Московский городской суд в составе председательствующего судьи Казакова М.Ю., при секретаре Тощакове В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2839/2019 по административному исковому заявлению наименование организации, наименование организации, наименование организации об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Административные истцы обратились в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами: 77:02:0021017:1511, 77:02:0021017:1512, 77:02:0021017:1513 и земельного участка с кадастровым номером: 77:02:0022008:66, расположенных по адресу: адрес, установленной по состоянию на 1 января 2018 года для нежилого помещения с кадастровым номером 77:02:0021017:1511 в размере 111 262 284,05 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером 77:02:0021017:1512 в размере 227 330 811,63 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером 77:02:0021017:1513 в размере 71 583 090,10 рублей, для земельного участка с кадастровым номером: 77:02:0022008:66 в размере 196 123 996,40 рублей.
Административный истец просит установить кадастровую стоимость равной рыночной, определённой в соответствии с отчётом об оценке от 30 марта 2019 года N 2903201931/А, подготовленным ООО оценочная наименование организации, по состоянию на 1 января 2018 года для нежилого помещения с кадастровым номером 77:02:0021017:1511 в размере 36 897 409 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером 77:02:0021017:1512 в размере 53 939 747 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером 77:02:0021017:1513 в размере 15 683 516 рублей, для земельного участка с кадастровым номером: 77:02:0022008:66 в размере 49 264 790 рублей.
В обоснование своих требований административные истцы ссылаются на то, что им на праве собственности принадлежат названные выше нежилые помещения, а также они являются арендаторами вышеуказанного земельного участка. Несоответствие, внесённой в Единый государственный реестр недвижимости, кадастровой стоимости названных объектов недвижимости, их рыночной стоимости, нарушает права административных истцов как плательщиков налога на имущество организаций и арендаторов, в связи с необоснованным завышением налоговой базы по указанному налогу и арендных платежей за пользование земельным участком.
Административные истцы полагают, что их права могут быть защищены посредством установления кадастровой стоимости нежилых помещений и земельного участка равной их рыночной стоимости.
В связи с проведением по делу судебной оценочной экспертизы, административные истцы уточнили свои требования и просили установить кадастровую стоимость равной рыночной стоимости, определённой по состоянию на 1 января 2018 года для нежилого помещения с кадастровым номером 77:02:0021017:1511 в размере 74 720 364 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером 77:02:0021017:1512 в размере 97 306 166 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером 77:02:0021017:1513 в размере 34 571 967 рублей, для земельного участка с кадастровым номером: 77:02:0022008:66 в размере 79 750 000 рублей.
В настоящем судебном заседании представитель административных истцов заявленные требования поддержал.
Представитель административного ответчика Департамента городского имущества города Москвы, возражал против удовлетворения требований.
Административный ответчик Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, будучи извещённым надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, об отложении слушания дела не просил.
Руководствуясь положениями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом постановлено о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся представителей указанного административного ответчика.
Выслушав объяснения представителя административных истцов, представителя Департамента городского имущества города Москвы, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определённых пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Частью 3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусмотрено, что решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с настоящим Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с указанными положениями Правительством Москвы 21 декабря 2016 года принято постановление N 910-ПП "О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в городе Москве и внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N 99-ПП", в соответствии с пунктом 1 которого установлено, что с 1 января 2017 года государственная кадастровая оценка объектов недвижимости в городе Москве осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость - часть 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, административные истцы являются собственниками нежилых помещений с кадастровыми номерами: 77:02:0021017:1511, 77:02:0021017:1512, 77:02:0021017:1513, расположенных по адресу: адрес, а также арендаторами земельного участка с кадастровым номером: 77:02:0022008:66, расположенного по адресу: адрес.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", постановлением Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", в целях реализации приказа Департамента городского имущества города Москвы от 19 февраля 2018 года N 20 "О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимого имущества в 2018 году", пунктом 1 распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года N 40557 утверждены результаты определения кадастровой стоимости зданий, помещений, объектов незавершенного строительства, машино-мест и сооружений, расположенных на территории города Москвы, по состоянию на 1 января 2018 года.
Согласно названному распоряжению кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2018 года установлена для нежилого помещения с кадастровым номером 77:02:0021017:1511 в размере 111 262 284,05 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером 77:02:0021017:1512 в размере 227 330 811,63 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером 77:02:0021017:1513 в размере 71 583 090,10 рублей, для земельного участка с кадастровым номером 77:02:0022008:66 в размере 196 123 996,40 рублей.
В Единый государственной реестр недвижимости внесены сведения об указанной кадастровой стоимости, которая подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2019 года.
Названные результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости затрагивают права и обязанности административных истцов, поскольку в соответствии с положениями абзаца 2 пункта 2 статьи 372, статьи 374, пункта 1 статьи 373, статьи 374, пункта 2 статьи 375, статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 2, 2.1, 5, 6 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", они являются плательщиками налога на имущество организаций и в отношении спорных нежилых помещений уплачивают налоговые платежи, исходя из их кадастровой стоимости. В соответствии с условиями договора аренды земельного участка и постановлением Правительства Москвы от 25 апреля 2006 года N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" исчисление арендной платы за пользование земельным участком, производится в процентом соотношении к его кадастровой стоимости.
