Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи В.В. Ставича,
судей В.В. Лукьянченко, С.И. Коневой,
при секретаре Ю.А. Карасевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании, по докладу судьи В.В. Ставича административное дело по апелляционным жалобам ТСЖ *** " и М.Ю. Шульмана на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 5 июня 2019 года по административному исковому заявлению Мосжилинспекции о ликвидации ТСЖ " *** ",
УСТАНОВИЛА:
Мосжилинспекция обратилась в суд с административным исковым заявлением о ликвидации ТСЖ " ***", мотивируя тем, что члены товарищества не обладают более 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Решением Мещанского районного суда г. Москвы от 5 июня 2019 года административные исковые требования удовлетворены, постановлено:
Ликвидировать ТСЖ " *** ", ОГРН ***, ИНН ***, место нахождения г. ***Возложить обязанность по осуществлению ликвидации ТСЖ "***" на учредителя и председателя правления М.Ю. Шульмана в течение 4-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с ТСЖ " *** " в доход бюджета г. Москвы государственную пошлину в размере *** рублей.
В апелляционных жалобах, поддержанных в заседании судебной коллегии председателем правления ТСЖ " *** " Л.Ю. Шульман и представителем Товарищества по доверенности И.М. Гавриловой, а также М.Ю. Шульманом ставится вопрос об отмене решения суда, они полагают, что решение о ликвидации принято по формальным основаниям.
Представители Мосжилинспекции - В.Н. Семкина и ГБУ "Жилищник Мещанского района" В.Н. Шишкина просили решение суда оставить без изменения.
Исследовав материалы административного дела, выслушав стороны, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия полагает, что предусмотренные п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, имеются.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ТСЖ " *** ", ОГРН ***, расположенное по адресу: *** зарегистрировано 1 июня 2007 года на основании протокола общего собрания собственников многоквартирного дома.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Жилищного кодекса РФ, исходил из того, что по состоянию на 16 февраля 2016 года площадь дома составляла 2685,8 кв.м, в Товариществе состояли 7 собственников и члены ТСЖ владеют 1261,9 кв.м, что составляет 46,98% голосов от общего числа голосов собственников помещений многоквартирного дома, поэтому имелись неустранимые нарушения действующего законодательства.
Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции не может согласиться в силу следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 123.12 Гражданского кодекса Российской Федерации товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, садовых домов, садовых или огородных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.
Согласно ч. 1 ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в ч. 2 ст. 136 данного кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с данным кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, за исключением случаев, предусмотренных ст. 157.2 данного кодекса, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
В п. 2 ч. 2 ст. 136 указанного кодекса установлено, что товарищество собственников жилья может быть создано собственниками нескольких расположенных близко жилых домов, если данные дома расположены на земельных участках, которые имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для обслуживания более чем одного жилого дома. Решения о создании товарищества, об утверждении его устава принимаются по соглашению всех собственников данных домов.
К товариществу собственников жилья, созданному в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 136 Жилищного кодекса Российской Федерации, применяются требования, установленные применительно к товариществу собственников жилья, созданному в многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах, если иное не вытекает из особенностей отношений в товариществе, созданном собственниками нескольких жилых домов (ч. 4).
В силу положений ч. 1 ст. 141 ЖК РФ ликвидация товарищества собственников жилья осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством.
Согласно п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда в частности:
1) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;
2) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;
3) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
4) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;
5) по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется;
6) в иных случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с ч. 3 ст. 135 ЖК РФ число членов товарищества собственников жилья, создавших товарищество, должно превышать пятьдесят процентов голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Этим требованиям закон деятельность ТСЖ " ***" соответствует.
В материалы дела представлены результаты общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 27 августа 2019 года, в соответствии с которым в ТСЖ состоят собственники помещений, владеющие 1664,7 кв.м. площадей, что составляет 61,97 % от общего числа голосов собственников. Списки членов ТСЖ " *** " представлены в судебное заседание, регулярно предоставлялись они и в Мосжилинспекцию.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции необоснованно руководствовался данными о собственниках жилых помещений многоквартирного дома, которые были актуальны по состоянию на 16 февраля 2016 года и на момент вынесения решения о ликвидации ТСЖ не соответствовали действительности.
Суд первой инстанции вопреки требованиям статьи 6 КАС РФ не проявил активной роли при рассмотрении настоящего дела, не предпринял должных мер по установлению достоверных обстоятельств по делу, в частности, о числе членов товарищества собственников жилья, о том, что ТСЖ " *** " осуществляет управление многоквартирным домом, что также подтверждается судебными актами арбитражных судов, представленных административным ответчиком и находящихся в открытом доступе.
Мосжилинспекция в свою очередь не представила доказательств в обоснование требований о ликвидации Товарищества, которые соответствовали бы требованиям статьи 20 ЖК РФ.
Все это привело к принятию незаконного решения судом первой инстанции.
На основании изложенного судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком не доказано, что основания для ликвидации Товарищества имелись.
Напротив, административный истец ТСЖ " *** " доказало факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.
Допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального права являются существенными, повлекли принятие незаконного решения, которое подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Апелляционная жалоба, поданная М.Ю. Шульманом, подлежит оставлению без рассмотрения, поскольку он не является председателем Товарищества и участником спорных правоотношений.
Руководствуясь ст. ст. 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мещанского районного суда г. Москвы от 5 июня 2019 года отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска Мосжилинспекции о ликвидации ТСЖ "*** " в полном объеме.
Апелляционную жалобу М.Ю. Шульмана оставить без рассмотрения по существу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.