Судья Московского городского суда Магжанова Э.А., изучив кассационную жалобу Ивкина С.А., поступившую в кассационную инстанцию Московского городского суда 12.09.2019 г., на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 30.05.2019 г. по гражданскому делу по иску Ивкина С.А. к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ о признании решения руководителя ДЖО МО РФ от 19.04.2018 г. незаконным, обязании восстановить на жилищном учете,
установил:
Ивкин С.А. обратился в суд с иском к ответчикам Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны РФ о признании решения руководителя ДЖО МО РФ от 19.04.2018 года незаконным, обязании восстановить на жилищном учете, в котором просил п ризнать решение руководителя Департамента жилищного обеспечения МО РФ от 19.04.2018 года N *, незаконным и обязать Министерство обороны РФ в лице руководителя ДЖО Минобороны РФ восстановить Ивкина С.А. в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма.
В обоснование своих исковых требований истец ссылался на то, что Ивкин С.А. и члены его семьи: бывшая супруга *, сын - *, состояли в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма с * года. Приказом N* от * года истец был уволен в запас по истечении срока контракта прохождения военной службы. Выслуга лет на момент увольнения истца из Вооруженных Сил РФ составила * года.
08.12.2015 года Пушкинским городским судом Московской области брак между истцом и * был расторгнут. После расторжения брака истец обратился с заявлением к ответчику о внесении изменений в жилищное дело, с просьбой исключить из состава семьи бывшую супругу *.
После обращения Ивкина С.А. по вопросу обеспечения истца жилым помещением для постоянного проживания, истец получил письмо, в котором сообщалось, что в настоящее время на жилищном учете он состоит с составом семьи 2 человека (он и сын), норма обеспечения от 36 кв.м до 45 кв.м. Кроме того указывалось, что Департамент жилищного обеспечения МО РФ не располагает жилыми помещениями данной квадратуры и в целях решения жилищного вопроса истца ДЖО МО РФ может быть рассмотрен вопрос о предоставлении истцу жилого помещения большей площадью от 54,9 кв.м. в г. Москве с учетом доплаты за превышающие квадратные метры за счет собственных средств.
* г. в адрес Департамента жилищного обеспечения МО РФ истцом было подано два заявления: с просьбой о внесении изменений в состав его семьи, исключив сына *, поскольку он имеет собственную жилую площадь, и заявление о перечислении жилищной субсидии.
Решением руководителя Департамента жилищного обеспечения МО РФ от 19.04.2018 года за N* истец был исключен из единого реестра военнослужащих, признанных нуждающимися в получении жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на основании того, что по данным Единого государственного реестра недвижимости, истцу с * года принадлежало на праве собственности * доли в праве собственности (* кв.м.) жилого помещения общей площадью * кв.м, расположенного по адресу: *, супруге истца *, с которой они находились в зарегистрированном браке (*), принадлежит на праве собственности жилое помещение общей площадью * кв.м, расположенное по адресу: *, а также жилое помещение общей площадью * кв.м, расположенное по адресу: *, сыну истца * принадлежит на праве собственности жилое помещение общей площадью * кв.м, расположенное по адресу: *, в связи с чем уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения Ивкина С.А. и членов его семьи превышает размер учетной нормы, установленной в г. Москве.
Истец не согласился с данным распоряжением, поскольку при его вынесении не учтено, что истец был поставлен на жилищный учет до 2005 года, и необоснованно, по его мнению, учтена жилая площадь бывших членов семьи.
Решением Пресненского районного суда г. Москвы от 17.01.2019 г. постановлено:
Признать решение руководителя Департамента жилищного обеспечения МО РФ от 19.04.2018 года N *, незаконным.
Обязать Министерство обороны в лице Департамента Жилищного обеспечения Минобороны РФ восстановить Ивкина С.А. в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 30.05.2019 г. решение Пресненского районного суда г. Москвы от 17.01.2019 года отменено, постановлено по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене апелляционного определения от 30.05.2019 г.