Оспаривая названную кадастровую стоимость, административные истцы представили в суд отчёт об оценке от 30 марта 2019 года N 2903201931/А, подготовленный ООО оценочная наименование организации в котором рыночная стоимость определенна по состоянию на 1 января 2018 года для нежилого помещения с кадастровым номером 77:02:0021017:1511 в размере 36 897 409 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером 77:02:0021017:1512 в размере 53 939 747 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером 77:02:0021017:1513 в размере 15 683 516 рублей, для земельного участка с кадастровым номером: 77:02:0022008:66 в размере 49 264 790 рублей.
Частью 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определённых статьёй 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
Исходя из особенностей рассмотрения дел об оспаривании кадастровой стоимости, обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Административный ответчик, возражающий против удовлетворения заявленных требований, обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Определением суда от 23 мая 2019 года по ходатайству представителя административного ответчика назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту наименование организации фио
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчёт об оценке от 30 марта 2019 года N 2903201931/А, подготовленный оценщиком ООО оценочная наименование организации, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2018 года определена для нежилого помещения с кадастровым номером 77:02:0021017:1511 в размере 74 720 364 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером 77:02:0021017:1512 в размере 97 306 166 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером 77:02:0021017:1513 в размере 34 571 967 рублей, для земельного участка с кадастровым номером: 77:02:0022008:66 в размере 79 750 000 рублей.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" и пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции", заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания, и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами ( статья 67, часть 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При исследовании заключения эксперта суду следует проверять его соответствие вопросам, поставленным перед экспертом, полноту и обоснованность, содержащихся в нём, выводов.
В целях разъяснения или дополнения заключения суд может вызвать эксперта для допроса. При наличии в деле нескольких противоречивых заключений могут быть вызваны эксперты, проводившие как первичную, так и повторную экспертизу.
Не доверять выводам эксперта наименование организации фио у суда оснований не имеется, так как они мотивированы, научно обоснованы. Экспертиза назначалась непосредственно судом и её производство поручалось выбранному им эксперту. Эксперт предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объёме на строго научной и практической основе, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности.
Эксперт имеет высокую квалификацию и большой стаж работы в области оценочной деятельности, составленное экспертом заключение соответствует требованиям статьи 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных. Экспертом проведено исследование рынка, обосновано выбраны объекты-аналоги, подходы и, применяемые в их рамках, методы оценки. Применяемые в процессе оценки, корректировки проведены обосновано по наиболее существенным ценообразующим факторам. Расчёты не содержат математических, методических, арифметических ошибок и являются правильными.
Достоверных данных об иной рыночной стоимости нежилых помещений и земельного участка сторонами в суд не представлено, ходатайств о проведении повторной судебной оценочной экспертизы не заявлено.
Выводы о величине рыночной стоимости нежилых помещений и земельного участка, содержащиеся в отчёте об оценке от 30 марта 2019 года N 2903201931/А, подготовленном оценщиком ООО оценочная наименование организации, опровергаются заключением проведённой судебной экспертизы, которому суд доверяет, в связи с чем суд относится к названному отчёту критически.
Учитывая изложенное, суд считает необходимым положить в основу решения заключение судебной оценочной экспертизы и установить кадастровую стоимость равной рыночной, определённую по состоянию на 1 января 2018 года для нежилого помещения с кадастровым номером 77:02:0021017:1511 в размере 74 720 364 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером 77:02:0021017:1512 в размере 97 306 166 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером 77:02:0021017:1513 в размере 34 571 967 рублей, для земельного участка с кадастровым номером: 77:02:0022008:66 в размере 79 750 000 рублей.
С доводами, изложенными в письменных пояснениях представителя Департамента городского имущества города Москвы о том, что административные истцы не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости, согласиться нельзя, поскольку такое право предоставлено административным истцам Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Ссылки представителя Департамента городского имущества города Москвы на то, что сам факт расхождения величин кадастровой и рыночной стоимостей не свидетельствует о недостоверности первой, не могут повлиять на существо принимаемого судом решения, поскольку кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной только методом её проведения (массовым характером). Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учёта уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в Единый государственный реестр недвижимости подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой обращения административных истцов с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо считать дату их обращения в суд - 25 апреля 2019 года.
Установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление наименование организации, наименование организации, наименование организации об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:02:0021017:1511, расположенного по адресу: адрес, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года, в размере 74 720 364 (семьдесят четыре миллиона семьсот двадцать тысяч триста шестьдесят четыре) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:02:0021017:1512, расположенного по адресу: адрес, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года, в размере 97 306 166 (девяносто семь миллионов триста шесть тысяч сто шестьдесят шесть) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:02:0021017:1513, расположенного по адресу: адрес, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года, в размере 34 571 967 (тридцать четыре миллиона пятьсот семьдесят одна тысяча девятьсот шестьдесят семь) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:02:0022008:66, расположенного по адресу: адрес, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года, в размере 79 750 000 (семьдесят девять миллионов семьсот пятьдесят тысяч) рублей.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 25 апреля 2019 года.
Установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда М.Ю. Казаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.