Судья Московского городского суда Н.С. Кирпикова, изучив в порядке, предусмотренном главой 41 ГПК РФ, кассационную жалобу ГУ МВД России по г.Москве, подписанную представителем по доверенности Акимовым В.И., поступившую в суд кассационной инстанции 23 августа 2019 года, на решение Басманного районного суда г. Москвы от 15 ноября 2018 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 26 июня 2019 года по делу по иску ГУ МВД России по г.Москве к Департаменту труда и социальной защиты населения г.Москвы, Колокину В.А. о признании незаконным выдачу удостоверения серии Б N ***** от 21 июля 1998 года, обязании сдать удостоверение серии Б N ***** от 21 июля 1998 года в Департамент труда и социальной защиты населения г.Москвы и сдать удостоверение серии Р N ***** от 05 октября 2004 года в МВД РФ,
УСТАНОВИЛ:
ГУ МВД России по г.Москве обратился в суд с иском к Департаменту труда и социальной защиты населения г.Москвы (далее - ДТСЗН г.Москвы), Колокину В.А. о признании незаконным выдачи удостоверения серии Б N ***** от 21 июля 1998 года, обязании сдать незаконно полученное удостоверение серии Б N ***** от 21 июля 1998 года в уполномоченный орган, ссылаясь на то, что 21 июля 1998 года Комитетом социальной защиты населения Москвы Колокину В.А. без законных на то оснований было выдано удостоверение серии Б N ***** как лицу, перенесшему заболевание, связанное с радиационным воздействием, без установления группы инвалидности, вследствие Чернобыльской катастрофы.
На основании изложенного, уточнив исковые требования, истец просил суд признать незаконным выдачу Комитетом социальной защиты населения Москвы Колокину В.А. удостоверения серии Б N ***** от 21 июля 1998 года, обязать Колокина В.А. сдать удостоверение серии Б N ***** от 21 июля 1998 года в ДТСЗН города Москвы и сдать удостоверение серии Р N ***** от 05 октября 2004 года в МВД России.
Решением Басманного районного суда г. Москвы от 15 ноября 2018 года в удовлетворении исковых требований ГУ МВД России г.Москвы отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 26 июня 2019 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ГУ МВД России по г.Москве ставит вопрос об отмене указанных судебных постановлений, считая их незаконными и необоснованными.
Судья суда кассационной инстанции в соответствии с частью 2 статьи 381 ГПК РФ по результатам изучения кассационной жалобы выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке. При этом кассационная жалоба, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 387 ГПК РФ).
По результатам изучения кассационной жалобы существенных нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанции при принятии судебных постановлений, состоявшихся по данному делу, не установлено, в связи с чем не имеется оснований для передачи указанной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие"; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1980 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений.
Согласно ч. 4, 5 ст. 15 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления. Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
Как установлено судом, Колокин В.А, 18.09.1963 года рождения, имеет удостоверение перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, серии Б N ***** от 21 июля 1998 года, выданное Комитетом социальной защиты населения Москвы, и удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 году серии Р N***** от 05 октября 2004 года, выданное МВД России, и данные удостоверения бессрочны и действительны на всей территории Российской Федерации.
Из представленных документов следует, что Колокин В.А. имел удостоверение участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС N ***** от 15 января 1987 года, выданное командиром войсковой части 44316; удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1987-1988 годах серии А N ***** от 24 ноября 1993 года, выданное командиром войсковой части 30937, и представленное им в Комитет социальной защиты населения Москвы.
Из представленных документов следует, что удостоверение серии Б N ***** было выдано Колокину В.А. 21 июля 1998 года Комитетом социальной защиты населения Москвы в соответствии с пунктами 2, 5, 10 Положения о порядке оформления и выдачи удостоверений для граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы, либо связанные с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий и их последствий на атомных объектах гражданского или военного назначения, в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику (письмо Госкомчернобыля России от 22 марта 1993 года N *****, зарегистрировано в Минюсте России 29 марта 1993 года N 194).
Основанием для оформления указанного удостоверения послужила справка 32 Центрального военно-морского госпиталя N 374, согласно которой 11 июля 1995 года майор Колокин В.А. был освидетельствован военно-врачебной комиссией N 2, которой на основании графы III Расписания болезней и физических недостатков, утвержденного приказом Министра обороны СССР от 09 сентября 1987 года N 260, дано заключение в формулировке: "Увечье, да, получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС".
Судом установлено, что заключения ВВК с формулировкой: "заболевание радиационно-обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС" выносились только с 2003 года в соответствии с п. 41 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 года N 123, принятым взамен утратившего силу Постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 1995 года N 390.
Доводы представителя истца, изложенные им в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, о том, что Колокин В.А. с 1997 года проходил службу в органах внутренних дел, в связи с чем при обращении за оформлением удостоверения обязан был представить заключение ВВК МВД России, судом не приняты во внимание, поскольку на момент освидетельствования Колокина В.А. 11 июля 1995 года он являлся военнослужащим, проходившим военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации в качестве офицера Военно-Морского Флота России.