В силу ч. 2 ст. 381 ГПК РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 387 ГПК РФ).
Таких нарушений при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции допущено не было.
Согласно ст. 29 ЖК РСФСР (в редакции, действовавшей на дату принятия Ивкина С.А. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания) нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане: 1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов; 2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям; 3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно; 4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; 5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением; 6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.
Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и по иным основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР и РСФСР.
Аналогичные положения содержатся в ст. 51 ЖК РФ, согласно которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с абз. 3 ч. 1 вышеуказанной статьи, военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
На основании п. 14 ст. 15 названного Федерального закона, обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Ивкин С.А. в составе семьи из трех человек: он, супруга *, сын * были приняты на жилищный учет нуждающихся в жилом помещении для постоянного проживания с * года.
За период нахождения на учете нуждающихся в жилом помещении, брак между Ивкиным С.А. и * прекращен * года, на основании решения Пушкинского городского суда Московской области о расторжении брака.
Основания и порядок реализации военнослужащими права на безвозмездное получение от государства жилого помещения по договору социального найма регламентированы в Федеральном законе "О статусе военнослужащих" и Приказом Министра обороны Российской Федерации N1280 от 30.09.2010 года "О предоставлении военнослужащим Вооруженных сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений".
Порядок обеспечения военнослужащих жилыми помещениями, решение вопросов о предоставлении военнослужащим распределенных жилых помещений по договору социального найма входит в компетенцию уполномоченного в Министерстве обороны органа - Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 03.11.2010 года N 1455 "Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации", функции уполномоченного органа по ведению реестра и распределению военнослужащим жилых помещений в настоящее время выполняет Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - ДЖО МО РФ).
Судом апелляционной инстанции установлено, что приказом начальника связи ВС РФ от 04.12.2004 г. Ивкин С.А. уволен с военной службы в запас по истечении срока контракта о прохождении военной службы и с 31.12.2004 г. истец был исключен из списков личного состава войсковой части.
При проверке документов учетного дела Ивкина С.А. были выявлены обстоятельства, повлекшие принятие решения ДЖО МО РФ от 19.04.2018 г. N* о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
Решением Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ N* от 19.04.2018 года Ивкин С.А. и члены его семьи сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания в соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 года N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ в связи с оформлением Ивкиным С.А. и членами его семьи прав собственности на жилые помещения, утратой оснований для обеспечения жилыми помещениями, предоставляемыми для постоянного проживания. Так, п о данным Единого государственного реестра недвижимости, Ивкину С.А. * принадлежала * доля в праве собственности (что составляет * кв.м.) на жилое помещение общей площадью * кв. м, расположенное по адресу: *, то есть после признания нуждающимся в жилье истец улучшил свои жилищные условия, в связи с чем подлежал снятию с учета * г.
Однако ответчиком истец не был снят с жилищного учета и продолжал состоять на жилищном учете вплоть до 2018 года.
Сыну истца Ивкина С.А. - * на праве собственности принадлежит жилое помещение общей площадью * кв. м. по адресу: *, на основании договора купли-продажи.
Квартира, расположенная по адресу: *, общей площадью жилого помещения * кв.м, собственником которой является *, была приобретена на основании договора долевого участия, заключенного ее сыном * Согласно вступившему в законную силу 01.03.2014 года решению Красногорского городского суда Московской области за * как наследником первой очереди по закону, принявшим наследство после *, *, признано право собственности на квартиру *.
* также является собственником квартиры, расположенной по адресу: *, общей площадью жилого помещения * кв.м, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от * года и не может быть отнесена к совместной собственности супругов * и истца Ивкина С.А.
Из оспариваемого решения N* от 19.04.2018 года, усматривается, что суммарный размер жилых площадей находящихся (находившихся) в собственности Ивкина С.А. и членов его семьи составляет * кв.м, при этом уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения Ивкина С.А. и членов его семьи превышает размер учетной нормы, установленной в г.Москве (10 кв.м. на одного человека).
