общества с ограниченной ответственностью "Вешняковская 18", общества с ограниченной ответственностью "Даев", общества с ограниченной ответственностью "Демьяна Бедного 15", общества с ограниченной ответственностью "Кавказский Плюс", общества с ограниченной ответственностью "Красногвардейский Плюс" в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве считать 25 декабря 2018 г.
Применять установленную настоящим решением суда кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами **** по состоянию на 1 января 2016 года для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2018 года по 31 декабря 2018 года, включительно.
Применять установленную настоящим решением суда кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **** по состоянию на 12 сентября 2018 года для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 12 сентября 2018 года по 31 декабря 2018 года, включительно.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
УСТАНОВИЛА:
Акционерное общество "Лидер-Инвест", общество с ограниченной ответственностью "Абрамцевская 10", общество с ограниченной ответственностью "Вешняковская 18", общество с ограниченной ответственностью "Даев", общество с ограниченной ответственностью "Демьяна Бедного 15", общество с ограниченной ответственностью "Кавказский Плюс", общество с ограниченной ответственностью "Красногвардейский Плюс" обратились в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об установлении кадастровой стоимости:
- ****.
Требования мотивированы тем, что административные истцы являются соответственно арендаторами земельных участков и не согласны с кадастровой стоимостью, считают её завышенной и несоответствующей рыночной стоимости земельного участка, чем нарушаются их права и затрагиваются интересы, как плательщика арендной платы. В подтверждение заявленной рыночной стоимости предоставлены отчеты об оценке от 13 декабря 2018 года N125/18, N126/18, N131/18, N132/18, N133/18, N134/18, подготовленные оценщиком ****.
В ходе рассмотрения дела административные истцы а кционерное общество "Лидер-Инвест", общество с ограниченной ответственностью "Абрамцевская 10", общество с ограниченной ответственностью "Вешняковская 18", общество с ограниченной ответственностью "Даев", общество с ограниченной ответственностью "Демьяна Бедного 15", общество с ограниченной ответственностью "Кавказский Плюс", общество с ограниченной ответственностью "Красногвардейский Плюс" подали дополнительное (уточненное) административное исковое заявление, в котором просят установить кадастровую стоимость:
- ****.
В судебном заседании представители всех административных истцов - Пекина М.О, Фоминская Е.В. поддержали заявленные административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном иске и дополнении к нему.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы - Приймак Ю.В. возражала против удовлетворения административных исковых требований, считает правильной кадастровую стоимость объекта недвижимости.
Представитель административного отв етчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещен.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, Управления Росреестра по Москве, ФГБУ "ФКП Росреестра" не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителя административного истца, проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Судом установлено, что административные истцы являются соответственно арендаторами спорных земельных участков на основании договоров аренды, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости. При этом размер арендной платы исчисляется в процентном отношении от кадастровой стоимости земельного участка.
Из приведенных норм права следует, что кадастровая стоимость земельных участков установлена постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N791-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земель города Москвы по состоянию на 1 января 2016 г." методом массовой оценки. Поскольку административные истцы являются арендаторами земельных участков и оплачивают арендную плату, исходя из кадастровой стоимости данного объекта недвижимости, их права и законные интересы напрямую затрагиваются установленной кадастровой стоимостью земельного участка.
По результатам государственной кадастровой оценки земель города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N791-ПП, кадастровая стоимость спорных земельных участков с кадастровыми номерами **** кадастровая стоимость установлена по состоянию на 12 сентября 2018 года.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости спорного земельного участка, административные истцы представили суду отчеты об оценке от 13 декабря 2018 года N125/18, N126/18, N131/18, N132/18, N133/18, N134/18, подготовленные оценщиком ****. В ходе рассмотрения дела по ходатайству административных истцов и на основании статьи 77 Кодекса административного судопроизводства РФ определением Московского городского суда от 9 апреля 2019 г. по административному делу назначена оценочная судебная экспертиза.
По заключению оценочной судебной экспертизы от 16 мая 2019 года N2019-01/394, проведенной экспертом общества с ****.:
- ****.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость земельных участков должна быть установлена в размере их рыночной стоимости на основании заключения судебной оценочной экспертизы.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости земельного участка в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судебной коллегии не имеется.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Экспертом в заключении дан ответ на поставленный судом вопрос и приведены выводы о размере рыночной стоимости объекта недвижимости.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных, по мнению заявителей апелляционной жалобы, нарушениях экспертом при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Судебная коллегия полагает, что доводы административных ответчиков об отсутствии у административного истца права на оспаривание кадастровой стоимости земельного участка основаны на неправильном толковании норм материального права.
Указанное право предусмотрено в силу требований статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 24 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.