Согласно п. 11 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 1995 года N390 (действовавшим на момент освидетельствования Колокина В.А.), порядок организации и проведения освидетельствования, а также требования к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в органы, лиц рядового и начальствующего состава (должностных лиц) органов и членов их семей, граждан, поступающих на военную службу и проходящих военную службу по контракту и членов их семей, граждан, имеющих воинские звания офицеров и пребывающих в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, и граждан, поступающих в учебные заведения, определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Доводы представителя истца о том, что заболевания Колокина В.А, указанные в заключении ВВК, отсутствуют в перечне заболеваний, возникновение которых может быть поставлено в связь с радиационным воздействием на человека, приведенном в приложении N 5 к приказу Минздрава Российской Федерации от 16 октября 1992 года N 279, судом признаны несостоятельными, поскольку в названном приложении к приказу содержится лишь ориентировочный перечень заболеваний, возникновение которых может быть поставлено в связь с радиационным воздействием на человека, при этом заключение ВВК до настоящего времени никем не оспорено, в порядке, установленном законом, не отменено и не признано недействительным.
Доводы представителя истца о том, что удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС не было изъято у Колокина В.А. Комитетом социальной защиты населения Москвы в нарушение п. 14 Положения о порядке оформления и выдачи удостоверений для граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, либо связанные с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и их последствий на атомных объектах гражданского или военного назначения, в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику (письмо Госкомчернобыля России от 22 марта 1993 года N *****, зарегистрировано в Минюсте России 29 марта 1993 года N 194), судом также не приняты во внимание, поскольку на законность выдачи Колокину В.А. 21 июля 1998 года удостоверения перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, серии Б N ***** не влияет, а кроме того, удостоверение участника ликвидации Чернобыльской АЭС являлось удостоверением старого образца СССР, в связи с чем на момент получения Колокиным В.А. удостоверения перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, серии Б N***** от 21 июля 1998 года указанное удостоверение действительным не являлось.
Из представленных документов следует, что Комиссией по проверке правильности выдачи удостоверений участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (далее - Комиссия) 05 июля 2018 года принято решение, оформленное протоколом N 1, в том числе о признании недействительным и снятии с учета удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 году серии Р N ***** от 05 октября 2004 года, выданного Колокину В.А.
В результате рассмотрения представленных документов Комиссия установила, что Колокин В.А. имеет удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 году серии Р N *****, выданное 05 октября 2004 года МВД России, однако, представленные документы подтверждают фактическое участие Колокина В.А. в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС только в 1988 году. Согласно справке командира войсковой части 44316 от 30 июля 1988 года N *****, старший лейтенант Колокин В.А. находился в 30 км зоны Чернобыльской АЭС в период с 13 апреля 1988 года по 30 июля 1988 года и принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии. Тот же период указан и в послужном списке архивного личного дела Колокина В.А. Согласно ответу начальника отдела Военного комиссариата города Москвы по Савеловскому району САО города Москвы, сведения, подтверждающие участие Колокина В.А. в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 году, отсутствуют.
В соответствии с п. 8 Положения по проверке правильности выдачи удостоверений участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и лиц, приравненных к ним, утвержденного Минздравмедпромом РФ, Минсоцзащиты РФ, Минтрансом РФ, МВД РФ, Минфином РФ 21 июня 1994 года (зарегистрировано в Минюсте РФ 01 июля 1994 года N 615), выявленные в результате проверки ошибочно выданные удостоверения участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС подлежат безусловному изъятию; могут быть добровольно сданы в комиссию, а в случае отказа комиссия должна обратиться в органы, предоставляющие льготы, компенсации, пенсии, ссуды, с требованием приостановить их предоставление для этих граждан.
Разрешая требования истца о признании незаконным выдачу удостоверения серии Б N ***** от 21.07.1998 г, обязании Колокина В.А. сдать выданное удостоверение в Департамент труда и социальной защиты населения г.Москвы, суд первой инстанции, руководствуясь требованиями действующего законодательства, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, исходя из того, что удостоверение перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, серии Б N ***** было оформлено и выдано Колокину В.А. 21 июля 1998 года Комитетом социальной защиты населения Москвы в соответствии с действовавшим на момент его выдачи законодательством.
Отказывая в удовлетворении требований истца об обязании сдать удостоверение серии Р N ***** от 05 октября 2004 года в МВД России, суд исходил из того, что действующим законодательством не предусмотрена процедура принудительного изъятия у гражданина ошибочно выданного удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, а учитывая обстоятельства того, что данное удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 году серии Р N *****, выданное Колокину В.А. 05 октября 2004 года МВД России, признано комиссией 05.07.2018 г. недействительным, право на льготы и компенсации ответчик по данному удостоверению не имеет, то правовых последствий, связанных с нахождением указанного удостоверения у Колокина В.А, не имеется.
Проверяя законность вынесенного судом первой инстанции решения, суд апелляционной инстанции с указанными выводами суда согласился.
Доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию истца с выводами судов первой и апелляционной инстанции, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства, направлены на иную оценку установленных обстоятельств и собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений в кассационном порядке.
Каких-либо существенных нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанции, по доводам кассационной жалобы не усматривается, а правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам суд кассационной инстанции действующим процессуальным законодательством не наделен.
В силу изложенного выше, руководствуясь положениями части 2 статьи 381, статьи 383 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
отказать ГУ МВД России по г.Москве в передаче для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции жалобы на решение Басманного районного суда г.Москвы от 15 ноября 2018 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 26 июня 2019 года.
Судья
Московского городского суда Н.С. Кирпикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.