Как указал истец, в квартиру * (сына истца) по адресу: *, и в вышеуказанные квартиры, принадлежащие * на праве собственности, истец Ивкин С.А. не вселялся, право пользования данными квартирами не приобрел, кроме того, истцом 28.03.2018 года в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ поданы заявления об исключении сына из состава членов семьи истца и исключении * как бывшей супруги истца из членов его семьи.
Согласно выписке из домовой книги от * года, по адресу: *, зарегистрированы по месту жительства с * года Ивкин С.А. и *, с * года - *
В силу ст.55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Пунктом 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ установлено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Согласно ранее действовавшей ст. 32 ЖК РСФСР граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу ст.6 ФЗ от 29.12.2004г. N189-ФЗ "О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации. Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Таким образом, снятие с жилищного учета граждан, принятых на учет до 1 марта 2005г, может иметь место в случае, если ими утрачены основания, которые принимались во внимание при постановке их на жилищный учет.
Согласно п.10 "Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма", утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, снимаются с учета в случае: а) подачи ими заявления о снятии с учета; б) утраты оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма; в) получения в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; г) предоставления в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением военнослужащих, имеющих трех и более детей; д) выявления в представленных документах в уполномоченный орган сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, а также неправомерных действий должностных лиц уполномоченного органа при решении вопроса о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с п.16 Инструкции, решения о предоставлении жилых помещений по договору социального найма принимаются уполномоченным органом или структурным подразделением не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах военнослужащих и членов их семей на жилые помещения на всей территории Российской Федерации при отсутствии оснований для снятия военнослужащих с учета нуждающихся в жилых помещениях и подлежат реализации в срок не более чем два месяца со дня принятия.
Согласно п.18 Инструкции с военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилого помещения, указанного в пункте 17 настоящей Инструкции, в случаях истечения срока реализации решения о предоставлении им жилых помещений, а также утраты ими до заключения договора социального найма жилого помещения оснований на получение предоставляемого ему жилого помещения, о чем уполномоченный орган вручает под расписку или иным способом, свидетельствующим о факте и дате его получения, военнослужащим мотивированный отказ.
Последующее обеспечение таких военнослужащих жильем возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть, по решению органа самоуправления по месту жительства (избранного места жительства после увольнения в запас) военнослужащего, а не Министерством обороны Российской Федерации.
Истец и члены его семьи признаны нуждающимися в жилых помещениях для постоянного проживания в связи с отсутствием жилых помещений в собственности либо по договору социального найма, т.е. по основаниям, предусмотренным пунктом 1 ст. 29 ЖК РСФСР.
Пункты 1, 2 части 1 ст. 51 ЖК РФ устанавливают те же основания для признания нуждающимися в жилых помещениях для постоянного проживания.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 года N76 "О статусе военнослужащих", ч. 2 ст. 6 Федерального закона N189-ФЗ от 29.12.2004 года "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", п. 1, 2 ч. 1 ст. 51, ст. 56 ЖК РФ, приказом Министра обороны РФ от 03.11.2010 года N1455 "Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации", суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований истца, признании решения руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ от 19.04.2018 года N* незаконным и обязании Министерства обороны в лице Департамента жилищного обеспечения Минобороны РФ восстановить Ивкина С.А. в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, при этом суд первой инстанции исходил из того, что в настоящее время истец проживает в служебном жилом помещении, в установленном порядке с момента принятия на жилищный учет, жилым помещением не обеспечен, на момент принятия оспариваемого распоряжения ответчика от 19.04.2018 года обеспеченность жилым помещением истца не изменилась по сравнению с уровнем обеспеченности на дату постановки на учет в январе 2005 года, то есть не произошло изменений, в результате которых были бы утрачены основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма.
С выводами суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не согласился исходя из следующего.
В соответствии с п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
На момент увольнения с военной службы Ивкин С.А. в составе семьи из трех человек (он, супруга *, сын *) были приняты на жилищный учет нуждающихся в жилом помещении для постоянного проживания с * года. Ивкин С.А. обратился к ответчику с заявлением * года об исключении из состава семьи Ивкина С.А. его сына - *, так как он имеет собственную жилую площадь, однако решений об исключении из состава членов семьи Ивкина С.А. его сына * и бывшей супруги * не принималось, доказательств, подтверждающих принятие таких решений, как и доказательств того, что * и * не являются членами семьи * в силу ст. 56 ГПК РФ не представлено. Таким образом, Ивкин С.А. был принят на учет нуждающихся в жилом помещении для постоянного проживания с * года в составе трех человек (он, *, *) и решением N* от * года с учета нуждающихся в жилых помещениях были сняты Ивкин С.А. и члены его семьи, то есть все вышеуказанные лица.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п. 25 Постановления "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности и статусе военнослужащих" от 29.05.2014 года N 8, при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В связи с изложенным судам следует исходить из того, что гарантированное ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса РФ и Семейного кодекса РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 69 ЖКРФ, к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
Судом апелляционной инстанции установлено, что истец в настоящее время проживает в служебном жилом помещении. В установленном порядке с момента принятия на жилищный учет, жилым помещением не был обеспечен, однако он совместно с членами семьи (*) на момент принятия оспариваемого решения N* от * года, утратил основания, дающие право на получение жилого помещения, предоставляемого для постоянного проживания в связи с обеспеченностью, поскольку уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения Ивкина С.А. и членов его семьи (*), с учетом находящегося в собственности * жилого помещения общей площадью * кв.м, расположенного по адресу: *, а также находящихся в собственности * жилого помещения общей площадью * кв.м, расположенного по адресу: *, и жилого помещения общей площадью * кв.м, расположенного по адресу: *, превышает размер учетной нормы, установленной в г.Москва.
Принимая во внимание, что членам семьи истца - сыну * с * на праве собственности принадлежит жилое помещение общей площадью * кв. м. по адресу: * * - бывшей супруге истца принадлежат на праве собственности квартира, расположенная по адресу: *, общей площадью жилого помещения * кв.м, и квартира, расположенная по адресу: *, общей площадью жилого помещения * кв.м, то есть произошли изменения в жилищных условиях истца и членов его семьи, в результате которых были утрачены основания, дающие право на получение жилого помещения, Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны РФ * года правомерно принято решение N* о снятии истца и членов его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, в связи с чем оснований для признания данного решения незаконным, обязании Министерства обороны РФ в лице руководителя ДЖО Минобороны РФ восстановить Ивкина С.А. в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, не имеется.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции обоснованно отменено с постановлением по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований истца Ивкина С.А.
Доводы заявителя не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда апелляционной инстанции или опровергали выводы апелляционного определения, основаны на ошибочном толковании и применении норм материального права, в связи с чем не могут послужить основанием к отмене апелляционного определения от 30.05.2019 г.
Доводы кассационной жалобы направлены на оспаривание обоснованности выводов суда апелляционной инстанции об установленных обстоятельствах и иное толкование норм материального и процессуального права, и не могут служить предусмотренными ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены обжалуемого апелляционного определения, поскольку судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судом апелляционной инстанции или были им опровергнуты.
Ссылок на обстоятельства, которые не были исследованы судом либо опровергали его выводы, а также на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит.
Оснований для передачи жалобы для рассмотрения по существу в суд кассационной инстанции - Президиум Московского городского суда, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 381, 383 ГПК РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Ивкина С.А. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 30.05.2019 г. по гражданскому делу по иску Ивкина С.А. к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ о признании решения руководителя ДЖО МО РФ от 19.04.2018 г. незаконным, обязании восстановить на жилищном учете - для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказать.
Судья Московского
городского суда Э.А. Магжанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.